Молодые актеры сызранской драмы рассказывают о творческих шагах в профессии
Сызранский драматический театр имени А.Н.Толстого – один из старейших храмов культуры Самарской губернии. Классику ставить сложно, а в репертуаре театра классика занимает приоритетное место. Тонкое прочтение пьесы позволяет говорить о мастерстве тех, кто стоит за каждой постановкой. Театр, безусловно, любим публикой. В нем – особая атмосфера, здесь и теперь ставят спектакли «на все времена». В марте состоялась очередная премьера музыкальной комедии «Женитьба Бальзаминова» по пьесе А.Н.Островского, где играет много молодых артистов. Они в фокусе внимания еще и потому, что Сызранская драма – своего рода театр-школа, где не просто принимают на работу молодых артистов, но и доверяют им ведущие роли, а те успешно с ними справляются.
Людмила КРУГЛОВА
Артистка первой категории

Оксана Аксакова. В характере актрисы не превалирует романтическое начало. Она рассудительна и требовательна к себе. Будучи трудоголиком, любит, чтобы в работе над ролью и над собой «десять потов сошло». По Станиславскому. Хотя и без режиссеров сызранской драмы тоже не обошлось.
Всякая молодая актриса мечтает о роли Джульетты, но удача приходит к немногим. Артистка первой категории Оксана Аксакова вытянула счастливый билет и вместе с ним специальную премию жюри на профессиональном конкурсе «Самарская театральная муза-2019». Роль сложнейшая, но, наверное, совпало многое – и находка главного режиссера Олега Шахова, и актерские данные Оксаны, и возможности труппы. Как достоверно сыграть в XXI веке эпоху Возрождения? Донести любовь так, чтобы вся низость мира была повержена в одночасье? Судя по отзывам зрителей и критики, сызранцам это удалось в превосходной степени. А главная героиня безоговорочно покорила публику.
Но актрису нельзя ассоциировать только с амплуа лирической героини. За пять лет работы в театре она сыграла более 20 разноплановых ролей, это Сона («Ханума» А.Цагарели), Маленькая разбойница («Снежная королева» Т.Ходун), Мария («Любовь на колесах» С.Свобода), Финея («Дурочка» Лопе де Вега) и др. А на выпуске в колледже искусств им. О.Н.Носцовой всем запомнилась ее героиня из пьесы «Трамвай «Желание» Т.Уильямса. В 2021 году Оксана снова получила диплом на конкурсе «Самарская театральная муза-2020» за роль Алисы в постановке «Чудовище» В.Коровкина. Впрочем, наград у молодой актрисы уже немало. Но, как говорит Оксана, лучший комплимент для артиста – «Верю!»
В детстве она мечтала стать художницей. Но судьба предложила девочке из Октябрьска Самарской области другое амплуа. Теперь сызранский театр – для нее второй дом, здесь душевно и спокойно, здесь она творчески выросла. И хотя роль Капочки в «Бальзаминове» не очень велика, главное – сделать ее ярко и выразительно, как учат театральные педагоги. Сейчас Оксана получает второе образование в СГАКИ.

«Женитьба Бальзаминова»
Закалка «Женитьбой»
Комедия «Женитьба Бальзаминова» в постановке заслуженного деятеля искусств России и Республики Адыгея Юнуса Сулейманова прошла блестяще, и теперь, когда премьерный показ позади, самое время сказать о несомненной творческой удаче Евгения Шеховцова, сыгравшего первую в своей жизни главную роль Михайло Бальзаминова.
«Масса волнений, рефлексий, груз ответственности, – признается артист. – Бесконечно обсуждали рисунок роли с режиссером. Создание спектакля – всегда сотворчество, где многое зависит от домашней работы актера: ты думаешь, ищешь, из каких глубин вытащить ту эмоцию, которая будет создавать вокруг тебя определенный нагрев воздуха».
Как начался его «роман» с театром? По словам Евгения, сначала неосознанно: в школе давали какие-то роли, потом затянул КВН… Главное – его мудрая мама не советовала, куда выгодней пойти учиться, а на все его планы неизменно откликалась: «Хорошо». Парень сам сделал выбор и стал студентом Белгородского института искусств и культуры, набрав на конкурсе 97 из 100 баллов. Затем смена декораций: переезд в Сызрань в июле прошлого года. Понравилось все: уютный город, отзывчивые коллеги, хорошее общежитие. Сразу занятость в спектаклях: Меркуцио («Ромео и Джульетта»), Бобчинский в «Ревизоре» Н.В.Гоголя, Пьеро в «Золотом Ключике» А.Н.Толстого… Даже бессловесная Мышь в «Щелкунчике» – и та ему мила. Влюбленные в театр люди точно знают, что нет маленьких ролей.
И конечно, Бальзаминов – серьезный шаг вперед в профессиональном росте. Молодой премьер хочет сказать свое слово в искусстве, донести до зрителя разумные смыслы, и, может быть, они кому-то помогут.

