Быть в диалоге

25 ноября 2021

Елена Лапушкина: «Я хочу, чтобы самарцы видели воплощение своих идей»

Легко ли руководить хозяйством огромного мегаполиса в кризис, вызванный пандемией?
О некоторых значимых итогах года, о том, что стоит за впечатляющим изменением облика Самары, о планах на будущее, а также о том, чем живет областная столица сегодня, «Первому» рассказала глава Самары Елена Лапушкина.

Оксана ФЕДОРОВА, Олег ЛУКЬЯНОВ

Город преобразился

Еще несколько лет назад Самара выглядела иначе. Люди быстро привыкают к новой реальности. Какие изменения за последнее время вы назвали бы самыми значительными?

— Хотелось бы, конечно, выделить обновленные общественные территории. Они от года к году получаются интереснее, а главное – они востребованы!

Безусловно, первое место здесь принадлежит знаменитой самарской «Вертолетке» – видовой площадке в Управленческом. Ее благоустройство мы завершили летом этого года. Хочу сказать, что в этом большая роль губернатора, Дмитрия Игоревича Азарова. Изначально это было его идеей – обновить любимое всеми самарцами пространство. И он помог городу с финансированием этого проекта.

Мне нравится и Крымская площадь. Здесь все получилось в комплексе: и здание конституционного суда, и прилегающие территории и дороги.

Мне очень нравится и сквер Фадеева на проспекте Ленина – большая территория со своей логикой и историей. При работе над проектом его благоустройства мы старались подчеркнуть его связь с космической тематикой. Каждый день вижу здесь играющих детей и их родителей, людей старшего поколения, спортивную молодежь.

«Вертолетка» – смотровая площадка в поселке Управленческий

В сентябре мы закончили благоустройство сквера Памяти борцов революции. Рядом с ним появился «Сад баланса». Таким образом, вся территория вблизи обновленной Фабрики-кухни – ныне филиала Третьяковской галереи – преобразилась.

При благоустройстве этого сквера мы вместе с проектировщиками, специалистами ландшафтного дизайна старались использовать самые современные технологии. Был разработан специальный дендроплан, который учитывает сезонность цветения высаженных растений, их высоту, сочетание друг с другом. Конечно, в этом году мы не успеем увидеть всю красоту нового ландшафта в силу того, что растения еще только принимаются и укрепляются на новом месте. Но уверена, что уже ближайшей весной мы будем приятно удивлены!

Еще одним позитивным изменением последних лет является строительство новых школ и детских садов. Меня это очень радует! Спасибо нацпроектам, инициированным президентом РФ В.В.Путиным, – они дают нам существенное финансирование для решения важнейших задач.

Хорошие тенденции наблюдаются и в сфере культуры. Обратите внимание, как сейчас в городе обновляются библиотеки! Мы не просто делаем красивый ремонт, а превращаем обычную библиотеку в современный информационный центр, пространство для общения и получения знаний. Выделяются деньги на обновление фондов, электронные библиотечные системы, мультимедийное оборудование для проведения лекториев, читок, встреч с авторами книг. Здесь самарцы общаются, дискутируют, встречаются с друзьями, задумывают и реализуют общественные инициативы, городские социальные проекты.

Библиотека на Аэродромной-Революционной «Книговичок»

Например, библиотека на ул. Аэродромной, 16 обновлена по специальному дизайн-проекту. В ней создано уютное комфортное пространство для проведения досуга. Скоро откроются после модернизации прекрасная библиотека имени Крупской на ул. Самарской, детская библиотека на ул. Ленинградской. Все это стало возможным благодаря реализации нацпроекта «Культура».

В рамках того же нацпроекта мы даем новую жизнь домам культуры. Даже не домам, а дворцам – настолько красива их архитектура! За последние несколько лет капитально отремонтированы ДК «Октябрь», ДК «Нефтяник». Активно ведется реставрация ДК им. Литвинова на пл. им. Кирова. Это красивейшее здание является объектом культурного наследия советского периода, и замечательные мозаичные панно здесь бережно восстанавливают приглашенные нами специалисты-реставраторы.

Изменения происходят, и это меня очень радует. Мне нравится, что люди привыкают к хорошему. И мы стараемся постоянно повышать планку для себя при работе с городскими объектами.

