Самарскому Союзу композиторов – 80 лет
Самарский Союз, старейший в России, начинает свою историю с 1941 года, когда его основал здесь Дмитрий Шостакович. Чем занимается союз и что он может дать композиторам, есть ли конкуренция в композиторской среде, «Первому» рассказал музыкант, композитор, народный артист РФ Марк Левянт, возглавляющий Союз композиторов в последние 22 года.
Светлана ИШИНА, Олег ЛУКЬЯНОВ
По стопам гениев
— Как был образован Самарский Союз композиторов?
— История его уникальна. Во время Великой Отечественной в Куйбышев были эвакуированы выдающиеся деятели культуры, в том числе композиторы Д.Шостакович, А.Хачатурян, Р.Глиэр, Д.Кабалевский, А.Цфасман, дирижеры А.Мелик-Пашаев, С.Самосуд, пианисты Л.Оборин, Э.Гилельс, скрипач Д.Ойстрах. Через два месяца после приезда Дмитрий Шостакович взялся за организацию творческого союза, и в декабре 1941-го он был создан, состоялось первое заседание Союза композиторов, на котором Дмитрий Дмитриевич показал три части своей легендарной Седьмой симфонии. Завершал он ее в Куйбышеве, и премьера состоялась 5 марта 1942 года в нашем оперном театре. Исполнял симфонию оркестр Большого театра СССР, дирижировал Самуил Самосуд. Мы гордимся тем, что создателем нашей организации, ее первым председателем был выдающийся музыкант, гений ХХ века.
— Союз объединяет только композиторов?
— Это объединение высокопрофессиональных музыкантов – композиторов и музыковедов.
— А для чего нужен союз?
— Прежде всего союз необходим для поддержки творчества композиторов и вообще решения насущных вопросов музыкантов. Для композитора важно, чтобы его музыка звучала, поэтому мы исполняем сочинения композиторов, организуя камерные и симфонические концерты. В Самаре родились программы, вошедшие в наши фестивали и концерты. 20 лет мы проводим фестиваль современной музыки «Музыкальные автографы», «Таланты земли Самарской», «Композиторы России детям Самарской области» и др. В них участвуют ведущие самарские и российские музыканты и коллективы, композиторы Самары и выдающиеся композиторы России.
— В прошлом году был дан старт Международному фестивалю искусств «Шостакович. Самарское время. DSCH». Расскажите о нем подробнее.
— Это большой проект, который мы реализовали при поддержке правительства Самарской области и Министерства культуры РФ. Фестиваль Шостаковича я задумывал как большой многожанровый фестиваль искусств. Надеюсь, так и будет. В этом году фестиваль Шостаковича обращен к музыке ХХ века. Самарская организация Союза композиторов России более чем за 20 лет проделала большую работу по продвижению культурного имиджа Самары как города Шостаковича. В 2006 году Самарская область стала единственной в стране, которая по инициативе Самарского Союза композиторов провела Год Шостаковича, посвященный 100-летию композитора. Состоялось более 100 мероприятий. В рамках фестиваля прошли концерты, творческие встречи, мастер-классы, авторские вечера композиторов, научные конференции. Издан уникальный альманах «Шостакович. Самарское приношение. 100 лет». Благодаря нашим усилиям одна из центральных улиц Самары стала носить имя Д.Шостаковича – единственная в мире на тот момент. Все это способствовало появлению в 2019 году фестиваля «Седьмая Симфония» и открытию в Самаре памятника Д.Шостаковичу работы З.Церетели. Мы очень хотим, чтобы имя Шостаковича заняло в имидже нашего города достойное место. В фестивале искусств «Шостакович. Самарское время. DSCH» в 2020 году участвовали выдающиеся музыканты Денис Мацуев, Максим Венгеров, Полина Осетинская, Екатерина Мечетина, Владислав Лаврик, Борис Березовский, Александр Гиндин, Государственный академический Большой симфонический оркестр им. П.И.Чайковского под руководством Владимира Федосеева, актер Сергей Безруков и Московский драматический театр им. А.С.Пушкина. Теперь фестиваль называется «Шостакович. ХХ век». Сейчас мы готовим юбилейный концерт «От Шостаковича до наших дней» к 80-летию организации. Он пройдет в Самарской филармонии 14 сентября. Прозвучит симфоническая, камерная и эстрадная музыка. А гостями концерта будут наши друзья – ведущие солисты Краснознаменного ансамбля им. Александрова.
— Фестивалю еще предстоит занять место в культурной жизни региона. А какие события музыкальной, театральной жизни вы назвали бы визитными карточками Самары?
— Думаю, это традиционные фестивали, которые проводятся уже много лет. В театре оперы и балета это фестиваль им. Аллы Шелест, в филармонии – «Самарская осень», Союз кинематографистов 26-й раз проводит фестиваль «Кино – детям», СТД – «Волжские театральные сезоны», «Волга театральная». Безусловно, значим и фестиваль «Мстиславу Ростроповичу» (теперь он называется «Мариинский»). Приезд выдающегося дирижера Валерия Гергиева и оркестра Мариинского театра – каждый раз огромное событие для ценителей классической музыки. Гергиев привозит сюда талантливейших исполнителей. В свое время у нас побывали Майя Плисецкая и Родион Щедрин.
