Лидеры региональных НКО награждены почетным знаком губернатора Самарской области «За служение людям»
Одной из обладательниц почетной награды стала председатель комиссии Общественной палаты Самарской области по демографической и семейной политике, делам ветеранов и инвалидов, директор Благотворительного фонда «Радость» Светлана Полдамасова, которая рассказала «Первому» о старых и новых проектах, поддержке президента РФ и о том, почему делать добро – вне коньюнктуры.
Оксана ФЕДОРОВА, Екатерина ЖЕВАК (фото)
— Как вы отнеслись к награде губернатора? Какие именно проекты вашего фонда стали самыми заметными и эффективными?
— Для меня эта награда – большая честь. И в то же время оценка работы всего нашего коллектива. Работают у нас социальные работники, психологи, педагоги, юристы. Мы пытаемся выстраивать отношения с партнерскими организациями, которые помогают в нашей деятельности. Мы всегда на связи с министерством демографической и семейной политики, с областной коллегией адвокатов, нотариусами. Нам помогают промышленные предприятия, Сбербанк, банк ВТБ, ФКП Самарский завод «Коммунар» и многие другие. Есть люди, лично помогающие нам уже много лет: семьи Артяковых, Азаровых, Сурковых, Аветисян, Розенцвайг, Леонид Яковлевич Симановский. Люди в нашем регионе известные, они доверили нам свои средства, чтобы мы направили их на наши программы. Очень много и простых граждан. Мы сумели выстроить эффективную структуру благотворительности, и это дало результат, за который мы можем отчитываться.
— Сколько лет вы занимаетесь благотворительностью?
— Этой деятельностью мы занимаемся с 2009 года. Сразу в поле нашего зрения попали дети-сироты, дети с ОВЗ, дети-инвалиды. То есть самые уязвимые, дети, которые нуждаются в нашей защите. Мы гордимся нашим приоритетным проектом – это постинтернатное сопровождение выпускников детских домов, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Когда в 2009 году мы начали знакомиться с воспитанниками детских домов – начинали со стандартного: приехали на Новый год, привезли подарки. Но сегодня эти дети не обделены одноразовым «подарочным» вниманием, им привозят и дарят подарки многие. Однако, когда они вырастают и покидают стены своих учреждений, им помощь нужна еще больше. Особую остроту принимают проблемы социализации в обществе. Ведь все эти годы решения за них принимали взрослые: жить по четкому распорядку дня, питаться едой из столовой, причем ее не нужно готовить, она есть всегда. Помещения убирает персонал, ЖКУ оплачивает администрация, ремонт делает она же. Эти ребята не понимают, как устроена жизнь, они не умеют даже ходить в магазин, не умеют обращаться с деньгами. А в 18 лет им формально уже никто ничего не должен. Человек выходит в большой мир. И, как правило, сразу начинаются проблемы. Поэтому уже больше 13 лет мы занимаемся подготовкой этих детей к самостоятельной жизни. Тем не менее проблемы социализации пытались решать непосредственно в интернатных учреждениях. Но не было никаких законодательных актов, которые обязывали бы власти оказывать этим детям помощь по постинтернатному сопровождению. Поэтому на всех площадках, где возможно, мы начали об этом говорить. И не только в регионе, но и на федеральном уровне, встречаясь с нашими партнерами, организациям по защите детей и детства. В результате мы были услышаны: с 2020 года мы занимаемся постинтернатным сопровождением детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет в рамках законодательства Самарской области, которое разрешает оказывать данные услуги.
— Получается, чтобы законодательно закрепить такую возможность для ваших подопечных, понадобилось 10 лет?
— Даже более 10 лет. И сразу расширился круг тех, над кем мы берем шефство. Это выпускники не только детских домов, но и приемных семей, ведь по достижении ими 18 лет замещающая семья формально ничего больше не должна этим детям. Есть ли ресурс у приемных родителей помогать детям дальше? Бывает по-разному.
— Какие вопросы вы помогаете решать?
— Круг очень широк, они разные. Тут и получение жилья, и вступление в наследство, и, бывает, наши подопечные конфликтуют с законом. Дети ведь проблемные, некоторые нуждаются в специализированной психиатрической помощи. Еще находясь в стенах учреждения, они принимают лекарственные препараты, назначенные врачом, а вне стен перестают. Меж тем обстановка меняется, они переезжают в общежития, это стресс. Наступают срывы. Не секрет, что девочки – выпускницы детдомов очень рано становятся молодыми мамами. Причем, как правило, одиночками. Им особенно нужна помощь, чтобы они не отказались от ребенка. Наши психологи все время с ними на связи: почему ребенок не ест? чем его накормить? как перепеленать и выгулять? почему он плачет? И так далее… У нас работает круглосуточная «горячая линия», и наши психологи, юристы, педагоги всегда готовы прийти на помощь. Словом, у всех этих детей все непросто. Так что выпускники детдомов – сегодня основная наша целевая группа. Этот проект активно развивается, нам помогает губернатор, нас поддерживает и правительство Самарской области: выделяется готовое жилье и дополнительно будет субсидироваться покупка жилья с участием материнского капитала. Есть проблема с обустройством этих квартир. Сейчас торговый комплекс «Московский» выделил нам специальное помещение, в котором мы будем собирать переданную в дар нашим подопечным мебель, бытовую технику, шторы, словом, все, что может пригодиться в быту. Мы ждем, что откликнутся и организации, и люди, которые таким образом смогут избавиться от крепкой, но морально с их точки зрения устаревшей мебели. Есть те, например, кто делает ремонт в своей квартире и «освежает» меблировку. Для них проблема – куда девать старую. К нам! Готовы принять в дар, чтобы помочь обустроиться нашим выпускникам.
