Артерии страны

27 декабря 2021

Самарская область – в основе единой опорной транспортной сети, создаваемой в России

Самарский регион в 2021 году был на передовой решений, озвученных президентом страны в послании-2021. Речь – об инфраструктурных кредитах, которые по инициативе Владимира Путина решено выдавать регионам-лидерам. Лидерство Самарской области в эффективных практиках при реализации глобальных инфраструктурных транспортных проектов было отдельно отмечено в ходе XV международного форума «Транспорт России», который состоялся 16 ноября в Москве.

Оксана ФЕДОРОВА. Фото: «Волжская коммуна»

В центре внимания

Форум проходил в рамках «Транспортной недели-2021» – главного делового события отрасли. В масштабном мероприятии приняли участие руководители крупнейших отечественных и зарубежных компаний, корпораций, инвесторы, члены правительства РФ, главы регионов. Делегацию Самарской области на форуме возглавлял губернатор Дмитрий Азаров. Лидер региона также принял участие в пленарной дискуссии «Транспорт России-2035. От стратегии – к реализации», где представители власти и бизнеса обсудили создание в России единой опорной транспортной сети, цифровизацию транспортной отрасли и глобальный энергопереход.

В рамках форума традиционно рассматриваются вопросы развития всех основных видов транспорта, создание оптимальных условий для реализации крупных транспортных и инфраструктурных проектов, приоритеты национальной экономики, инвестиционная привлекательность и стратегические задачи транспортной отрасли. Не стал исключением и нынешний форум. На пленарной дискуссии представители власти и бизнеса обсудили управление развитием транспортной инфраструктуры, привлечение финансирования в инфраструктурные проекты.

Безусловно, опыт Самарской области находился в центре внимания: сегодня в Самарской области реализуется один из крупнейших проектов в стране в сфере государственно-частного партнерства – мост через Волгу и трасса в районе Тольятти, которые станут частью транснационального коридора Европа – Западный Китай, а также коридора Север –
Юг –Санкт-Петербург – Мумбаи. По оценкам экспертов, проект придаст мощнейший импульс развитию не только региона, но и страны в целом.

«Наш проект строительства мостового перехода через Волгу – отдельная тема, которая вызывает интерес профессионалов на федеральном и международном уровне. Стро-ительство идет по графику, но понятно, что большие проекты имеют и определенные сложности. Наше участие на форуме и выставке «Транспортной недели» позволяет нам эти вопросы обсудить с ведущими компаниями и с правительством РФ», – рассказал Дмитрий Азаров перед началом пленарной дискуссии.

За счет поддержки

Надо отметить, что благодаря рациональному использованию средств, привлечению дополнительных федеральных ресурсов и внебюджетного финансирования по ряду направлений в целом регион движется опережающими темпами. А драйвером развития выступили крупные инфраструктурные проекты – транспортные. За счет дополнительной федеральной поддержки по нацпроекту «Безопасные и качественные дороги» удалось на полтора года раньше срока достроить мост через реку Сок. Только в этом году отремонтировано и построено более 580 км дорог. Никогда не было таких масштабов строительства мостов! Раньше срока открылся новый мост через реку Сок, ускоренными темпами идет работа по второму этапу мостового перехода «Фрунзенский».

Строится важнейшая транспортная развязка на пересечении ул. Ново-Садовой и Советской Армии в Самаре. Готовится к вводу в эксплуатацию реконструированная дорога Тольятти – Ягодное. Близится к завершению строительство железнодорожной ветки к Особой экономической зоне «Тольятти». Начались проектные работы для строительства скоростной железнодорожной линии Липяги (Новокуйбышевск) – Самара –
аэропорт Курумоч – Тольятти.

Одобрена заявка региона на получение инфраструктурного бюджетного кредита для завершения первой ветки самарского метро с возведением станции «Театральная». В следующем году планируется начать строительство долгожданной магистрали «Центральная» в Самаре. Специалисты и эксперты отрасли говорят, что в части инфраструктурного развития Самарской области в последние годы сделано больше, чем делалось когда-либо в постсоветской истории региона.

Все эти темы подробно обсуждались в ходе транспортного форума, а у главы региона состоялся целый ряд встреч, посвященных реализации инфраструктурных проектов.

Вновь опорный регион

Об основных задачах и параметрах стратегии на пленарной дискуссии рассказал министр транспорта РФ Виталий Савельев. А заместитель председателя правительства РФ Марат Хуснуллин отметил стратегическую важность реализации автодороги Европа – Западный Китай и добавил, что сейчас дополнительно рассматривается проект расширения дороги Самара – Оренбург до четырех полос. Это часть коридора Европа – Западный Китай, через который идет транспортная магистраль из России в страны ближнего зарубежья. Сейчас анализируется потенциальный объем трафика по магистрали, и если он подтвердится, будет проведено расширение существующей дороги как в Самарской и Оренбургской областях, так и со стороны Казахстана. «Если мы с казахскими коллегами подтвердим пропускной трафик на пропускной пункт Сагарчин, то они расширят дорогу со своей стороны до четырех полос. Мы, соответственно, со своей стороны до пропускного пункта тоже расширим. Документация уже есть. Мы сейчас привлекаем международную компанию, которая ведет переговоры с китайскими коллегами, чтобы понять, какой объем трафика будет от них, ведем переговоры со всеми странами, Узбекистаном, Туркменией, со всеми теми, кто в том регионе находится.

