Победа в Милане

3 февраля 2022

Фильм самарского режиссера Романа Каргаполова получил
главную награду итальянского кинофестиваля Premio Felix

Российское кино сегодня стремительно развивается, и что очень важно, развивается региональное кино. В каждом регионе есть свои темы, которые могут быть интересны его жителям, но есть и то, что объединяет всех, – идеи, помогающие людям жить, принимать правильные решения. О том, почему на режиссере лежит огромная ответственность и что для него сегодня самое важное, «Первому» рассказал создатель Центра Российской кинематографии в Тольятти, режиссер Роман Каргаполов.

Роман Старосельцев

— Сколько лет вы уже в киноиндустрии?

— Я занимаюсь кино более десяти лет. В 2011 году я получил свой первый диплом режиссера, но в силу обстоятельств к съемкам своего первого полнометражного фильма приступил только в 2014 году. После выхода первого фильма «Костя» (сейчас этот фильм переименован в «Верный») я понял, что стоять на месте не получится: необходимо развиваться. Я пошел учиться дальше – окончил Московскую киношколу имени А. Митты, открыл в Тольятти Центр Российского Кино, который по сей день готовит специалистов в сфере киноиндустрии.

— Изменились ли за это время подходы к созданию кино?

— Кинематограф непрерывно развивается: совершенствуется техника, приемы. Конечно, на производство и прокат фильмов сильно повлияла пандемия коронавируса: большей популярностью стали пользоваться онлайн-площадки и стриминг, нежели привычный нам кинотеатр, соответственно, и кинематографические решения меняются.

— А что сейчас на первом плане для вас и вашего зрителя?

— Для меня по-прежнему самым важным остается развитие кино в Самарской области. Сейчас я приступил к съемкам нового фильма «Икона», повествующего о главной святыне Самарской области. Очень важно, конечно, развивать кино-образование. Из ближайших планов – открыть филиал Центра Российского кино в Самаре. А для зрителя, как и всегда, на первом месте – просмотр качественных и интересных картин. Кстати говоря, сегодня статистика показывает, что процентный показатель интереса к российским картинам у российского зрителя вырос, что не может не радовать: идем в правильном направлении.

— Вы говорите о развитии кино в Самарской области, и от фильма к фильму видно, что вы остаетесь сторонником продвижения тем, касающихся вашей родины – Тольятти. Это и фильм «Верный», и «Сокровища Разина», и новый процесс – «Икона». Почему вы выбрали именно этот путь?

— На самом деле в моей жизни происходит так, что не я ищу новые темы и идеи для съемок фильма, а они сами находят меня. Так произошло с моим первым и вторым фильмами. Также идея создания фильма «Икона» пришла ко мне извне: мой друг Олег Лукьянов предложил  снять этот проект, и я согласился. К слову, каждая тема, на которую я снял фильм, для меня интересна, и сердце откликается.

— А вообще, есть ли будущее у регионального кино? Какие имена вы назвали бы интересными в регионах?

— Однозначно да, региональное кино развивается! Сейчас подход к съемкам меняется: появляется много новых имен талантливых ребят из разных регионов. В том числе и в Самарской области, я вижу это по запросам и интересу к Центру российского кино в Тольятти. А главное – изменился подход правительства к индустрии кино. Сейчас существует много программ финансирования регионального кино, и эти деньги действительно уходят напрямую в регионы. Мы живем в огромной многонациональной стране, где каждый регион имеет свои темы, на которые можно снимать фильмы: есть якутское кино, развито кинопроизводство в Хакасии, ну и Самарская область тоже впереди.

— Какой из ваших фильмов стал для вас самым серьезным этапом?

— Каждый фильм – это определенный этап развития моего творчества, и в каждый фильм я вкладываю частицу себя. Но если говорить откровенно, то мой первый фильм «Костя» («Верный») изменил мою жизнь, к тому же он стал отправной точкой для развития кинематографа в Самарской области. Мой второй фильм «Сокровище Разина» дал мне мою первую международную награду, а еще и возможность поработать на площадке моим ученикам, ведь к этому фильму приложили руку семь режиссеров! От фильма к фильму темы становятся все серьезнее, и сейчас, работая над фильмом «Икона», я сильно углубился в вопросы веры. На мне лежит огромная ответственность, я должен показать эту историю максимально правдоподобно и деликатно, так как фильм рассказывает о главной святыне Самарской области.

— А что вы считаете своим достижением сегодня?

— Моя главная гордость и достижение – это то, что у меня появились последователи, ученики, которые творят, добиваются успеха, получают награды на различных кинофестивалях, в том числе на международных.

— Какие качества вашей профессии вы считаете самыми важными для культуры России?

