Особое призвание

3 декабря 2021

За последние три года Самарская область совершила настоящий рывок в сфере образования Благодаря нацпроекту «Образование» в стране началась масштабная программа модернизации школ и профессиональных образовательных учреждений. Самарская область включилась в эту работу, и, безусловно, большая ее часть легла на плечи педагогического сообщества региона: несмотря на непростые условия, связанные с действием ограничительных мер по борьбе с COVID-19, учителя и педагоги ежедневно давали пример высокопрофессиональной и самоотверженной работы, работы на будущее региона.
Оксана ФЕДОРОВА, Юлиана СЕРГИЕНКО (фото)

Движущая сила

Сегодня в общеобразовательных организациях Самарской области работают более 20 тысяч учителей. Они обучают больше 300 тысяч школьников. Всего же в системе образования губернии трудятся 45 тысяч педагогов, специалистов, мастеров производственного обучения и сотрудников вспомогательных служб. Заслуги педагогов региона отмечены на самом высоком уровне. Больше 60 самарских преподавателей являются обладателями звания «Заслуженный учитель Российской Федерации». В школах региона трудятся обладатели звания «Народный учитель Самарской области», заслуженные учителя Самарской области и заслуженные работники образования.

«В Самарской губернии – выдающиеся, удивительные учителя, наставники, воспитатели. Люди, для которых нет чужих детей. Люди, которые умеют учить, воспитывать собственным примером, помогать ученикам становиться зна-
ющими, профессиональными, ответственными и успешными людьми», – говорит губернатор Самарской области Дмитрий Азаров. Он убежден, что самарские учителя отлично умеют учить и воспитывать: «Сегодня, фиксируя достижения губернии по реализации Стратегии лидерства, которую мы вместе с жителями региона утвердили три года назад, уверенно скажу: вам удается научить подрастающее поколение ответственности». И это на самом деле так. Высокий профессионализм самарских педагогов хорошо известен в РФ, ведь ежегодно во Всероссийском конкурсе  «Учитель года» на различных его этапах участвует более чем 800 педагогов Самарской области. Конкурс направлен на выявление, поддержку и поощрение передовых школьных учителей, распространение их педагогического опыта и повышение престижа профессии. Среди победителей прошлых лет – лауреаты премии президента РФ, обладатели специального приза Всероссийского конкурса «Малый хрустальный пеликан». В последние годы победители конкурса «Учитель года Самарской области» четырежды входили в пятерку победителей на конкурсе «Учитель года России». А в 2015 году победителем федерального этапа конкурса «Учитель года России» впервые стал представитель Самарской области –
учитель истории и обществознания самарской гимназии №1 Сергей Кочережко.

Инструмент – инфраструктура

Благодаря нацпроектам активно развивается инфраструктура и материально-техническая база учреждений отрасли образования. Построена школа на 1500 мест в микрорайоне Южный город, школа на 600 мест на 5-й просеке в Самаре, проведено обновление материальной базы двух коррекционных школ-интернатов в Тольятти и Новокуйбышевске. По итогам 2021 года будут обновлены две школы-интерната – в Самаре и Жигулевске. За два года в регионе созданы и оснащены 87 (!) центров гуманитарного и цифрового образования «Точка роста». В этом году в 64 школах, расположенных в малых городах и в сельских рай-онах, создаются центры образования естественнонаучной и технологической направленностей. В регионе уже работают 40 детских мини-технопарков, открыты центр цифрового образования «IT-куб» и мобильный технопарк «Кванториум». В Самаре создан региональный центр выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей «Вега», где установлено оборудование мирового стандарта. Создаются центры «IT-куб» в Тольятти и 10 мини-технопарков в школах Самарской области. За три года в области ведено в строй 50 детских садов на 13943 места, а также девять школ на 7950 мест.

«Все это дает мощный импульс развитию сферы образования, создает комфортные условия для педагогов и детей, улучшает жизнь жителей Самарской области», – говорит глава региона.

