«Семья – ребенок – детский сад» – единственно правильная универсальная формула
Образовательная отрасль Самарской области умеет удивлять достижениями, инновациями, яркими личностями в педагогике. Знакомство с Самарским детским садом №466 комбинированного вида – очередное открытие. В этом году дошкольное учреждение отмечает 50 лет со дня основания. И пять лет его возглавляет управленец с двумя высшими образованиями, 25-летним стажем в отрасли, единственный мужчина в Самарском регионе, работающий в должности заведующего детским садом, – Павел Гринько.
Людмила КРУГЛОВА, Алексей ГУБАРЕВ (фото)
— Серьезная дата – 50 лет дошкольному учреждению. Анализируя пройденный путь, что вы отметили бы?
— Прежде всего, хочу поздравить коллектив с большим юбилеем, пожелать и дальше совершенствоваться в профессиональном плане. Безусловно, особенность детского сада – в его замечательных традициях, заложенных с первых дней работы, которые получили развитие при заведующей Ольге Тимофеевне Присяжнюк, почетном работнике общего образования РФ. Ольга Тимофеевна была руководителем с 1998 по 2016 год. Одна из системных характеристик дошкольного учреждения – непрерывность образования, которое ребенок последовательно получает на всех ступенях развития. Ключевой фактор – преемственность между поколениями, когда старшие сотрудники являются наставниками молодых. Родители чаще всего помощники, но, к сожалению, многие еще остаются созерцателями. Хотя очевидно, что «семья – ребенок – детский сад» – это единственно правильная универсальная формула. В целом мне нравится, что сегодня у нас есть ощущение большой семьи, это важно, потому что наши сотрудники с эмпатией подходят к своему делу.
— Как на базе детского сада идет апробация инновационных площадок?
— Площадка федерального проекта «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров» успешно развивается, сейчас мы приступили к реализации проекта «Культура народов Поволжья». Мы возродили аутентичные праздники, знакомим детей с обрядами и народным творчеством. Во время пандемии многое происходит в цифровом формате, сегодня мы – часть огромной всероссийской площадки, интегрированы в эту систему, и оказалось, что такой культурный обмен – это большой инновационный шаг в развитии детского сада. На всероссийский конкурс творчества дошкольников мы представили четыре проекта: культура и обряды России, Татарстана, Мордовии и Чувашии, три из них стали победителями. По сути, мы продолжаем наши традиции: в 1980-х годах в садике это направление активно развивалось. Отсюда и начинается формирование патриотических чувств у детей.
— Именно дошкольному периоду вы придаете такое серьезное значение?
— Да. Дошкольное воспитание – это огромная ответственность. Поэтому мы, педагоги, не имеем права ошибаться. Мы должны просчитывать и обдумывать все свои действия. Воспитателям нельзя расслабляться: в момент общения с детьми они ежесекундно служат примером. Поскольку я веду уроки и в школе как учитель (в этом году у меня 11-й класс), то вижу детей в динамике, от 2 до 17 лет. Поверьте на слово, все педагогические промахи видны, и чаще всего они идут из дошкольного этапа и раннего школьного возраста. Результат воспитательной работы всегда отсрочен, а потом исправить допущенные ошибки очень сложно или невозможно.
— В детском саду работает сильный состав педагогов. Это ваша заслуга?
— И моя тоже. Коллектив и пять лет тому назад был сплоченным и высокопрофессиональным. Но, безусловно, на тот период накопился ряд проблем, в том числе и финансово-хозяйственных, которые надо было решать. Удалось подключить к управлению профсоюзную организацию под руководством Ирины Федоровны Чумаченко, теперь профсоюз – первый помощник в решении многих вопросов. Со стороны администрации я всячески поощряю любые начинания сотрудников, направленные на развитие учреждения, инновационный поиск, профессиональный рост. Большой плюс, что наши сотрудники замотивированы на достижения. За эти годы 80% педагогов повысили свою квалификацию, некоторые из них сразу по двум специализациям. Учитель-дефектолог Елена Щербакова работает по собственной авторской программе. У нее потрясающие результаты, например, девочка с серьезными дефектами речи на выпускном празднике пела сольную песню, за сравнительно небольшой отрезок времени педагог добилась запланированного результата. Воспитатель ясельной группы с 30-летним стажем Раиса Федоровна Кузнецова освоила новые профессиональные навыки, современные методы воспитания и спустя 30 лет подтвердила свою высшую категорию. Воспитатель Светлана Геннадьевна Рубцова получила высокую награду – Почетную грамоту Министерства образования и науки РФ. Все это – результаты профессиональной активности педагогов.