Редкая профессия
— Много ли в Самарской области композиторов?
— Композитор – профессия штучная. Много быть не может, как и писателей. Каждый талантлив и глубок. Заслуженные артисты самарской области Павел Плаксин, композитор, аранжировщик, профессор СГИК; Алла Виноградова, кандидат искусствоведения, композитор и педагог, лауреат первого Всероссийского конкурса композиторов AVANTI в номинации «Сочинение с участием этнических инструментов». Пианист и композитор Григорий Файн, композиторы Илона Дягилева, Лея Витковская, Светлана Мышкина, Вячеслав Шевердин, Василий Тонковидов и др.
— Легко ли вступить в Союз?
— Нелегко. Планка высока. И ее задали Шостакович, Хачатурян, Свиридов, Хренников, Щедрин. Мы идем по их стопам и стараемся не снижать уровень. Первое и главное условие – музыкант должен иметь профессиональное консерваторское образование по специальности «композиция». Условием приема в союз служит сочинение крупной формы – произведение для симфонического оркестра, хора, других составов. Исключение – композиторы, которые ярки в силу своего таланта, допустим, песенники, которые завоевали общественное признание, такие как Юрий Антонов, Вячеслав Добрынин – вся страна поет их песни. Но это действительно исключение. Кстати, не каждый композитор может написать хорошую песню. Это особый талант.
— Как вы начали писать музыку для театра?
— В общем, случайно. Я был студентом музыкального факультета пединститута и уже тогда писал песни. Однажды из Москвы в Куйбышев приехала корреспондент радиостанции «Юность», чтобы сделать программу о молодых исполнителях, и ей посоветовали встретиться со мной. Я ей дал записи трех своих песен, и они прозвучали в прайм-тайме эфира Всесоюзного радио. Режиссер Анатолий Головин, который ставил в театре драмы спектакль «Валентин и Валентина» по пьесе Михаила Рощина, услышал мою песню «Любимая» по радио и попросил сделать версию этой песни для театра.
И вот я пришел на премьеру, сижу на галерке и слышу, как я сам пою в этом спектакле – моя песня стала его лейтмотивом. Так все и началось.
А когда я служил в армии, меня нашел Петр Львович Монастырский, договорился с начальством, и я стал работать над музыкой к спектаклю по пьесе Михаила Шатрова «Лошадь Пржевальского». Находясь на службе, приходил на репетиции в театр – в военной форме, сапогах, как и положено солдату. После армии собирался поступать в Ленинградскую консерваторию, но получил приглашение от Монастырского работать в театре. Меня эта работа невероятно захватила, и в консерваторию я поступил только через пять лет. За эти годы написал музыку к более чем 160 спектаклям.
Искусство преображает
— Возможно ли партнерство музыки и бизнеса?
— Бизнес способствует тому, чтобы культура процветала. Поддержка музыкантов, безусловно, нужна. У нас такие примеры есть. Первый приезд в Самару Иосифа Кобзона и ансамбля им. Александрова состоялся в 2007 году в рамках фестиваля Союза композиторов «Музыкальные автографы», посвященного 100-летию Василия Соловьева-Седого, и состоялся во многом благодаря поддержке спонсоров. Приехал огромный коллектив легендарного ансамбля – 130 человек.
— Нуждается ли музыка в меценатах?
— Нуждается. Прекрасный пример тому – история отношений П.И.Чайковского и баронессы фон Мекк. Страшно даже представить, каких музыкальных шедевров лишилось бы человечество, если бы не поддержка (и в первую очередь финансовая) гениального композитора. Но и спонсоры (или меценаты), помогая искусству, приобретают в глазах общественности уважение. В том числе это говорит и об уровне их культуры и их желании внести свой вклад в развитие российской культуры. К сожалению, на наших региональных пространствах пока не можем похвастаться такими примерами.
— Какова судьба классической музыки в провинции?
— Смотря что считать провинцией. Есть примеры, когда провинциальный город становится в ряд с ведущими культурными центрами. Например, в Перми появились талантливые люди и изменили культурное пространство – галерист, экс-директор пермского музея современного искусства Марат Гельман, выдающийся дирижер Теодор Курентзис, благодаря работе которого в оперном театре Перми за этим городом закрепился статус третьей музыкальной столицы России. Наш самарский театр драмы во времена Монастырского не уступал столичным: когда он приезжал на гастроли в Москву, билеты разбирали вмиг, а за лишним билетиком стояли за несколько кварталов до театра.
— Есть ли конкуренция среди композиторов?
— У всех творческих людей есть конкуренция, это нормально. И относиться к этому надо спокойно, радоваться за талантливых людей.
— Как происходит профессиональный рост композитора?
