Так победим

3 февраля 2022

Борьба с эпидемией COVID-19 – долгосрочный проект всего гражданского общества

Министр здравоохранения Самарской области Армен Бенян рассказал «Первому» о главных уроках 2021 года и о том, почему и как пандемия COVID-19 трансформировала систему охраны здоровья жителей региона и победим ли мы COVID-19 в 2022 году.

Оксана ФЕДОРОВА, фото Илья ЧУБАРОВ

— На что в 2021 году направлялись основные усилия системы здравоохранения региона?

— Безусловно, на борьбу с COVID-19. Делалось и делается все возможное для противодействия распространению новой коронавирусной инфекции в Самарской области. Первое – это, по возможности, максимальное расширение диспансеризации граждан.

Второе – приобретение нового медицинского оборудования для лечебных учреждений губернии. К тому же это самая прямая работа по модернизации и укреплению первичного звена здравоохранения.

Наконец, третье – обеспеченность заведений здравоохранения врачебными кадрами. Этот показатель также напрямую влияет на состояние первичного звена здравоохранения. И здесь тоже много работы по закреплению квалифицированных медицинских кадров. Для решения всех этих задач нужны значительные финансовые средства. В бюджете Самарской области на 2022 год расходы на сферу здравоохранения удвоены. Подчеркну: финансирование из областного бюджета ежегодно растет. Реализуются национальный проект «Здравоохранение» и региональные проекты, в том числе «Развитие первичной медицинской помощи», «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями», «Борьба с онкологическими заболеваниями» и другие.

В самые пиковые периоды пандемии в системе здравоохранения Самарской области были перераспределены все ресурсы, оставлена только экстренная помощь пациентам при угрожающих жизни состояниях. Более чем 30 госпиталей работали как инфекционные стационары. Всего в лечебных учреждениях Самарской области было развернуто свыше восьми тысяч коек для больных коронавирусом.

Особенно хочу отметить меры, принятые в отношении оценки труда и поддержки медицинских работников. На федеральном и региональном уровнях в 2020-2021 годах был разработан целый комплекс мер в этом направлении. Это, прежде всего, федеральные доплаты медикам, работающим с заболевшими коронавирусной инфекцией, и единые региональные выплаты работникам скорой помощи и первичного звена здравоохранения.

— Сколько средств поступило в 2021 году в Самарскую область на борьбу с COVID-19?

— 1,7 млрд рублей – на оборудование и подготовку больниц. Определенная сумма была выделена и на лекарства. Кроме того, в 2021 году мы получили 2,5 млрд рублей на программу модернизации первичного звена: на строительство поликлиник, оснащение их оборудованием (881 единица закуплена) и на закупку 111 автомобилей. Начали строить поликлинику в микрорайоне Волгарь и лечебно-диагностический корпус Нефтегорской ЦРБ. Введены в эксплуатацию 26 объектов медико-санитарной помощи, 16 фельдшерско-акушерских пунктов, шесть офисов врачей общей практики и четыре врачебные амбулатории.

На реализацию нацпроекта «Здравоохранение» выделено 6,858 млрд рублей, в том числе 994,1 млн рублей из федерального бюджета и 661,9 млн рублей из областного. 5,2 млрд – средства ТФОМС.

Из регионального бюджета мы получали деньги преимущественно на борьбу с новой коронавирусной инфекцией. Помимо этого, область профинансировала и принципиально новые мероприятия: в этом году мы начали обеспечивать паллиативных детей лечебным питанием, на это выделено 9 млн рублей. Для стомированных пациентов выделено 18 млн рублей. Со следующего года дети и беременные с сахарным диабетом будут получать средства непрерывного мониторинга глюкозы – на это выделен 131 млн рублей.

Более 4 млрд рублей было выплачено медицинским работникам в целях доведения показателей заработной платы до уровня, установленного указом президента РФ.

Мы существенно укрепили материальную базу медучреждений Самарской области. В короткие сроки обновили весь парк реанимационного оборудования. Закуплены аппараты ИВЛ различного класса (от неинвазивной вентиляции до ИВЛ экспертного уровня), мониторы слежения – у всех тяжелых пациентов на них отслеживаются жизненно важные параметры. Во всех учреждениях созданы палаты интенсивной терапии, в том числе и там, где раньше не было отделений реанимации. На это было направлено более 1 млрд рублей. Теперь область обеспечена реанимационным оборудованием на много лет вперед.

— А что нового появилось в работе «скорой помощи»?