Исторически из этих стран всегда был большой объем продуктов, поэтому мы сейчас этот проект пытаемся собрать и запустить», – рассказал Марат Хуснуллин.

На пленарной дискуссии также затрагивалась тема развития агломераций в стране. «Важным аспектом является развитие транспорта в российских агломерациях, нам важно вместе думать о работе транспорта на этих территориях», – заявил глава минтранса Виталий Савельев.

Самарско-Тольяттинская агломерация – крупнейшая нестоличная в России, третья по величине после Московской и Санкт-Петербургской. На территории агломерации проживает 86% населения области – 2,7 млн человек, производится 81% промышленной и 42% сельскохозяйственной продукции. Разработана комплексная транспортная схема агломерации. Один из важнейших ее компонентов – проект ускоренного железнодорожного сообщения Самара – Курумоч – Тольятти – уже включен в инвестиционную программу
ОАО «РЖД», проектируются транспортно-пересадочные узлы.

Как отметили спикеры пленарной дискуссии, одна из ключевых задач транспортной стратегии РФ – строительство и ремонт дорог. В Самарской области в 2021 году благодаря реализации национального проекта «Безопасные и качественные дороги», инициированного президентом

РФ Владимиром Путиным, отремонтированы 114 участков дорог общей протяженностью 400 км. На обновление дорожно-транспортной сети Самарской области по нацпроекту в 2021 году было направлено

15 млрд рублей. Из них 6 млрд 50 млн руб-лей – это федеральные средства, при этом 4700 млн рублей были выделены региону дополнительно в связи с высокими темпами и качеством производства работ по ключевым объектам инфраструктуры. Благодаря дополнительному финансированию план по ремонту дорог перевыполнен.

С 2019 года по нацпроекту «Безопасные и качественные дороги» в Самарской области обновлено 1021,7 км автомобильных дорог, в том числе 184,8 км улиц в Самаре, 52,9 км в Тольятти. Уровень автомобильных дорог в нормативе вырос с 27,3% в 2017 году до 38,7% в 2021 году (при плановом значении 38,13%). На 2022 год в рамках нацпроекта запланирован ремонт 288 км автомобильных дорог с объемом финансирования 7 млрд 724 млн рублей. До 2024 года в Самарской области будет отремонтировано дополнительно более 500 км. С 2022 года в Самарской области начинается реализация федеральной программы «Мосты и путепроводы». Будет приведено в нормативное состояние более 1 тыс. 600 погонных метров искусственных сооружений.

На следующий день форума было продолжено обсуждение реализации транспортной стратегии РФ по самым разным направлениям: развитие всей транспортной инфраструктуры, новые современные технологические подходы и цифровые технологии в транспорте, развитие самого транспорта, включая транспорт внутригородской и внутриагломерационный. Все эти вопросы, убеждены участники, найдут свое отражение в транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом до 2035 года, которая будет утверждена правительством РФ до конца года.

«Для нашего региона, где концентрация городского населения одна из самых высоких в стране, конечно, это очень и очень важно. Мы на всех площадках постараемся максимально отработать для того, чтобы увидеть для себя новые возможности и в дальнейшем применить их на территории региона. А это за собой будет тащить и новые проекты. Рассчитываем, конечно, получать и федеральную поддержку в реализации этих проектов, как нам это удавалось в текущем году и в прошлом», – акцентировал Дмитрий Азаров.

Владимир Путин, президент РФ:

— Все наши планы, проекты, программы в сфере транспорта должны преследовать главную цель – повышение качества жизни граждан, чтобы она становилась более комфортной и удобной. Нужно, чтобы каждый человек видел, как, в какие сроки будут решаться значимые для него проблемы в сфере транспорта, а регионы четко понимали, какие инструменты они получат для обеспечения этих изменений.

Виталий Савельев, министр транспорта РФ:

-Если раньше стратегии Минтранса предусматривали развитие по отраслям, то сейчас мы рассмотрели вариант клиентоцентричности. Теперь акцент на трех выгодоприобретателях – люди, бизнес и государство. Кроме того, в стратегию введено понятие единой опорной транспортной сети: это наша кровеносная система, транспортный каркас, на котором будут базироваться все отрасли транспорта, которые мы будем развивать.

Дмитрий Азаров, губернатор Самарской области:

Итоги, с которыми мы в 2021 году выходим по нацпроекту «Безо-пасные и качественные дороги», впечатляют. Это абсолютно рекордные показатели в Самарской области. Наш регион был отмечен в правительстве отдельно, как один из немногих, где уже сейчас полностью завершены строительно-монтажные работы. Приложим все усилия, чтобы и в следующем году темпов дорожного строительства ни в коей мере не снизить.

Обсуждение закрыто.