Цель МГПУ – помочь студенту найти собственную творческую траекторию обучения и развития
Сегодняшнее развитие вуза невозможно представить без интеграции во внешнюю образовательную среду, без продвижения собственных разработок и, конечно, работы с абитуриентами. Деятельность Московского городского педагогического университета в этих направлениях, реализация грантов профильных министерств и фондов не раз признавалась успешной. О том, чем сегодня живет вуз, «Первому» рассказал ректор МГПУ, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, почетный работник общего образования, действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса Игорь Реморенко.
Роман СТАРОСЕЛЬЦЕВ
— Президент РФ объявил 2021 год Годом науки и технологий. Приоритетным направлением государственной научно-образовательной политики страны является развитие региональных вузов. Какие проекты Московского городского педагогического университета вы назвали бы «хедлайнерами» года?
— В 2021 году таким проектом стало участие университета в конкурсном отборе программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030». Мы предложили целевую модель развития вуза, ориентированную на создание работающей тиражиру-емой практики городского университета. Готовая модель на уровне отдельных политик и стратегических проектов – это тот основной результат, который получит система образования страны по завершении реализации программы развития нашего вуза.
— В 2021 году педагогическому образованию Самарской области исполнилось 110 лет. Какие события, проекты, реализуемые сегодня Самарским филиалом МГПУ, вы назвали бы самыми важными?
— Я отметил бы несколько проектов. Первый из них стартовал в Самарской области в 2021 году – это проект профильных педагогических классов в школах региона. Ученики из десяти самарских школ еженедельно приезжают на занятия с нашими яркими преподавателями и выпускниками, приглашенными ведущими педагогами Самарской области. А теперь уже и участвуют в университетских мероприятиях и конкурсах. Ребята пройдут зимнюю и летнюю школы педагогического мастерства и обязательно посетят МГПУ для знакомства.
Во-вторых, вместе с Самарским филиалом мы проводим Всероссийский чемпионат сочинений «Своими словами». Мы хотим, чтобы школьники учились критически и нестандартно мыслить. И ученики более чем 100 школ Самарской области старались найти яркую и точную формулировку своих мыслей. Также на базе филиала реализуется просветительская акция «Всероссийский исторический кроссворд», придуманная в МГПУ.
— Какие методики и инновации, разработанные в МГПУ, действуют сегодня в регионе, в России? Какие, на ваш взгляд, наиболее прогрессивны, а, возможно, и уникальны?
— Все инновации в современном мире возможны в основном благодаря сотрудничеству с университетами всего мира. Вот, например, вместе с ирландскими, австрийскими и испанскими коллегами преподаватели и научные сотрудники МГПУ, в том числе и Самарского филиала, работают над проектом CReLES. Интересный проект, необходимый для развития инклюзивного обучения. Мы постепенно и мягко внедряем в школы новые системы оценивания, основанные на межкультурном диалоге. Координатором проекта CReLES служит Дублинский городской университет, и это далеко не первая наша совместная инициатива.
Пожалуй, остановлюсь еще на наших внутренних разработках. Например, технология «9 шагов»: от исследования к проектированию школьного пространства. Это элективные курсы для учеников 9-11 классов, в том числе по проектно-исследовательской деятельности, городская олимпиада «Умения XXI века», проект «Каникулы с МГПУ».
И конечно, мы внимательно следим за лучшими педагогами и новаторскими педагогическими идеями. Сопровождаем и развиваем яркие современные методики.
— Насколько МГПУ встроен в экономику страны? Есть программы, важные для развития научной тематики, именно для Самарского региона, или они универсальны?
— Например, мы готовим профессиональных переводчиков. Они уже востребованы в сопровождении международных переговоров как на уровне администрации области, так и на уровне бизнес-структур региона.
Что касается программ – некоторое время назад мы активно включились в создание межвузовского студенческого кампуса – образовательного, цифрового, креативного, досугового пространства. Таким образом мы используем наследие чемпионата мира по футболу 2018 года и территорию возле стадиона «Солидарность Арена».
— Как вуз взаимодействует с бизнесом, с властью? Каким вы видите будущее этого взаимодействия?
