Старт в будущее

1 марта 2022

Отрадненский образовательный округ встречает 20-летие в расцвете сил, накопив огромный потенциал

Отрадненское управление министерства образования и науки Самарской области создано 22 февраля 2002 года. В него вошли образовательные организации города Отрадный, Кинель-Черкасского и Богатовского районов. 20-летие округ встречает в расцвете сил, накопив огромный потенциал, что позволяет уверенно держать прочные позиции в системе образования Самарского региона. О том, в каком направлении движется окружная система и какие шаги сделаны в развитии, «Первому» рассказала руководитель Отрадненского управления министерства образования и науки Самарской области Елена Сизова.

Людмила МАРТОВА

Уже на заре деятельности округ стал инициатором инновационных проектов, которые впоследствии вышли за рамки Самарской губернии и даже страны. В чем секрет такой креатуры?

— У истоков создания стояли профессиональные, талантливые специалисты, внесшие колоссальный вклад в становление системы управления на основе образовательных округов, во главе с Владимиром Ивановичем Гусаровым, который вдумчиво и тщательно подбирал команду управленцев, ставших единомышленниками. Именно он является автором и вдохновителем многих инновационных проектов, один из которых – «Ярмарка социально-педагогических инноваций», которая переросла в проект международного уровня и сегодня собирает огромное количество творческих педагогов со всей России, ближнего и дальнего зарубежья. Это программа «Марафон молодежных гражданских инициатив» как технология создания единого воспитательного пространства, это международная научно-практическая конференция юных исследователей «Образование. Наука. Профессия», Программа поддержки талантливой молодежи. Со дня основания округа была поставлена цель – построить единое образовательное пространство за счет консолидации ресурсов трех муниципалитетов, входящих в Отрадненский образовательный округ, – г.о. Отрадный, Кинель-Черкасский и Богатовский районы.

Благодаря этим программам, идеям ежегодно более 1500 детей округа участвуют в более чем 100 престижных международных, региональных конкурсах, спартакиадах, фестивалях. Победителями и призерами становятся порядка 30% наших ребят. Непосредственно в округе проводится свыше 40 конкурсов, а это большой объем организационной, методической, содержательной работы. За 20 лет пройден большой путь модернизации и совершенствования своей деятельности, и сегодня мы обладаем богатым опытом в части организации государственно-общественного управления системой образования в рамках нескольких муниципалитетов.

— Что способствовало повышению качества образования?

— Одна из новаций – в округе выстроен общественный рейтинг образовательных учреждений, ставший мощным стимулом к их саморазвитию. В разработке параметров оценки образовательных учреждений приняли участие и общественность, в том числе и родительская, и представители исполнительной власти, муниципалитетов. Модель рейтинговой системы округа получила признание, доказала свою эффективность в педагогическом сообществе округа и успешно применяется в других территориальных округах, а также Мурманске, Хакасии и даже в Республике Казахстан.

В ряду приоритетных задач округа – повышение профессиональной и личностной самооценки педагога. Особое место в этой деятельности отводится организации системной методической работы. Стратегическая цель – обеспечение качества труда, достижение результатов, создание условий, удовлетворяющих возрастающие потребности педагогов в повышении профессионального мастерства, творческого роста, интереса к инновациям. С целью мотивации руководителя на инновационную деятельность в округе разработан и внедрен «Мониторинг активности руководителя образовательного учреждения», который также показал свою эффективность, согласно качественным изменениям, происходящим в школах. Округ сотрудничает с ведущими вузами Самарской области и страны с целью научно-методического сопровождения учебно-воспитательной работы образовательных учреждений. Результаты очевидны: практически каждая школа округа работала / работает в статусе федеральных и региональных экспериментальных площадок, с достижимыми эффектами своей деятельности.

Какое достижение вы считаете наиболее важным в системе образования?