ДК «Октябрь»

Есть ли программа благоустройства аналогичных мест, находящихся вдали от центра?

— Уже несколько лет реализуется программа «Формирование комфортной городской среды», в основе которой лежит вовлеченность горожан в процессы благоустройства.

Там, где обновление территории больше всего востребовано, больше всего людей и голосует. На практике география у нас обширна, программа успешно работает абсолютно во всех районах города.

Кроме того, мы активно участвуем в губернаторском проекте «СОдействие». Благодаря ему мы привлекаем не только бюджетные средства, но и социально ответственный бизнес для участия в том или ином проекте. Программа очень популярна среди городских сообществ – ТОС, общественные советы микрорайонов, активы жителей той или иной территории инициативно выдвигают свои проекты благоустройства и получают финансирование на их реализацию. Им на месте виднее, как именно организовать территорию, чтобы она отвечала потребностям жильцов. Получаются очень интересные решения.

Второй год мир живет в условиях пандемии, сегодня Самара с новой силой борется с этим вызовом. Как Самара проходит это испытание в сравнении с другими миллионниками России, зарубежными мегаполисами?

— Очень не хочется сравнивать. Во-первых, все мы разные, а во-вторых, сейчас абсолютно все муниципалитеты, все регионы несут колоссальную нагрузку: финансовую, социальную. У нас были серьезные трудности в прошлом году по наполнению бюджета, мы были вынуждены поставить в стоп-лист важные платежи, проекты.

Все это болезненно сказывается и на настроении людей. Крайне тяжело даются решения об ограничениях. Понимаю, как люди переживают, когда нет возможности навестить, обнять, поддержать своих близких. Это испытание и для власти, и для общества, для всех нас. Когда врачи говорят «живем, как на войне», понимаю, что это не игра слов. Это действительно так!

Вы оптимист в этом смысле?

— Я в принципе оптимист. Знаю, что наш народ, наши люди исторически выдерживали тяжелые испытания, и с этим испытанием, убеждена, совместными усилиями мы справимся. Мне очень хочется рассчитывать на поддержку людей. Власть не может победить пандемию одна, без поддержки людей. Как долго это продлится, не могу сказать, я не врач. Конечно, хотелось бы проснуться однажды утром и увидеть в сводках цифру «ноль»: ни заболевших, ни умерших, свободный коечный фонд в больницах, врачей, занимающихся плановой работой… Так и будет! Нам надо просто все это выдержать.

Крымская площадь

Экономить на развитии не хочется

— Особым испытанием для города, верно, стало сокращение доходной части бюджета Самары. Насколько драматической была, а может, и остается ситуация? Как вам удается поддерживать работу городского хозяйства?

— Главное для нас – сохранять социальную направленность бюджета и стабильное жизнеобеспечение города.

Здесь хочу поблагодарить правительство Самарской области и лично Дмитрия Игоревича Азарова. Говорю это искренне, потому что без финансовой поддержки региона ситуация была бы плачевной. Благодаря перечисленным выше мерам и поддержке областного правительства нам удалось сохранить бюджет сбалансированным.

У нас очень серьезно упал пассажиропоток в транспорте. А это зарплата водителей, кондукторов, ремонтников, возможность обновлять парк транспорта, приобретать запчасти и многое другое.

Многих средств требует и дезинфекция подвижного состава, а ведь этих трат мы ранее не просчитывали, просто не могли предугадать! Это и траты на санобработку общественных пространств: обрабатываем парки, скверы, управляющие компании обрабатывают подъезды. Долгое время не получали дохода некоторые муниципальные предприятия: МП «Самарская Набережная», МАУ «Парки Самары», и мы были вынуждены поддерживать и их из бюджета.

Конечно, для городской казны все это крайне тяжело, но мы определяем приоритеты и справляемся. Экономить на развитии ведь тоже не хочется, не хочется откатываться назад, хочется поступательно двигаться вперед.

Да, ведь именно малый бизнес – важнейший доходный источник муниципальных бюджетов. В какой степени городу удалось сохранить этот сегмент экономики? Как вы оценили бы в целом ситуацию в этой сфере? И каковы планы ее развития, за счет чего Самара рассчитывает нарастить долю малого и среднего бизнеса?

