В атмосфере творчества

28 марта 2022

Учащиеся новокуйбышевской ДХШ посетили новый культурный центр в столице

Детская художественная школа Новокуйбышевска – одно из немногих в городе учреждений дополнительного образования детей, где учат основам живописи. Одним из важных аспектов художественного образования служит изучение опыта российской академической школы и других авангардных направлений изобразительного искусства. Справляться с этой задачей школе с 2004 года помогает благотворительный фонд «Виктория». В рамках сотрудничества фонд финансирует реализацию проектов, направленных на посещение обучающимися школы самых культовых художественных галерей России. В этом году ребята совершили вояж в столицу для знакомства с новым знаковым арт-объектом России.

Наталья ХАРИТОНОВА, директор МБОУ ДО «ДХШ» г.о. Новокуйбышевск

Под «Сводами» ГЭС-2

При поддержке благотворительного фонда «Виктория» юные художники уже совершили поездки в Санкт-Петербург, по Золотому Кольцу России, посетили и написали церковь Покрова-на-Нерли, окунулись в атмосферу православных традиций города Сергиев Посад, неоднократно побывали участниками международного пленэра во Владимире, бывали на пленэрах и фестивалях в разных странах мира. В начале марта 2022 года состоялась долгожданная поездка учащихся и преподавателей Детской художественной школы Новокуйбышевска в Москву. Цель поездки –
посещение Дома культуры ГЭС-2, открытого для посещений в декабре 2021 года. Приобрести билеты для знакомства с уникальным обновленным объектом культурного наследия сложно: из-за его большой популярности организованные групповые посещения расписаны на недели вперед. Несмотря на это, благодаря личной просьбе Леонида Викторовича Михельсона принять делегацию из Новокуйбышевска наша поездка состоялась, и мы стали первыми посетителями из Самарской области нового российского культурного центра, находящегося в центре Москвы.

Когда-то это было здание городской электростанции, построенной в 1905 году и претерпевший процесс джентрификации в Дом культуры, и теперь уже посетители становятся частью культурного пространства и сами творят искусство. В отреставрированных помещениях, называемых «Сводами», можно заниматься различными видами творчества как посетителям, так и профессионалам. Архитектором столь необычного музейного пространства является Ренцо Пьяно, создавший центр Помпиду в Париже. Из представленного динамичного макета, расположенного на главной площади Дома культуры, видно, что автор максимально сохранил историческую целостность, дополнив ее небольшим количеством современных архитектурных элементов, которые органично вписались в светлую гамму интерьера здания. Сам исторический объект имеет очень внушительные объемы: высоту с шестиэтажный дом и около 12 тыс. кв. м общей площади. Внутреннее пространство организовано по принципу white box («белая коробка») в бело-серых тонах, и постепенно оно будет наполняться цветными пятнами. Одной из очевидных особенностей комплекса является сохранение березовой рощи, расположенной в центре Москвы, справа примыкающей к новому арт-пространству. Несмотря на то что было еще прохладно, нас радовала зеленая трава, проступавшая, в местах, где сошел снег. А самый яркий акцент культурного объекта – уходящие в небо на 70 метров ультрамариновые трубы, которые хорошо видны с набережной Москвы-реки.

Радушная столица

С большой теплотой и радушием нас встречали московские коллеги. С раннего утра и до позднего вечера мы были заняты разнообразной деятельностью. Это было время творческих мыслей и обретения нестандартных решений. Наша делегация состояла из 20 человек, взрослых и детей в возрасте от 12 до 16 лет. Программа, состоявшая из воркшопов, просветительских мероприятий, мозговых штурмов и культурных походов, была насыщенной и содержательной. Большое спасибо организаторам, которые посвятили нам столько времени, и родителям, которые без сомнений доверили нам детей.

Конечно же, самым запоминающимся и продуктивным было посещение творческих ателье. Они представляют собою мобильное пространство со стеклянными перегородками, большими столами, за которыми удобно работать. Рядом стеллажи с модными художественными материалами, ими можно пользоваться, создавая задуманное произведение искусства. Здесь есть все необходимое для реализации творческой идеи: ткань, акрил, бумага, печатные ролики, молотки, гвозди, фломастеры. Наши ребята целый день экспериментировали с глиной и деревом, бумагой и тканью: хотелось поработать сразу со всеми материалами. Ателье оснащено современным техническим оборудованием, и это позволяет воплотить самый сложный художественный замысел.

Неожиданным моментом программы стало посещение Московской центральной художественной школы. Нам всем было интересно посмотреть, как живут московские коллеги. Познавательную экскурсию по школе проводили ученики старших классов, мы посетили мастерские скульптуры, керамики, рисунка и живописи, увидели учебные работы, выполненные в разное время. Потом в отдельной аудитории обменивались знаниями с москвичами, выполняли наброски фигуры человека на время (от 30 секунд до пяти минут). Несмотря на то что в жизни нас разделяют километры, на встрече мы чувствовали себя свободно, раскрепощенно, с дружелюбным настроем и творческим азартом. Все же дети – это отдельная общность людей, они умеют моментально находить общий язык!

На следующий день нас ждал Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, где мы увидели уникальную экспозицию, которая 70 лет находилась в запасниках музея.

Очень богатой по содержанию была экскурсия, организованная нашими московскими друзьями, по памятникам архитектуры центра Москвы. Мы посмотрели музей под открытым небом «Музион», разбирались в особенностях стиля «сталинский конструктивизм», узнали историю Болотной площади и многое другое.

В последний день перед возвращением домой в разных пространствах московского культурного объекта ребята выполняли творческие задания на поиски фактуры, зарисовки соединительных узлов и элементов архитектуры культурного объекта. Мы, взрослые, тоже с удовольствием включились в работу. Дети пробовали нарисовать звуки интерьера, символ сегодняшнего настроения и многое другое. Получившиеся наброски нужно было объединить в коллаж, составив «чувственную карту пространства» ГЭС-2. Работали быстро и смело, сама атмосфера свободы и творчества заряжала нас на позитив! Время пролетело мгновенно, и очень не хотелось уезжать. Надеемся, что этот проект станет долгосрочным и мы сможем привлечь к его реализации большее количество детей художественной школы. Мы признательны фонду «Виктория» и Леониду Викторовичу Михельсону за неравнодушие к наших юным художникам! Благодаря проекту школа вышла на качественно новый уровень в плане художественного развития детей, их социализации.

Обсуждение закрыто.