Кем быть, каким быть

3 декабря 2021

Точные науки, инновации, подготовка молодежи к инженерным профессиям и worldskills – три кита, на которых Самарская область строит эффективную региональную систему профессионального образования.
Оксана ФЕДОРОВА

Инновации – со школьной скамьи

Высококлассных специалистов в 63-м регионе начинают готовить еще со школьной скамьи, именно поэтому большое внимание здесь уделяется модернизации материально-технической базы, созданию центров образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» и мини-кванториумов.

В прошлом году в 45 школах, расположенных в отдаленных от Самары муниципальных районах, начали работать центры цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». Всего же с 2019 года в регионе открыто 87 «Точек роста». В них школьники на самом современном оборудовании изучают предметы «Технология», «Информатика», «Робототехника», а также занимаются в различных кружках технического творчества. В них есть шлемы виртуальной реальности, 3D-принтеры, а также современное программное обес-печение, которое позволяет учиться по гибким образовательным технологиям, реализуя метапредметный подход. Основными и дополнительными общеобразовательными программами цифрового и естественнонаучного профилей в Самарской области только за 2021 год было охвачено не менее 15 тысяч ребят.

А в мини-кванториумах дети не только получают теоретические знания, но и на практике могут увидеть, как работают законы физики и для чего нужны математические расчеты. Школьники знакомятся с техническими специальностями и, возможно, для кого-то эти занятия станут отправной точкой в выборе будущей профессии.

Кроме того, благодаря активной работе правительства губернии по развитию системы образования пять общеобразовательных учреждений Самары и Тольятти получили статус опорных школ РАН, а областной центр для одаренных детей «Вега» начал работу по модели федерального «Сириуса».

Также на базе Самарского государственного технического университета заработал современный центр дополнительного образования «Дом научной коллаборации имени лауреата Нобелевской премии Николая Николаевича Семенова». В  нем обучаются 450 детей. Одной из основных целей этого центра является формирование кадров, обладающих необходимыми компетенциями для генерации, развития и реализации технологических инноваций. Школьники здесь занимаются генной инженерией, робототехникой, химическими технологиями, учатся разрабатывать  проекты в архитектуре и дизайне.

В 2020 году Самарская область стала одним из восьми субъектов РФ, получивших статус центральной региональной площадки Всероссийского фестиваля науки NAUKA 0+. Координатором региональной площадки фестиваля выступил Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П.Королева. Участниками мероприятий стали более чем 60000 человек: основную целевую аудиторию составили учащиеся школ региона, студенты профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования Самарской области.

Рабочие в приоритете

Особое внимание уделяется и развитию системы среднего профессионального образования. В последние годы все большее влияние оказывают работодатели и отраслевые министерства, активно участвуя в формировании регионального заказа на подготовку и переподготовку кадров на основе среднесрочного прогноза кадровых потребностей регионального рынка труда с учетом перспектив и приоритетов развития экономики. Они ведут работу в составе наблюдательных советов автономных профессиональных образовательных организаций, в составе экзаменационных комиссий участвуют в оценке качества подготовки выпускников профессиональных образовательных организаций.

Регион сделал ставку на изменение образовательного процесса в среднем профессиональном образовании и теснейшей его связи с производством: большая часть образовательного процесса ссузов должна происходить в условиях действующего производства. В современных условиях, когда взят курс на модернизацию экономики, нацеленную не только на ускоренное развитие, но и на «прорыв» по всем направлениям, такие шаги приобретают стратегическое значение. Курс – на результат сотрудничества профессиональных заведений региона с конкретными предприятиями. Самарская область в этом смысле уникальный регион: здесь есть крупные предприятия, где студенты могут проходить практику по своей специальности. С мая 2015 года Самарская область включена в реализацию проекта АСИ по продвижению новых проектов «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования».

Это позволило развить уже имеющийся совместный опыт работы учреждений профессионального образования с ведущими предприятиями губернии: «Электрощит», «Кошелев-проект»,  «Ракетно-космический центр «Прогресс», «Самарская кабельная компания», ОАО «Салют», «Завод приборных подшипников», ОАО «Кузнецов» и другими. Много лет в регионе действует постановление правительства Самарской области об утверждении порядка организации дуального обучения.

По инициативе главы региона 2019 год был объявлен в Самарской области Годом среднего профессионального образования, и в рамках Года были значительно увеличены средства бюджета на переоборудование ссузов и обновление образовательных программ. Только за 2019 год материально-техническая база была модернизирована в 42 учреждениях СПО. Этот год дал сильный импульс развитию регионального сегмента «WorldSkills Russia» – по стандартам WorldSkills оснастили десять мастерских в двух колледжах. 2021-й год – ремонт и обновление базы восьми мастерских ссузов губернии. Эта работа будет продолжаться и в последующие годы.

Благодаря активной поддержке губернатора Самарской области регион добился впечатляющих результатов не только на федеральном, но и на международном уровне. Например, в 2020 году Самарскую область впервые представляли сразу два участника на мировом чемпионате WorldSkills и добились очень высоких результатов. Да и по качеству результатов демонстрационного экзамена, который сдают студенты техникумов и колледжей по стандартам WorldSkills, наша губерния, согласно рейтингу Союза «Молодые профессионалы», занимает 2-е место в России. Это очень неплохой показатель!

Дмитрий Азаров,
глава Самарской области:

Критически важно, чтобы в таких городах, как Тольятти, Новокуйбышевск, Чапаевск, Сызрань, где благодаря мерам господдержки созданы особые преференции для развития новых производств, система профессионального образования поддерживала их развитие, обеспечивала подготовку высококвалифицированных рабочих кадров в соответствии с потребностями предприятий. Эта работа с тем же вниманием должна быть продолжена и в будущем.

Виктор Акопьян,
министр науки и образования Самарской области:

Чтобы ускорить процесс обновления содержания и методов обучения по предметной области «Технология», нами принято решение о поставке современного оборудования по данному предмету в 24 школы. Только так, заинтересовав ребят сегодня, мы сможем в дальнейшем сориентировать наших выпускников на получение профессий и специальностей, востребованных экономикой области. Кроме того, в сельских районах области в 2019 году мы оснастили 19 детских мини -технопарков, они работают по модели «Кванториума». Ученики могут попробовать себя в трех направлениях: «Робо-квантум», «IT-квантум», «Квантум виртуальной реальности». Проекты, которые дети создадут в ходе обучения, смогут воплощаться в жизнь в малом Хай-тек-цехе. Работу по переоснащению образовательных учреждений мы, безусловно, будем продолжать. Однако, как говорил один известный педагог, мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера. Перед всеми преподавателями стоит задача – применять самые современные методики не только в объяснении школьной программы, но и во внеурочной работе с учениками. И вот тут материально-техническая база служит не целью, а средством, которое позволит нам вывести подготовку подрастающего поколения на качественно новый уровень.

Обсуждение закрыто.