— То, что малый и средний бизнес столкнулись с экономическими трудностями, – бесспорно. Но ни государство, ни регион, ни муниципалитет в своей зоне ответственности не отвернулись, не бросили их один на один с этой бедой. Предоставляется поддержка.

Но очень хочется взаимности: да, власть протянула руку помощи, но и бизнесу честно надо выполнить все меры по ограничению! QR-код, прививка, социальная дистанция – все это забота о людях.

Сквер Фадеева

Парковки преткновения

— Очевидно, что в городе не хватает парковочных мест. В процессе благоустройства ликвидированы многие уже существующие парковки, а автомобилей становится больше. Какие решения этой проблемы готовит администрация? Будут ли установлены платные парковки в Самаре? Решит ли это проблему?

— Очень надеюсь, что это случится, потому что сегодня платные парковки – один из самых грамотных выходов в сложившейся ситуации. Платные парковки уже внедрены во многих городах России. Хочу отметить, что три года назад принят 443-й федеральный закон, в котором отдельно урегулированы вопросы организации платных парковок. То есть определенный вектор в этом направлении наблюдается и на федеральном уровне.

Как правило, мы боимся того, чего не знаем. Введение платных парковок как раз упорядочит движение, в том числе и в центре города. Позволит мобильно двигаться, безопасно оставлять свой транспорт, развивать территорию. Мы исходим из того, что улично-дорожная сеть – ограниченный ресурс. Регулирование его использования необходимо, ведь количество автомобилей только растет.

Сегодня мы ведем плановую работу по формированию нормативной базы для последующей реализации проекта платных парковок. На данный момент на уровне городской администрации утвержден перечень мест, где планируется создание платных парковок, принята методика по расчету стоимости платы.

Реализация проекта планируется поэтапно, начиная с исторического центра города. Перечень участков улично-дорожной сети, на которых планируется внедрение платных парковок, обсуждался на заседаниях городской комиссии по парковкам с участием представителей Самарской губернской думы и думы городского округа Самара, а также органов ГИБДД, профильных министерств и ведомств.

Конечно, мы учитываем и мнение жителей Самары. Различные опросы подтверждают, что подавляющее большинство участников дорожного движения за реализацию этого проекта.

Прогнозируем, что такое решение, особенно на начальном этапе, вызовет, в том числе, негативные отклики. Вместе с тем иного пути по снижению нагрузки на улично-дорожную сеть не выработано ни в одном крупном городе страны. Там, где платные парковки уже работают, со временем общественное мнение приходит к пониманию, что это полезная мера. Ведь ни один из городов, где были внедрены платные парковки, впоследствии не отказался от указанного проекта!

Насколько серьезным будет удар по кошелькам автовладельцев?

— У нас планируются значительно более льготные условия пользования платными парковками, чем в других городах. Плату за пользование парковками в Самаре планируется взимать только в период наибольшей загрузки улично-дорожной сети, с 08:00 до 20:00, и только в рабочие дни. За краткосрочную парковку до 15 минут плата взиматься не будет. В выходные и праздничные дни парковками можно будет пользоваться бесплатно.

При реализации проекта в Самаре, как и в других городах, будут предусмотрены льготы для социально незащищенных категорий жителей. Для тех, кто часто пользуется личным транспортом, будут предусмотрены абонементы на пользование платной парковкой.

Сквер Аксаковых

Жилье и комфорт

Для большинства городов постсоветской эпохи остро стояла проблема износа коммунальной инфраструктуры. Насколько известно, Самаре удалось переломить негативный тренд и начать обновление сетей. За счет чего это сделано, насколько устойчива новая тенденция? Есть ли у вас сегодня понимание, за сколько лет город доведет свою коммунальную инфраструктуру до нормативного состояния? Какой объем инвестиций необходим для этого?

— Износ коммунальных сетей у нас очень высок – свыше 70%. Такая проблема встречается во многих городах. Самара стала одним из первых городов-миллионников, перешедших на модель «альтернативной котельной», когда устанавливается долгосрочный предельный уровень тарифа на тепловую энергию. Благодаря этому увеличились инвестиции на перекладку теплосетей. Столь масштабных перекладок город не видел последние 30 лет – с 90-х годов прошлого столетия! Для сравнения: если, к примеру, в 2017 году на обновление теплосетевых коммуникаций областной столицы израсходовали около 1,1 миллиарда рублей, то инвестиции в 2020 и 2021 годах составляют около пяти миллиардов.