Кроме того, по итогам 2020 года регион вышел на 11 место по качеству общего образования из 85 субъектов РФ. По отдельным позициям регион занял еще более высокие места – 2 место по функциональной грамотности, 7 место по практико-ориентированности школьного образования, 8 место по качеству обучения школьников. Среди регионов Приволжского федерального округа Самарская область на 2 месте по уровню образования.

По итогам финала VIII Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) в 2020 году регион занял 9 место в общекомандном зачете.

Прямой диалог

Накануне Дня учителя губернатор Дмитрий Азаров встретился с педагогической общественностью Самарской области. Торжественное мероприятие в режиме видеоконференции объединило около 70 тысяч работников сферы образования региона. Глава региона провел встречу из самарской школы № 68, открытой в этом учебном году в поселке Мехзавод. Современная школа, оборудованная по самым современным требованиям, была построена благодаря реализации национального проекта «Жилье и городская среда», инициированного президентом РФ Владимиром Путиным.

Губернатор поздравил с присвоением Почетного звания «Народный учитель Самарской области» учителя русского языка и литературы Лицея № 19 имени Героя Советского Союза Е.А. Никонова из Тольятти Светлану Мельникову, учителя русского языка Академии для одаренных детей Наяновой Ирбулата Таумова с присвоением почетного звания «Заслуженный учитель Самарской области», а также вручил учителю начальных классов Образовательного центра им. Е.М. Зеленова из Новосемейкино Татьяне Бирюковой почетный знак Губернатора «За заслуги в наставничестве».

Дмитрий Азаров подчеркнул, что в современной школе на первый план выходит воспитание детей. «Это то, что когда-то пытались из школы убрать: говорили, что школа должна только знания давать, а воспитание оставим семье. Каждый из вас сталкивался с плодами такого подхода, и я очень рад, что совместными усилиями, в первую очередь педагогической общественности, воспитательная работа вернулась в школу, – отметил он. –
Хочу вас искренне за это поблагодарить, поздравить с успехами самарского образования, с успехами ваших учеников и ваших воспитанников. Я совершенно точно знаю, что будущее Самарской области в надежных руках – руках учителей с большой буквы!»

 Педагоги обсудили с Дмитрием Азаровым наиболее актуальные вопросы отрасли. «Учитывая, что сегодня на связи практически весь педагогический состав региона, предлагаю нам пообщаться в формате «вопрос – ответ»: хочу лично от вас услышать, что вас беспокоит, какие есть замечания, предложения. Тем более что с нами много молодых педагогов – мнение нового поколения учителей крайне важно», – сказал Дмитрий Азаров.

Педагоги предложили оптимизацию методической деятельности и учебного процесса. Дмитрий Азаров поручил министру образования и науки региона Виктору Акопьяну изучить эти предложения совместно с педагогами.

Отдельно обсуждалась тема дистанционного обучения. С учетом санитарно-эпидемиологической ситуации в регионе областной Оперативный штаб по борьбе с COVID-19 уполномочил муниципалитеты самостоятельно принимать решения о переводе учащихся на дистанционный режим.

«Я полностью согласен, что заочный формат никогда не заменит личного общения педагога и ученика, контакта глаза в глаза. Но, к сожалению, ситуация такова, что для сохранения здоровья и безопасности людей дистанционный режим возвращается. Уверен, это временные трудности, которые мы сообща преодолеем. Понимаю, что в таких условиях падает дополнительная нагрузка на педагогов. И хочу от вас услышать, что мы можем сделать, чтобы помочь вам, чтобы сделать учебный процесс удобнее для вас, учеников и их родителей», – заявил Дмитрий Азаров.

Педагоги внесли свои предложения относительно организации процесса дистанционного обучения, а также обозначили ряд вопросов, по которым главой региона были даны поручения профильному министерству.

Обсуждение закрыто.