— Не секрет, что качество образования зависит от квалификации педагога. Наше управление всегда уделяло большое внимание кадровой политике, прилагая усилия для того, чтобы ситуация в образовательных учреждениях была стабильной. В образовательных организациях активно идет обновление педагогических кадров. Несомненно, огромное значение имеет государственная поддержка, но и в школах для молодых специалистов создаются достойные условия. В этом учебном году в округе работают 84 молодых учителя с рабочим стажем до трех лет. Большую роль играет система наставничества, причем за последние три года наши педагоги-наставники входят в число лучших по итогам регионального конкурса наставничества. Победителем стала учитель начальных классов Галина Кириллова (Кинель-Черкасская школа №2), призерами – Надежда Филоненко (Кинель-Черкасская школа №2), Наталья Колесникова, Лариса Калдымова, Елена Куркова (ОНТ), Ольга Обухова (Отрадненский детский сад №11).

— Как в округе реализуется нацпроект «Образование»?

— Одним из важных результатов нацпроекта «Образование» стало создание в окружных школах центров «Точка роста», их у нас 14, и сегодня в них получают образование 10042 учащихся. Кроме того, в округе открыто шесть мини-технопарков, что позволяет успешно решать задачи предпрофильного, профильного обучения, развития детского, в том числе, технического творчества. В рамках регионального проекта «Цифровая образовательная среда» 100% общеобразовательных организаций и СПО зарегистрировались на федеральной информационно-сервисной платформе цифровой образовательной среды. В рамках НП «Демография» в округе полностью удовлетворена потребность в получении дошкольного образования для детей всех возрастных групп. Доступность дошкольного образования в округе составила 100%. Показателем успешной социализации детей служит реализация составляющей нацпроекта «Социальная активность». В настоящее время в округе ведут работу по разным социальным направлениям 180 общественных объединений, в их состав входят 5270 учащихся и студентов. В 2021 году волонтерские отряды (а это порядка 1700 человек) провели 350 общественно полезных акций. Несмотря на пандемию, в мероприятиях различной направленности приняли участие около 3200 учащихся в очной форме и в режиме онлайн.

Как идет развитие учреждений СПО?

— Критерий эффективности среднего профессионального образования – стандарты WorldSkills. В нашем округе работают три учреждения профессионального образования. В 2021 году 146 студентов сдали демонстрационный экзамен в рамках дуального обучения. Стали сертифицированными экспертами три преподавателя и мастера производственного обучения, повысив свою квалификацию по программам, основанным на опыте Союза «Молодые профессионалы». В целях ранней профориентации и непрерывного образования в Самарской области с 2020 года проводится чемпионат «Будущие профессионалы 5+». В этом конкурсе активными участниками стали дошкольные организации нашего округа. Как результат, «Команда космических гидов «Спутник» детского сада №12 города Отрадный одержала победу в региональном чемпионате, в номинации «Профессии будущего».

— Как вы считаете, что позволило округу состояться в качестве эффективной системы?

— Системный подход. Он охватывает все образовательные ступени, от детских садов до учреждений профессионального образования. Мы предоставляем каждому ребенку возможности для самореализации. Созданное инновационное пространство вовлекает учителя в процесс постоянного совершенствования, когда престижно быть профессионалом, идущим в ногу со временем, показывая качественные результаты своей деятельности. Окружная система открыла ребятам огромные возможности для социализации, и сегодня сельские выпускники уже не имеют комплекса провинциальности, они не уступают городским ни по базовым знаниям, ни по адаптивности, ни по общей эрудиции. Все, что делалось округом за эти 20 лет, было направлено на то, чтобы обеспечить нашим детям хорошей старт в будущее.

И вторым важным достижением является состоявшееся партнерское взаимоотношение с муниципалитетами. Только благодаря личной поддержке глав муниципальных образований г.о. Отрадный, Кинель-Черкасского и Богатовского районов, слаженной работе руководителей образовательных организаций, специалистов управления и органов местного самоуправления в округе созданы все условия для получения достойного и качественного образования на всех его уровнях.

Обсуждение закрыто.