Что касается сетей холодного водоснабжения, чтобы преодолеть проблему колоссального износа, мы несколько лет назад перешли на концессию с ресурсоснабжающей организацией и разработали инвестиционную программу. Таким образом, объемы вложения средств в перекладку сетей холодного водоснабжения также существенно увеличились. Сегодня компания «РКС» ведет активную модернизацию не только магистралей, но и городских очистных канализационных сооружений.

Благодаря нацпроекту «Экология» город получил большой объем средств на оборудование ультрафиолетовой станции обеззараживания. Сейчас этот проект реализован в полном объеме, и Самара уже в ближайшее время полностью откажется от хлорирования воды и сброса хлорсодержащих сточных вод в Волгу.

Как Самара справляется с проблемой расселения из ветхого и аварийного жилья?

— У Самары богатая история и уникальная архитектура. Сохранилось много старых домов, в том числе построенных еще до революции. К сожалению, время накладывает свой отпечаток. Многие жилые дома того времени являются аварийными. Одно из важных направлений нашей работы – обеспечение безопасности людей, проживающих в таких домах. У нас действует программа расселения, и благодаря нацпроекту «Жилье и городская среда» в последние годы значительно увеличилось ее финансирование. Соответственно, выросли темпы обеспечения жителей безопасным жильем.

Если раньше мы расселяли единичные квартиры, то сейчас речь идет о сотнях семей, о сотнях новых квартир. У нас уже сформированы планы и на четвертый-пятый этапы программы, есть серьезное финансирование. Главное, чтобы вместе с нами с этой задачей справлялись и застройщики, которые участвуют в аукционах по покупке муниципалитетом квартир.

Болезненна для многих жителей тема уплотнительной застройки в городе и в целом проблема переуплотненности некоторых микрорайонов. Существуют ли и соблюдаются ли в Самаре нормативы по количеству социальной инфраструктуры на 1000 жителей: парковок, мест в детсадах, школах, поликлиниках?

— К сожалению, на границе девяностых и начала двухтысячных годов в Самаре зародилось несколько микрорайонов с новой переуплотненной застройкой.

К примеру, это жилые комплексы вдоль улицы Солнечной, от 5-й до 7-й просек, а также ЖК «Ботанический» в Постниковом овраге.

Предоставление земельных участков в этих районах осуществлялось в тот период, когда действовала старая редакция Земельного кодекса. Земельные участки предоставлялись без аукционов, по актам о выборе земельных участков, без какой-либо нагрузки в виде необходимости резервирования земель и строительства социальных объектов. Это привело к тому, что на территориях этих жилых комплексов, конечно же, имеется дефицит школ и детских садов. Ведь существующие с советских времен образовательные учреждения не рассчитаны на такой прирост населения.

Администрация города, разумеется, прилагает максимальные усилия, чтобы нивелировать ситуацию в этих районах. Нам удалось сберечь муниципальные земельные участки, приобрести из федеральной собственности земельный участок на 5-й просеке, на котором сегодня мы уже построили одну новую школу на 600 мест и завершаем строительство второй школы на 850 мест со встроенным детским садом на 75 мест.

Новая застройка, которая планируется сегодня, осуществляется на основании проектов планировки территорий, в которых в обязательном порядке учитываются необходимые социальные объекты. Резервируются земельные участки для новых школ и новых детских садов.

В правилах землепользования и застройки сегодня действует норматив – одно парковочное машиноместо на одну квартиру. К сожалению, этот норматив действует недавно, лишь с февраля 2017 года. В связи с тем, что закон обратной силы не имеет, распространить его на разработанную до 2017 года проектную документацию было невозможно. Поэтому сейчас некоторые дома достраиваются и вводятся в эксплуатацию не в полной мере соответствующими нормативу.

Исключение составляют объекты, связанные с завершением строительства так называемых домов с «обманутыми дольщиками». На таких объектах, ввиду того что их строительство было начато 10 и более лет тому назад, сегодня физически невозможно реализовать коэффициент машиноместа «один к одному», и без данного отклонения получается, что ввести в эксплуатацию такой объект просто в принципе будет нельзя, соответственно, и не решить вопроса «обманутых дольщиков».