— Если говорить откровенно, режиссеру стоит помнить, что кинематограф – это один из способов влиять на умы людей. Поэтому на режиссере лежит огромная ответственность: он должен понимать, что транслирует посредством своих картин и какие это может нести последствия. Сейчас большое количество современного кино популяризирует не совсем правильные ценности. Мое стойкое убеждение – кинематограф должен нести людям чистое, доброе и светлое.

— Понятно, что каждый режиссер хочет снять успешный фильм. А как вы планируете успех картины? Как определяете, что станет залогом ее успеха?

— О коммерческом успехе картины я думаю в последнюю очередь. Я режиссер, а режиссер – это художник. О коммерческом успехе пусть думает продюсер Александра Козырева, а режиссер в первую очередь снимает фильмы на темы, которые ему откликаются, он думает, какую пользу получит зритель от просмотра картины. Для меня залог успеха – это благодарность зрителя.

— А как зритель увидит ваши картины? Кино ведь нуждается в продвижении. Входит ли в этот процесс работа с кинотеатрами, с соцсетями? Как вообще фильм становится историей, о которой говорят?

— Продвижение фильма – это определенный набор инструментов, в том числе и маркетинг: тут используется все, от PR-стратегий и соцсетей и до рекламы в кинотеатре перед выходом самого фильма. Мое мнение таково: львиная доля вероятности успеха фильма – это интересная история и хорошо написанный сценарий. Тема должна нравиться людям. Так, например, фильм «Костя» («Верный») в первый год выхода посмотрело более 10 миллионов зрителей! Сейчас эта цифра еще больше, поскольку история собаки, которая несколько лет ждала погибшего хозяина (причем это реальная история), задевает глубокие струны души  каждого человека.

— В этом году правительство РФ дополнительно выделит 5,5 млрд руб. на поддержку российского кино. Некоторые профессионалы считают, что раздавать деньги режиссерам и сценаристам – порочная практика, деньги нужно раздавать продюсерам. Кто, по вашему мнению, должен получать государственные деньги?

— За процессом создания фильма не стоят отдельные единицы: режиссер, сценарист или продюсер. Создание фильма – это работа команды: когда команда сложилась и все двигаются в одном направлении, все горят идеей, то их и надо поддерживать, в этом случае будут рождаться успешные проекты.

— Нужна ли вообще господдержка киноиндустрии? Как известно, кто платит, тот и заказывает музыку. Как вы определили бы цели господдержки?

— Кино – очень дорогостоящий процесс. Поэтому господдержка – это, конечно, очень важно. Не каждое кино может быть коммерчески успешным проектом, но тем не менее тему важно донести до зрителя. Также с помощью господдержки будет развиваться региональное кино, а это значит, что молодые и талантливые ребята не будут стремиться покинуть свои регионы, чтобы попасть в киноиндустрию, а будут работать у себя, на своей малой родине, показывать интересные самобытные истории, ведь, как известно, киноиндустрия служит драйвером развития смежных отраслей, которые задействованы в создании кино. Таким образом регион будет развиваться, в нем будет развиваться туризм и будут появляться новые рабочие места.

— Михаил Мишустин поручил Минкульту и Фонду кино разработать новую систему оценки эффективности государственной поддержки. Есть ли у вас соображения на этот счет? 

— Считаю, в первую очередь эффективность проектов, финансируемых из фонда кино и Минкульта, должна оцениваться по отзывам зрителя. Также необходимо выделять средства на социально значимые проекты, направленные на воспитание правильных ценностей, на развивающие проекты, на темы, которые рассказывают истории о своей стране, о своей родине.

— Известно, что вы задумали новый фильм об АВТОВАЗе. Расскажите, если можно, некоторые элементы задуманного.

— Я уже давно задумывался над этой темой, ведь я более 20 лет прожил в Тольятти, в городе, который я очень люблю. На кинофестивале в Италии, в котором мы участвовали с фильмом «Сокровища Разина» в прошлом году, мы ужинали с организаторами фестиваля, и возник разговор о создании совместного российско-итальянского проекта. И первая тема, которая нам пришла в голову, – это и была тема АВТОВАЗа, строительство которого в свое время стало сделкой века и началом крепких партнерских отношений между Италией и Россией. Тема действительно очень интересная: события происходили во времена «железного занавеса». Позже на нас напрямую вышел потомок известного итальянского предпринимателя Пьеро Саворетти, который курировал с итальянской стороны эту сделку. На данный момент уже проведена работа по написанию предварительного сценария, и у нас появилось четкое понимание, что все события не вместить в полнометражный фильм, так как их было очень много. Поэтому решено, что это будет сериал.

— На какой экран вы сегодня больше сориентированы – на экран киноте-атра, телевизора или, может, смартфона? Говорят, сегодня выживут те, кто перейдет на гибридную схему между онлайном и телевидением. Как вы относитесь к этому мнению?