— Конечно, на факультете права и управления Самарского филиала готовят специалистов, в первую очередь, для бизнес-структур и государственных органов. Кафедры, преподаватели и студенты с взаимной пользой встречаются с бизнесменами и работниками государственных служб. Это непринужденные встречи, беседы о будущем и настоящем. Бизнесменам и крупным руководителям иногда важно почувствовать себя и свой опыт востребованными среди студентов, напрямую, через живое общение, передать свой опыт и знания. А студентам очень интересно, как же устроена реальная профессиональная жизнь за пределами вуза.
Некоторые предприятия, сотрудничая с нами, реализуют программы дополнительного профессионального образования. С прошлого года ПАО «Кузнецов» активно приглашает к себе наших студентов.
— Многие направления, которые изучаются в университете, требуют элементов, связанных с искусственным интеллектом. Какие достижения в сфере искусственного интеллекта работают в университете сегодня?
— Университет исследует искусственный интеллект с 2017 года. А сейчас ряд таких разработок успешно применяется на практике. Например, эти технологии используются нами для мониторинга и прогнозирования успеваемости. Искусственный интеллект выявляет студентов с высоким риском отчисления. Сотрудники учебных отделов видят информацию и заблаговременно реагируют, персонально работают с такими студентами. Таким образом мы сохраняем около 300 студентов ежегодно.
Еще одним примером успешного внедрения технологий искусственного интеллекта служит разработанная нами система рекомендаций по записи на курсы по выбору, аналогичная рекомендациям на киносервисах или в музыкальных приложениях. Система анализирует ваши интересы и предлагает подборку. Из 200 модулей система определяет наиболее подходящие и рекомендует их к выбору. Но студент не обязан выбирать именно их, это только рекомендация. Система анализирует более 40 параметров, включая интересы учащегося, его образовательные результаты, рейтинг и отзывы студентов об этих элективных модулях, историю предыдущего выбора. Более 50% обучающихся выбирают их в соответствии с рекомендациями.
— Что изменилось для МГПУ в условиях пандемии? Какие уроки извлек вуз и что взял на вооружение?
— Конечно, в первую очередь это платформы онлайн-образования. Мы развиваем онлайн-курсы для студентов, а также сервисы и онлайн-мероприятия для абитуриентов. Преподаватели перестраиваются и понимают необходимость перевода определенной доли лекционного материала в формат видеолекций. Например, в Самарском филиале открылась онлайн-школа юного филолога, где каждый абитуриент может присутствовать на занятиях наших преподавателей, которые подготовлены специально для него. Также мы ведем календарь абитуриента с видеозаписями наиболее интересных лекций преподавателей университета и мероприятий.
— Какие исследования МГПУ вы можете назвать наиболее эффективными? Какие приносят реальный экономический доход и какие будут активно развиваться?
— Во-первых, это подготовка специалистов по направлению «Тренер-технолог деятельностных образовательных практик» – профессиональные педагоги, помогающие школьным учителям реализовывать деятельностный подход на материале своих предметов.
Также важно сказать о проекте по реновации школьной инфраструктуры, редизайне школьных пространств. Что же касается исследований, то это, прежде всего, следующие разработки: оценка прироста успеваемости студентов, когда важна не абсолютная величина достижения, а то, насколько студент смог превзойти самого себя; серия исследований в области оценки качества дошкольного образования, связанных как с использованием международных инструментов оценки, так и с разработкой своих, основанных на методологии российского ученого с мировым именем Л.С.Выготского. Наконец, ряд исследований, связанных с эффектами, вызванными пандемией COVID-19, в частности, исследование взаимосвязи субъективного благополучия и факторов стресса горожан в период пандемии COVID-19; исследования доступности качественного образования в период пандемии.
— Есть ли в МГПУ программа научной работы со школами? Какое значение университет придает работе с одаренными детьми?
— Постоянную работу с одаренными студентами и школьниками в Самарском филиале лаборатория цифровых образовательных технологий ведет. Мы используем методы наукометрической поддержки развития исследовательских способностей. Главное, чего мы хотим, – помочь студенту найти собственную творческую траекторию обучения и развития. Этих целей придерживается проект «Аристей», который охватит не только МГПУ и его самарский филиал, но и в перспективе Московский и Самарский регионы.
Все эти программы изложены в наших исследованиях. Это и комплекс научных работ о преемственности между уровнями образования, и соучаствующее проектирование образовательной среды, а также проектирование системы формирования компетенций и культуры безопасности у детей в мегаполисе.