— Рост происходит тогда, когда продолжаешь работать – писать, искать. Главное – не останавливаться. Прекрасная возможность для композиторского роста – заказ музыки. Это было во все времена, еще и до Баха, Гайдна, Моцарта. Если мы хотим растить своих композиторов, чтобы в Самаре звучала новая музыка, надо не бояться заказывать композиторам произведения. Если хотим растить своих драматургов, надо заказывать пьесы драматургам и ставить их на сцене.
— А нужна ли театрам музыка самарских композиторов?
— Всегда проще подобрать уже существующие произведения для музыкального оформления спектакля – говорю как человек, который занимался этим в театре. Но есть спектакли, где авторское участие композитора необходимо, и это уже выбор режиссера. Монастырскому это было нужно, и у нас появлялись свои оригинальные постановки, созданные самарским режиссером, самарским художником и самарским композитором. Мне в этом смысле очень повезло – моя музыка была нужна театру.
— Как приобщить человека к классической музыке? Нужно ли людям музыкальное образование?
— Я убежден, музыкальное образование необходимо всем. Музыка делает человека интереснее, сердечнее и даже умнее, особенно если человек владеет музыкальным инструментом. Известно, что при поступлении в вузы, помимо оценок, спорт и музыка – важнейшие составляющие. Сегодня во многих школах и вузах есть оркестры. Сегодня в мире концерты классической музыки становятся элементами моды, и это хорошо. А молодые люди откроют для себя богатство классической музыки.
— В этом году вам исполняется 70 лет. Есть ли у вас мечта, которую очень хотелось бы осуществить?
— Сейчас я погружен в подготовку юбилейного концерта Союза композиторов, это важная веха. Мы много лет занимаемся поддержкой российских композиторов, пропагандой их музыки. Участниками наших фестивалей и концертов были Андрей Эшпай, Родион Щедрин, Александр Чайковский, Евгений Крылатов и многие другие. С нами работают солисты филармонии и оперного театра, актеры, эстрадные исполнители, все оркестры, которые есть в Самаре. Буду рад, если когда-нибудь осуществится моя давняя мечта – создать Дом музыки или Центр музыки и творчества, где под крылом профессионалов объединятся все – исполнители классической и эстрадной музыки, композиторы, музыковеды, музыкальные педагоги, театр песни, самодеятельные музыканты и представители народного искусства. Дом музыки стал бы притяжением всех людей творчества.2
Дмитрий Азаров, губернатор Самарской области
– Самарскую организацию Союза композиторов России можно назвать старейшей и уникальнейшей. Ведь создана она 80 лет назад, в особый для нашей страны год начала Великой Отечественной войны. И организовал этот Союз, причем одним из первых в России, великий пианист, дирижер, композитор и общественный деятель Дмитрий Дмитриевич Шостакович. С тех пор организация активно способствует изучению, сохранению и пропаганде отечественной музыки, возрождению культурных традиций.
Музыка всегда была неотъемлемой частью культуры в Самарской губернии. С незапамятных времен на берегах Волги звучали песни народов края, творили талантливые музыканты, композиторы. Отрадно, что все годы существования Самарская организация Союза композиторов России тщательно заботится о музыкальном наследии нашего региона. Свидетельством тому служит успешная работа при самарском Союзе композиторов в единственной в России организации – фольклорной комиссии по изучению народного творчества губернии от села к селу.
Высокую планку деятельности Самарской организации Союза композиторов России задали мэтры музыкального искусства – А.И.Хачатурян, К.М. и Р.К.Щедрины, Р.М.Глиэр, А.Я.Эшпай и другие. Поэтому не удивительно, что Союз композиторов в нашей губернии всегда восхищал талантом входящих в него музыкальных деятелей. Должный уровень композиторской техники, способность создавать яркие и выразительные мелодии и темы в сочетании с гражданской ответственностью, преданностью делу и любовью к Родине позволяют членам Самарской организации Союза композиторов России приносить огромнейшую пользу жителям губернии, вдохновляя людей своим творчеством и проводимыми мероприятиями, оказывая помощь молодым композиторам и ветеранам, поддерживая и продвигая произведения наших авторов, их творчество, сохраняя при том условия для свободного творчества и развития музыки.
Имена композиторов нашей губернии – Григория Файна, Аллы Виноградовой, Павла Плаксина, Илоны Дягилевой, Леи Витковской, Вячеслава Шевердина и других – широко известны. Проводимые Союзом международные фестивали и музыкальные программы знают и ценят поклонники музыкального искусства как в Самарской области, так и далеко за ее пределами.
Выражаю глубокую благодарность всем членам Самарской организации Союза композиторов России и ее председателю, уже более 20 лет возглавляющему наш Союз, народному артисту Российской Федерации Марку Григорьевичу Левянту за эффективную многогранную деятельность и огромный вклад в укрепление культурного потенциала Самарской области.
От всей души желаю Самарской организации Союза композиторов России процветания, а ее представителям – крепкого здоровья, вдохновения, новых идей и блистательного их воплощения!