Принцип МФЦ Самары – доступность и качество предоставляемых услуг
Жителям Самары уже трудно представить город без многофункциональных центров, хотя МФЦ – относительно новая структура, до своего создания не имевшая аналогов в ряду организаций, которые когда-либо оказывали населению государственные и муниципальные услуги. Соответственно, сотрудники МФЦ практически с нуля постигали инновационный процесс оказания услуг населению. Спустя 10 лет Самарский МФЦ активно развивается, расширяет сервисную сферу, чтобы быть еще более полезным и доступным жителям.
Людмила МАРТОВА
А начиналось все 15 июня 2011 года, когда в Самаре начал работать единственный на тот момент многофункциональный центр по адресу Московское шоссе, литера Д, корпус 28А, литера 28а. Менее чем через два месяца МФЦ приступил к работе в штатном режиме. Общая численность сотрудников составляла 102 человека.
В декабре 2011 года открылся еще один центр в Кировском районе, что стало первым шагом к созданию разветвленной сети МФЦ, которая сейчас охватывает все районы Самары. В основу развития был положен принцип шаговой доступности.
Первая десятка – это период становления, когда пришлось осваивать новый формат взаимодействия с гражданами, с органами власти, расширять объемы услуг и улучшать качество их предоставления. Сейчас в центрах можно решить буквально все вопросы в любой жизненной ситуации: рождение ребенка, приобретение жилья, открытие своего дела, получение справок и документов гражданина РФ, выход на пенсию и многое другое. Предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в 223 окнах приема и выдачи. Сегодня МФЦ – одно из крупнейших муниципальных учреждений города с коллективом более 450 человек. Это единый сложный организм, включающий в себя не только центры «Мои документы», но и структурные подразделения, обеспечивающие бесперебойность их работы, юридическое сопровождение, подбор и обучение кадров, материально-техническое обеспечение, обеспечение работы информационной системы и IT-инфраструктуры, транспортную логистику, телефонный центр и решение иных вопросов, связанных с деятельностью организации.
МФЦ строит свою работу согласно современным требованиям и потребностям жителей города. К примеру, если в 2011 году центр предоставлял немногим более 50 услуг, то сейчас граждане могут получить около 300 видов государственных, муниципальных и иных услуг. За десять лет отработана эффективная система, в рамках которой оказано девять миллионов услуг! Сегодня МФЦ осуществляет взаимодействие с более чем 30 органами государственной власти и местного самоуправления. С декабря 2014 года сотрудники МФЦ осуществляют выездное обслуживание заявителей. Ветеранам и инвалидам Великой Отечественной вой-ны такая услуга предоставляется бесплатно.
В 2017 году МФЦ одним из первых в России начал реализацию нового федерального проекта по созданию специализированных центров для бизнеса. На базе «Промсвязьбанка» открылся центр, ориентированный на предоставление услуг юридическим лицам и субъектам малого и среднего бизнеса. Сейчас в МФЦ девять таких окон.
С 2019 года на базе МФЦ организована возможность приема платежей – эквайринг. Теперь заявители могут оплачивать государственную пошлину и иные предусмотренные законодательством платежи посредством «одного окна».
Для удобства заявителей на сайте МФЦ организована предварительная запись на прием. Заявитель может выбрать удобную дату, время и место получения услуги. Электронная запись помогает сократить время ожидания и гарантировать оказание услуги в зарезервированное время.
Основной идеей создания МФЦ избрана реализация принципа «одного окна», когда гражданин освобождается от необходимости получать справки в других госучреждениях, ходить по инстанциям или обращаться к посредникам. Такой подход минимизирует моральные, материальные и временные издержки потребителей услуг, в связи с чем популярность многофункциональных центров растет.
Александр Иванов, директор МАУ «МФЦ» г.о. Самара:
— Главные задачи, которые мы планируем решать в будущем, – оптимизация деятельности МФЦ, сокращение очередей и времени ожидания для заявителей, улучшение процессов взаимодействия с органами власти, оперативное реагирование на изменения действующего законодательства. Тем самым мы непрерывно работаем над повышением качества жизни населения города.