Школа-интернат успешно решает задачи по созданию инновационного образовательного пространства
В самарской школе-интернате №115 обучаются дети с ментальными нарушениями, которые нуждаются в особой коррекционно-развивающей среде. Им требуется много внимания и всесторонняя поддержка, и они ее получают от своих главных наставников – педагогов. С 2018 года школа работает в статусе регионального ресурсного центра по комплексному сопровождению детей с расстройствами аутистического спектра.
Людмила МАРТОВА
Главные наставники
За три года в школе разработана и реализуется инновационная модель организации учебного процесса для детей с расстройствами аутистического спектра. Освоив эффективные технологии, педагоги неоднократно представляли свой опыт коллегам.
17 сентября 2019 года в школе прошел Всероссийский семинар-практикум «Создание системной модели при организации обучения детей с расстройствами аутистического спектра». В работе приняли участие ученые Московского государственного педагогического университета и Самарского государственного социально-педагогического университета, педагоги-практики коррекционных школ Башкортостана, Еврейской автономной области.
В апреле 2021 года на базе школы состоялась видеоконференция с участием социальных партнеров – Уфимской коррекционной школы-интерната №63 и школы-интерната Еврейской автономной области. Такое взаимодействие дает новый импульс для профессионального роста педагогов. К примеру, учитель начальных классов Н.П.Горлачева активно делится своими методами работы на семинарах, педагог-психолог Г.В.Трифонова представляла опыт на региональных научно-практических конференциях ЦСО Самарской области. Но главным вдохновителем и организатором всей деятельности в школе является директор Татьяна Томенко. Ее идеи ложатся в основу многих новых направлений. За высокие заслуги в образовании Татьяна Юрьевна отмечена наградами и грамотами федерального и регионального уровня.
Все, что нужно для развития

Большое внимание в школе уделяется развитию материально-технической базы. Кабинет для детей с РАС создан по образу квартиры и разделен на секторы, предназначенные для определенного вида деятельности. На благотворительные средства в классе установлен интерактивный комплект, а также приобретено специальное оборудование: интерактивная панель «Сказочный домик», комплект «Спортивная тележка», настольная панель «Звездочки», Юнгианская песочница «Супер», логопедические кубики.
Актуальное направление – работа с родителями: в школе постоянно проводятся семинары-практикумы, тренинги, анкетирование. Создан родительский клуб «Мы вместе». При этом даже во время режима самоизоляции работа клуба не прекращалась: занятия с родителями проводились по скайпу.
Эффективная система дополнительного образования успешно работает: это кружок спортивного танца, кружок «Юный поваренок», рисования «Радуга чудес», исторический кружок, хорового пения, спортивный, кукольный театр «Теремок», образцовый театр моды «Золотая пчелка». Дети с РАС успешно выступают и побеждают на различных фестивалях и конкурсах. Именно на творческих занятиях наиболее эффективно осуществляется коррекционно-развивающая работа, направленная на освоение коммуникативных навыков и социально приемлемых норм поведения. Два раза в год специалисты школьного консилиума проводят диагностику, фиксируя динамику развития каждого ребенка. На этой основе педагоги разрабатывают индивидуально ориентированные коррекционно-развивающие программы, осуществляют мониторинг по результатам работы. Хорошая динамика – это показатель высокого профессионализма команды школы-интерната.

Татьяна Томенко, директор ГБОУ СО «Школа-интернат №115 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья г.о. Самара», почетный работник образования РФ, отличник профессионально-технического образования РФ, кандидат педагогических наук:
— Серьезная системная работа, которая проводится педагогами, позволяет детям с различной степенью нарушения интеллекта не только добиваться успеха в обучении и на творческих занятиях, но, главное, у них появляется стремление к активной жизни, возможность самореализации.