В 2022 году самарская Детская школа искусств №11 встречает 55-летний юбилей
Школа искусств №11 ведет свою историю с 11 июля 1967 года. За 55 лет плодотворной деятельности накоплен серьезный ресурс сегодняшнего авторитета школы, залог ее развития в будущем, сформированы условия школьной жизни, способствующие эффективности обучения. Созданная здесь культурная среда позволяет осуществлять образовательную и воспитательную деятельность на высоком профессиональном уровне, что является необходимым условием для раскрытия индивидуальности и творческих способностей каждого ученика. Возглавляет ДШИ №11 Алексей Чуканов.
Людмила МАРТОВА
Системный подход
В первые годы дети обучались в классе фортепиано, народных и струнных инструментов. Сегодня возможности школы значительно расширились: обучение ведется по таким направлениям, как музыкальный фольклор, исполнительство на духовых и ударных инструментах (флейта, труба, саксофон, ксилофон), струнно-смычковых инструментах (скрипка, виолончель), народных инструментах (баян, аккордеон, домра, балалайка, гитара), театральное искусство, сольное пение. В ДШИ реализуются дополнительные предпрофессиональные программы в области музыкального искусства «Инструменты эстрадного оркестра». Образовательные цели успешно решает сильный коллектив преподавателей и концертмейстеров, многие из них являются лауреатами и обладателями Гран-при всероссийских, региональных и городских конкурсов профмастерства. Школа гордится тем, что ее выпускники выбирают музыку своей профессией, причем многие из них вернулись в родную школу в качестве преподавателей.
Благодаря выстроенной системе сотрудничества с образовательными и социальными учреждениями Советского района школа ведет свою деятельность в парадигме социокультурного пространства. С целью обеспечения доступности для родителей, обучающихся, партнеров, жителей микрорайона наиболее значимые мероприятия проводятся в виде онлайн-трансляций в социальных сетях. Многолетнее сотрудничество с СОШ №163 в сфере музыкального образования дает учащимся свободу творчества, а также помогает в формировании духовных и нравственных приоритетов подрастающего поколения. Эти аспекты позволили образовательным учреждениям эффективно выстроить целостную учебно-воспитательную систему. Сегодня здесь создается сов-местная экспериментальная театральная площадка.
Зримые перспективы
Одно из самых сложных направлений школы – работа с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья. Более 30 лет ДШИ ведет целенаправленную работу по созданию особой образовательной среды для детей с нарушением зрения совместно со школой-интернатом №17.
С 2012 г. школа служит экспериментальной площадкой по апробации инклюзивной модели обучения и творчества детей. Визитной карточкой учреждения по этому направлению стал социальный проект «Воспитание сердца», который помогает детям с ОВЗ получить навыки для будущей профессии. Проект является участником муниципальной программы «Самара – детям: мы разные – мы равные». Разработанный учебно-методический комплекс предпрофессиональной подготовки для детей с глубоким нарушением зрения удостоен Гран-при XXVII Межрегионального конкурса «Волжский проспект».
Еще один проект
«Шаг к безграничным возможностям»
принял участие в конкурсе социальных
и культурных проектов ПАО «ЛУКОЙЛ» на
территории Республики Татарстан и
Самарской области, где был отмечен
званием лауреата и получил грантовую
помощь на приобретение оборудования
для тифлокомментирования. Помощь детям
с нарушениями зрения в получении
профобразования оказывается в содружестве
с Курским музыкальным колледжем-интернатом
слепых. Выпускники школы-интерната №17
и ДШИ №11 Дмитрий Петров и Елена Петрова
по окончании Курского колледжа вернулись
преподавать в любимую школу искусств.
Мария Лачинова окончила Самарское
музыкальное училище
им. Д.Шаталова и
ведет в ДШИ №11 класс хора и вокала; Павел
Пономарев работает педагогом
школы-интерната №17.