— А какие еще приоритетные направления есть у фонда?
— Например, помощь талантливым детям. В том числе и из нашей целевой аудитории. Сейчас проходит конкурс «Творчество. Успех. Радость», который поддержал фонд президентских грантов. Мы реализуем проект «Шаг в будущее», и на этом конкурсе у нас зажигаются звездочки, которым мы помогаем продвигаться. Например, у нас есть мальчик Коля Белоусов из Тольятти – замечательно поет! Стараемся помочь ему получить хорошее музыкальное образование, выдвигаем на федеральные конкурсы. Эта работа вдохновляет и радует: видишь, как растут детские таланты, как они раскрываются. Поэтому этот многолетний конкурс мы не прекращаем. Работаем!
— Ваш фонд еще с 2014 года был одним из самых значительных помощников для людей, живущих на Донбассе, в Крыму. Расскажите об этой деятельности.
— Тогда наш фонд собирал средства для республик, мы вошли в штаб по оказанию помощи, сформированный правительством Самарской области, помогали организовывать пункты временного размещения и создали их более 20. В 2014 году совместно с Общественной палатой Самарской области провели акцию в помощь Крыму и для восстановления Сакского района собрали более 42 миллионов рублей благотворительных пожертвований. Деньги были потрачены на ремонт территориальной больницы, закупку современного медицинского оборудования, ремонт и оснащение школ и приведение их в соответствие с требованиями общероссийских стандартов.
Естественно, у нас завязались связи с Крымом, с ДНР и ЛНР – можно сказать, дружеские отношения с людьми. Например, крымские художники приезжали к нам, а наши самарские художники ездили в Крым. В таком творческом содружестве художников в 2015 году мы провели большую выставку в музее им. Алабина. Она вызвала большой резонанс. Ее посетили 2000 человек! А потом те же художники передали часть работ на наш аукцион, и с их помощью мы собрали средства на благотворительные проекты фонда. Из Донбасса и Луганска в 2014 году к нам приехало более 5000 человек. Это беженцы. Судьба их сложилась по-разному. Кто-то остался в Самаре, кто-то уехал в другие города России, кто-то вернулся на родину. Конечно, истории у всех тяжелые. Например, приехала семья – мама с двумя маленькими детьми, бабушка и сын с онкологией. Они остались в Самаре, вынуждены были снимать квартиру. Мы помогали им. Дети пошли в школу. В конце концов все устроилось. И таких историй множество. Говоришь о них в двух словах, а за ними – эпос человеческих страданий и боли. Распадались семьи, иногда по идеологическим причинам: например, отец остался в ДНР, а мать уехала на Украину, он русский, она украинка… Связи рвались, даже несмотря на то что в семье были дети! Трагедий очень много. Сейчас, учитывая, что происходит на Украине, в каком состоянии к нам попадают беженцы, наша первостепенная задача – всемерно помочь этим людям. Мы включились в эту работу с первого дня. Собираем средства. Самарская региональная организация медицинских сестер одной из первых перечислила на наш счет в пользу беженцев 300 тысяч рублей.
Сейчас беженцев принимают в пунктах временного размещения. В чем трагичность ситуации? О ней никто не знает, не говорит так, как она того заслуживает, – во весь голос! Люди с 2014 года живут в состоянии войны. Дети родились и выросли в этих условиях, они мирной жизни просто не знают, не видели ее никогда. Они рассказывают, что когда кто-то из них шел в магазин, они прощались навсегда: ты не знаешь, вернется ли твой близкий человек или нет. Или вот пример. Обустроили в пунктах временного размещения комнату для оформления документов и выделили пространство для детских игровых. Так дети не играют – не отходят от родителей ни на шаг! Если в семье семь детей, то в маленькую комнатку оформить документы идут с родителями все семеро! Надо видеть этих людей, слышать их истории… Там, где они жили, они все время слышали выстрелы, там все время гибли люди. Такое вот детство было у этих детей. Директор Самарского художественного музея Алла Шахматова подружилась с девочками-художницами из Донецка. Они были у нас на летних каникулах. Мы им тоже помогали. Если бы вы знали, как они радовались мирной жизни! Попали, по их словам, просто в сказочный мир и были очень благодарны за то, как их в Самаре принимают. Таких историй очень много. Сегодня наш фонд включился в эту работу, мы стремимся помочь чем можем. Все, кто хочет помочь, может перечислить деньги на наш расчетный счет. Целевое назначение – для беженцев из ДНР и ЛНР. Деньги нужны на все: на оформление паспортов, лекарства, на одежду, ведь многие приехали в чем были!
— Самарцы активны?
— Да, у нас очень отзывчивые люди. В пункты сбора везут одежду, домашнюю утварь. Приезжают помочь волонтеры.
— Как будет развиваться благотворительная работа в будущем?
— Именно потому, что сейчас очень сложное время, русская традиция помощи ближнему, творение блага, добра будет только укрепляться. У нас эта моральная ценность прописана, можно сказать, на генетическом уровне. Делать добро – потребность. Нам не прожить поодиночке. Не выстоять. Я в этом убеждена.