— По-иному мы взглянули на службу скорой медицинской помощи. У нас оказалось большое количество амбулаторных пациентов, требующих периодического осмотра, процедур, которые нельзя сделать дома, например, компьютерная томография и обследование специалистов в стационарах. Поэтому в регионе создана служба доставки пациентов – нечто среднее между службой скорой помощи и неотложкой, которая работала на базе поликлиник. Мы начали с тех машин, которые уже были на станции СМП, плюс дополнительно было выделено более 42 млн рублей на закупку 30 автомобилей Lada Largus, оборудованных для транспортировки пациентов из дома в медучреждения на обследование. За два месяца по новой схеме мы обслужили порядка девяти тысяч человек.

Еще один важный момент: все четыре станции в области заработали на едином информационном ресурсе – все видят всех. Если в Новокуйбышевске, который обслуживается областной станцией СМП, нет свободных машин, а в Куйбышевском районе, который обслуживается городской станцией, они есть, то вызов перенаправляется. Это все позволяет выровнять ситуацию.

— Вы как-то сказали, что борьба с эпидемией COVID-19 – долгосрочный проект всего гражданского общества. Этот вывод тоже сделан по итогам года?

— Да, это наш региональный подход к организации всей работы, он был озвучен на встрече с министром Михаилом Альбертовичем Мурашко, который всецело его поддержал. Если же говорить о медицинской составляющей, то выводов несколько. Считаю, что здесь пора применять диспансерный принцип работы наравне с организацией противотуберкулезных диспансеров, СПИД-центров и онкодиспансеров. Следует выделять или создавать учреждения, которые будут иметь стационарную базу и поликлинику и заниматься только этой категорией пациентов. Одним из аргументов создания такого комплекса служит высвобождение мощности стационаров, где специализированная помощь, ВМП сейчас практически прекращены. Для быстрой реализации такого масштабного проекта необходимы инвесторы, которых, в свою очередь, интересуют вопросы и сегодняшнего, и долгосрочного использования объекта. Речь идет об инфраструктурных кредитах. Стартовал проект, в котором госкорпорация «Ростех» выиграла грант на строительство 15 типовых инфекционных корпусов в 15 регионах Российской Федерации, в том числе и в Самарской области. Структура проекта представляет собой софинансирование из федерального и областного бюджетов, соответственно, 70% и 30% сроком на 15 лет. В результате реализации проекта на строительство отводится полтора года, после чего объекты будут переданы в оперативное управление регионов.

Еще. Горячо поддерживаю позицию главы правительства РФ Михаила Мишустина, который в одном из своих выступлений заявил, что во время пандемии основным критерием служит социальная ответственность регионального крупного бизнеса: он должен инвестировать значительную часть своих доходов в быстрое строительство, оснащение и эксплуатацию ковидных госпиталей по примеру мобильных госпитальных модулей Министерства обороны.

Система здравоохранения в период пандемии испытывает колоссальную нагрузку. В связи с этим уже в первую волну эпидемии к работе были привлечены и негосударственные медицинские организации. Ведомственные учреждения и частные клиники организовывали медицинскую помощь, как говорится, «с колес». Это и диагностическая помощь пациентам, которые поступали по скорой медицинской помощи и нуждались в срочной диагностике, такой как рентгенологические исследования и компьютерная томография, это и мобилизация студентов, клинических ординаторов и преподавателей в ковидные госпитали, и выделение материально-технических ресурсов, открытие в собственной клинике центра медицинской реабилитации больных с постковидным синдромом и пункта вакцинации для населения области. Абсолютно ясно, что и в дальнейшем частный сектор должен оказать значительное содействие в этой работе.

Социальная ответственность частного бизнеса заключается в том, чтобы преследовать не только свои цели, но и, в первую очередь, решать задачи, стоящие перед государством. Сегодня в условиях вынужденного сокращения объемов плановой стационарной и амбулаторно-поликлинической помощи частный сектор имеет определенные ресурсы для того, чтобы выполнять эти объемы, участвуя в системе ОМС. В этом случае частные клиники должны предоставлять медицинские услуги по тому профилю, необходимость в котором формируется в регионе с учетом имеющихся ресурсов.

Уверен, что только путем объединения всех ресурсов и их эффективного использования, консолидации всего гражданского общества можно достичь успехов в деле сохранения жизни и здоровья наших граждан в период пандемии, обрести бесценный опыт для дальнейшего развития системы здравоохранения. Считаю, что строгое соблюдение всеми требований санэпидрежима и вакцинация не менее 80% всего населения, включая детей в 2022 году, станут решающими факторами будущей победы в борьбе с пандемией.

Обсуждение закрыто.