Однако сегодня администрация города принципиально не принимает отклонения по параметрам парковочных мест. Это побуждает застройщиков сразу проектировать объекты, соответствующие нормативу.

А как реализуется решение о придании Самаре статуса исторического поселения? С какими проблемами столкнулась администрация города?

— Решение о придании Самаре статуса исторического поселения было принято в декабре 2019 года. С того момента в городе и области была проведена огромная работа по формированию нормативно-правовой базы.

Сформирован перечень ценных градоформирующих объектов, разработан проект объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, завершается работа над требованиями к градостроительным регламентам в границах исторического поселения. В ближайшее время все эти документы будут утверждены.

После этого будут внесены соответствующие изменения в Генеральный план и Правила землепользования и застройки города.

Проводя работу по этим направлениям, мы исходим из того, что решения должны приниматься максимально взвешенными. С одной стороны, модель исторического поселения не должна затормозить развитие исторического центра. С другой, статус исторического поселения нацелен на то, чтобы максимально сохранить историческую идентичность центра Самары.

Поэтому мы вместе с коллегами из Управления государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области, министерства строительства Самарской области самым тщательным образом анализируем все особенности территории, подробно рассматриваем каждый квартал исторической части Самары, прежде чем принимать решения. Советуемся с экспертным сообществом, дискутируем. Правила игры должны быть максимально понятными и прозрачными для всех участников – власти, жителей, инвесторов, застройщиков, бизнесменов.

Сад Баланса

Город, где хочется жить

За последние годы самарцы уже стали привыкать ездить по хорошему асфальту, а регион один из лидеров нацпроекта «Безопасные и качественные дороги». Но и разбитых улиц в городе еще немало, особенно второстепенных, внутри микрорайонов. Когда и как планируется довести до нормативного состояния 100% дорог в областном центре?

— Вы правы, нацпроект «Безопасные и качественные дороги» активно реализуется в Самаре. Только за последний год отремонтировано свыше 66 км городских магистралей. Это такие важные улицы, как Арцыбушевская, Ленинская, Куйбышева, Аэродромная, Дзержинского, Южное шоссе и другие, всего более 60 объектов! В этом году отремонтировали дороги в периметре Фабрики-кухни – проспект Масленникова, улицу Луначарского.

Обновили большими картами Ракитовское шоссе, проложили там ливневку, тем самым решили застарелую проблему этой важной городской артерии. В этом году выполнен первый этап комплексного ремонта проспекта Кирова, включая путепровод, трамвайные пути. В ближайшие годы мы планируем продолжить эту работу.

Что касается внутриквартальных дорог и проездов – это полномочия внутригородских районов. В последнее время на это направление стало выделяться финансирование. Средства на ремонт дворовых проездов, тротуаров и парковок на дворовых территориях районы получают из регионального министерства транспорта и автомобильных дорог. В 2021 году объем финансирования составил 431 миллион рублей. На эти деньги благоустроено 144 дворовые территории Самары.

Мы продолжаем эту работу, районные администрации формируют адресный перечень дворовых территорий, на которых планируется ремонт дворовых проездов, тротуаров и парковок, на 2022 год.

Президент Владимир Путин изначально потребовал, чтобы решения по благоустройству в программе «Комфортная городская среда» принимали сами жители. Как реализуется этот принцип в Самаре, насколько полно учитываются интересы горожан?

— Мы стараемся учитывать их максимально полно. По итогам рейтингового голосования за ТОП пространств, которые будут благоустраиваться по программе в 2022 году, Самара заняла первое место среди городов России по количеству проголосовавших! Это говорит о вовлеченности людей в процессы благоустройства.

Ведь все проекты в принципе изначально рождаются именно у жителей города. От них идут идеи, замыслы, пожелания, вокруг которых мы вместе с проектировщиками выстраиваем концепцию будущего парка или сквера. Где-то это фонтан, где-то историческая изюминка, где-то реликтовые деревья. Бывает, люди не знают некоторых нюансов, границ инженерных коммуникаций, «красных линий», законодательных ограничений. И по факту дизайн претерпевает изменения. Но основные идеи, основные посылы на каждой территории мы совершенно точно сохраняем, всегда стараемся принимать решения в диалоге с жителями. Это и обусловливает активность самарцев – воплощение собственных идей!

Обсуждение закрыто.