«Барышня-крестьянка»
Особый характер
Влечение к театру у Софьи Пасько началось в детстве. Большую роль в этом сыграла мама, приобщая девочку к культуре. Школьную жизнь Софья провела на сцене, пела, занималась танцами, сочиняла стихи. После окончания Омского госуниверситета им. Ф.М.Достоевского по специальности «Артист театра и кино» разместила резюме в Интернете, и вскоре пришло предложение от коллег из Сызрани. Так и получилось, что с 29 июля 2021 г. Софья работает в Сызранском драмтеатре. Не прошло и года, поэтому ролей у актрисы немного, но они ведущие: Даша («Родня» В.Крестовского), Мария («Любовь на колесах» С.Свободы), Лиза («Барышня-крестьянка» по повести А.С.Пушкина), Лиза («Лев Гурыч Синичкин» Д.Ленского). По преимуществу ее героини – лирические, немного наивные, светлые девушки, но, скажем, в новой комедии «Женитьба Бальзаминова» актриса играет Раису, а это уже особый характер. Заветную роль в своей жизни Софья Пасько пока не сыграла, но, главное, оказалась в атмосфере театра с большой историей, добротным классическим репертуаром, который строится в том числе исходя из вызовов времени. Например, сейчас люди устали от социальных проблем, поэтому есть запрос на комедию, нужны легкость и юмор. Софья отмечает, что на репетициях она постоянно чувствует надежное плечо опытных коллег, у которых всегда есть чему поучиться.

«Барышня-крестьянка»
Театр – работа коллективная
За полтора года в театре Александр Антонов сыграл 17 ролей, в том числе это Алексей Берестов («Барышня-крестьянка» по повести А.С.Пушкина), Шиш («Шиш Московский» Б.Шергина), Федот («Сказ про Федота-стрельца, удалого молодца» Л.Филатова), Педро («Дурочка» Лопе де Вега) и др. В 2021 г. за роль Билли в спектакле «Калека с острова Инишмаан» М.Макдонаха (постановка Юрия Ардашева) 26-летний артист получил приз «Дебют» II Межрегионального фестиваля имени А.Н.Толстого «Время театра». Александр не только артист, но и талантливый музыкант, исполняющий песни собственного сочинения. В 2021 году удостоен диплома лауреата I степени Всероссийской Олимпиады искусств, диплома IX Московского конкурса «Серебряная осень», диплома I степени Международного конкурса патриотической песни «Димитриевская суббота», в 2022 году – диплома «Приз зрительских симпатий» на конкурсе «Авторская песня» в Москве. Несколько его песен исполняется в спектакле «Чудовище». При всех достижениях у Александра нет амбиций, он играет и в массовке (как, например, в «Женитьбе Бальзаминова»), и с удовольствием участвует в театральных капустниках (режиссура Ольги Дроздовой). Для молодого артиста любой выход на сцену – это учеба, работа на общий результат. Он всегда понимал, что его дорога – творческая, а театр – способ взаимодействия с миром. Сейчас Александр ищет свой почерк в искусстве, поэтому, работая с режиссерами, ему интересно видение разных мастеров его профессиональных возможностей. Он говорит, что актер – это вечный ученик, любая роль состоит из нервов, колоссального напряжения, мук творчества. Но когда из всего этого набора получается гармоничный ансамбль на сцене – счастье.

Софья Пасько:
— В нашем театре дают дорогу молодым, и, несомненно, есть школа в высоком понимании этого слова. Режиссеры Олег Геннадьевич Шахов, Владимир Валентинович Калялин много внимания уделяют начинающим артистам. И работаем мы в атмосфере праздника, некой приподнятости. Поэтому каждое утро с радостью бежишь на репетицию. Профессия для меня – большое удовольствие.

Александр Антонов:
— У нашего театра широкий диапазон и богатый репертуар, он ведет диалог со зрителем о тех ценностях, которые волнуют людей сегодня, несмотря на то что костюмы могут быть 16 или 19 века.Благодарен судьбе, что работаю в сызранском театре, где все – режиссеры, актеры, администрация – талантливые люди, и у всех одна цель. Театр – работа коллективная.

Евгений Шеховцов:
— Благодарен всем, кто мне помогает. Театр для меня – движение вперед, я не стою на месте. Я бы не смог заниматься статичной работой, мне нужна динамика.