В Год культурного наследия
С 2006 г. на базе школы действует Региональный ресурсный центр народной культуры «Златая Русь», созданный при поддержке департамента культуры и молодежной политики администрации Самары. Деятельность центра направлена на изучение, развитие и пропаганду народной культуры, методическое сопровождение специалистов в области фольклора. Ежегодно проводятся межрегиональные научно-практические конференции для преподавателей и кон-цертмейстеров учреждений ДОД, специалистов в области народной культуры, региональный фольклорный фестиваль солистов и творческих коллективов образовательных учреждений искусств и культуры области «Волжская мозаика» при поддержке Агентства социокультурных технологий министерства культуры СО, ежегодный Открытый региональный фестиваль-конкурс народной культуры «Русский праздник». За эти годы более полутора тысяч участников Самарской области приобщились к истокам культурного наследия. Накопленный научно-методический материал ЦНК «Златая Русь» – материалы I-XI научно-практических конференций, выпуски Хрестоматий народно-песенного репертуара, сценарные разработки, репертуарные материалы – ежегодно издаются в сборниках, таких как «Традиционная культура в современной образовательной практике», «Культурно-просветительская миссия творческих коллективов в современном социокультурном пространстве и пропаганде традиционной народной культуры», Хрестоматии детского фольклора «Через Волгу досточка…»; «Искусство аккомпанемента и его слагаемые», «Навевает сердцу звуки…», а также отмечены дипломами лауреата Всероссийского смотра информационной деятельности центров народного творчества, проводимом Государственным Российским домом народного творчества имени В.Д.Поленова в Москве.
Талантам помогают
Областной конкурс юных исполнителей «Ма-эстро XXI века» проводится с 2001 г. при поддержке департамента культуры и молодежной политики администрации Самары. С самого начала конкурс позиционируется и как ежегодный творческий отчет начинающих музыкантов, и как базовая площадка по распространению методического опыта педагогических кадров. Конкурс уникален по количеству номинаций, включающих «Фортепиано», «Академическое сольное пение», «Струнно-щипковые инструменты», «Струнно-смычковые инструменты», «Народные инструменты», «Деревянные духовые инструменты», «Медные духовые инструменты», «Ансамблевое инструментальное исполнительство», «Многожанровое музыкально-исполнительское искусство для учащихся инклюзивного обучения».
«В школе уделяется большое внимание выявлению и развитию одаренных детей, проводится мониторинг результатов лучших учеников, – отмечает директор ДШИ №11 Алексей Чуканов. – Это создает основу для сознательного выбора и освоения ребятами профессиональных образовательных программ в сфере искусств и культуры».
Воспитанники ДШИ участвуют в конкурсах международного, всероссийского, регионального уровня. По ходатайству школы лучшие из них награждаются стипендией одаренным детям Самары и именными премиями губернатора, почетным званием «Лучший учащийся детской школы искусств Самарской области». Также они представляются к занесению в «Золотую книгу» молодых дарований Самарской области.
Школа ведет активную деятельность по расширению спектра специализаций, считая это одним из важнейших факторов формирования художественного вкуса и музыкальных пристрастий у детей и подростков. И конечно, тот факт, что количество желающих обучаться в ДШИ постоянно растет, говорит и о востребованности школы, и о профессионализме преподавательского состава. Поэтому нет сомнений, что юбилей – это новый виток большого плодотворного пути школы, где помогают талантам обрести свой путь в искусстве.
Алексей Чуканов, директор ДШИ №11 (Самара):
— В рамках федерального проекта «Культурная среда» нацпроекта «Культура» в учреждении проходит обновление материально-технической базы. Обновляется парк музыкальных инструментов для реализации предпрофессиональных программ в области искусств «Народные инструменты», «Струнные инструменты», «Духовые и ударные инструменты», «Музыкальный фольклор», «Инструменты эстрадного оркестра». Ожидаются поставки нового оборудования и учебных материалов. Благодаря реализации федерального проекта «Творческие люди» нацпроекта «Культура» преподаватели школы получили возможность повысить квалификацию. Все это позволяет нам вывести решение творческих и образовательных задач на качественно новый уровень, создавать условия для всеобъемлющей реализации потенциала учащихся.