— Мы нацелены на работу по всем фронтам: показ фильмов в кинотеатрах, на онлайн-площадках и телевидении. Это новые реалии нашего времени. Где есть зритель, там будет наше кино.

— Как вы оцениваете кадровую ситуацию в российском кино? Много ли в России невостребованных режиссеров? Или спрос на профессиональные услуги превышает предложение?

— В Московском регионе, конечно, никакого дефицита нет, столица по-прежнему притягивает талантливые кадры, отчасти потому что в провинции нет работы. Что касается ситуации в регионах, тут все находится отчасти в плачевном состоянии. Перед государством стоит огромная задача – изменить эту ситуацию за счет новых мер поддержки региональных кинематографистов. Снимая свой первый фильм, я столкнулся с проблемой тотального отсутствия кадров в Самарской области. У нас не было ни кинооператоров, ни монтажеров, ни специалистов по свету и цветокоррекции… Никого! Не было также оборудования для кинопроизводства. После создания Центра Российского Кино мы выпустили три курса специалистов по разным направлениям киноиндустрии, я отправил несколько самых талантливых учеников получать дополнительное образование в Москву и Санкт-Петербург и сейчас могу с полной уверенностью заявить, что в нашем регионе мы можем произвести кинокартину от А до Я. Наше киносообщество уже насчитывает более 70 человек – это молодые талантливые ребята, которые хотят и, главное, могут делать кино.

— Вы следите за экспансией западных платформ на наш рынок? Каким вы видите свое место в расширяющемся российском киномире?

— Конечно, я тщательно слежу за всем, что касается кино. Киноплатформы сейчас обретают все большую востребованность, поскольку находятся ближе к зрителю – на расстоянии одной кнопки. Сейчас, помимо популярных зарубежных платформ, в России развиваются и наши российские стриминговые сервисы. Столкнувшись в свое время с продвижением и прокатом своих фильмов, я досконально изучил вопрос потребности зрителя и понял, что нужно развивать не только онлайн-платформы, но и киносети в маленьких населенных пунктах. Исходя из этого, мы с партнерами решили разработать гибридную систему доставки контента до зрителя под названием Extra Cinema. Эта платформа будет работать как обычный онлайн-кинотеатр, доступный на всех телевизорах и гаджетах. Совместно с японской компанией Eiki разработано техническое решение – проектор с высокой степенью защиты конвента, взаимодействующий напрямую с платформой, а главное – нам удалось в разы снизить стоимость комплекта оборудования, что позволит оборудовать кинозалы в малых населенных пунктах. Запуск нашего сервиса стартует в начале этого года в Якутии, будут оборудованы первые 10 кинотеатров.

— А в Самаре?

— В Самаре пока один пилотный кинозал.

— Директор Института киноиндустрии ВШЭ Александр Акопов в одном из интервью сказал, что российская индустрия должна вдвое сократить объем выпускаемой продукции и удвоить стоимость единицы контента. Тогда можно спрашивать с производителя качество, позволяющее конкурировать с мировым продуктом. Вы согласны с его мнением?

— Я вижу ситуацию несколько иначе. Конечно, премиум-сегмент кинофильмов должен финансироваться еще лучше, чем сейчас, но при этом, считаю, нужно наращивать производство среднебюджетного кино, вкладывать в продвижение российского кино на зарубежные рынки и, конечно же, не увеличивать средний чек похода в кинотеатр, а наоборот, снижать его, чтобы кино было доступным. Если ориентироваться на лидеров рынка – Голливуд и Болливуд, мы отстаем в разы по количеству произведенных за год фильмов. Считаю, что развивать киноиндустрию нужно не сокращением, а поддержкой продвижения наших фильмов. В первую очередь развивать киносети на российской территории и выводить наши фильмы на рынок СНГ и зарубежные рынки.

— Роман, получается, что вы не только режиссер, но и предприниматель, который активно занимается бизнесом, судя по тому, что вы запускаете такой серьезный проект – «Экстра Синема». Где вы берете столько сил, энергии и вдохновения, чтобы развивать себя и как творческую единицу, и как талантливого предпринимателя?

— Источник моей силы и вдохновения – моя семья! С семьей я провожу все свое время, потому что моя супруга Александра – по совместительству мой компаньон и напарник во многих моих проектах. Мы ведем активный образ жизни, разбавляем рабочие будни отдыхом: много путешествуем, ходим на регаты, катаемся на горных лыжах. В этом году зимние праздники мы провели в Сибири, попали в настоящую кемеровскую тайгу, где нет сотовой связи и инфраструктуры, освоили новый для себя вид активного отдыха – горный снегоход. Получили массу эмоций и зарядились энергией на весь год. Именно такие моменты вдохновляют меня на плодотворную работу во многих проектах.

Обсуждение закрыто.