— Как реализуются национальные проекты «Образование» и «Демография»?
— Участвуя в проекте «Успех каждого ребенка», мы стремимся к социальной успешности ребенка, а она закладывается в дошкольном периоде. У наших детей большой арсенал для раскрытия способностей: робототехника, художественно-эстетическое, спортивное направление, представленное тхэквондо. Совсем недавно открыли группу «Игровой английский». Занятия пользуются большой популярностью, за год дети показали хороший уровень освоения языка. В рамках нацпроекта «Демография» логопед и психолог оказывают консультационную помощь семьям с детьми до 3 лет, большую творческую работу проводит воспитатель Марина Владимировна Романова. Кроме того, в этом году мы увеличили количество мест в детском саду, в том числе и для детей 2-3 лет, ясельного возраста. В старших группах активно используем мультимедийное оборудование, и в школу дети идут уже с определенным багажом. Согласно проекту «Молодые профессионалы», учимся постоянно, все сотрудники владеют IT-технологиями, участвуют в конкурсах, публикуются в интернет-изданиях федерального уровня.
— По мнению родителей и педагогов, с приходом руководителя-мужчины в саду видны качественные изменения, с хозяйственной точки зрения чувствуется мужская рука.
— И мне как мужчине-руководителю женщины помогают!.. Я могу построить забор, скосить траву, сделать навесы, окна, но выбрать шторы в музыкальный зал получится по-мужски, а здесь нужен женский взгляд. Наши женщины-профессионалы создают красоту в детском саду и делают это прекрасно, творчески, вызывая восторг у детей. Это дорогого стоит. Я всегда говорю, что наша миссия – организовать детям счастливое детство.
— Удается?
— У меня есть традиция: в 8 утра встречать детей с родителями на территории сада, а вечером провожать их домой. Я вижу, что дети идут в сад охотно, с эмоциональным подъемом. Стараюсь здесь же поговорить с родителями, в неформальной беседе выяснить проблемы и пожелания, чтобы они не ждали приема в кабинет к заведующему. Чаще всего живой отклик родители ценят. Во всяком случае, удовлетворенность дошкольным образованием у наших родителей на высоком уровне.
— В чем специфика вашей работы?
— Мы отвечаем за здоровье и безопасность детей 12 часов. И каждый из нас представляет образовательную отрасль большого города, которую мы не имеем права подвести. Нам всем приятны положительные отклики, но я слукавлю, если не скажу, что статус учителя надо повышать. Именно в дошкольный период, пока ребенок видит жизнь глазами родителей, взрослые должны участвовать в формировании положительного имиджа педагога. Каждое утро родители доверяют нам самое дорогое – своего ребенка, а если доверяешь самое дорогое, то и отношение к педагогу должно быть, как к себе. Тем более что наши педагоги вкладывают в детей столько любви, что ее хватает на всех. Уверен: профессия дошкольного педагога имеет огромную ценность и достойна глубочайшего уважения.
Надежда Осипенко, мама воспитанницы подготовительной группы:
— Наши воспитатели – неравнодушные, любящие детей, отдающие им тепло своих сердец. Критериями в их работе служат энтузиазм, добросовестность, искренняя заинтересованность в успехе каждого воспитанника. Мы, родители, понимаем, что счастливые глаза наших детей – результат слаженной, грамотной работы всего трудового коллектива во главе с компетентным руководителем. Благодаря профессионализму сотрудников детского сада мы абсолютно уверены, что у наших детей яркое, прекрасное, неповторимое детство. Желаем любимому саду процветания, успеха и стабильности! Спасибо вам за наших детей!