Детский сад №303 осваивает новые технологии в деле патриотического воспитания детей
В Год культурного наследия в Самарском детском саду №303 был разработан и реализован творческий проект «Народы Самарской губернии: мы разные, но мы вместе». На две недели детский сад превратился в яркую праздничную площадку, посвященную традициям разных национальностей. Фестиваль, впервые прошедший в детском саду, стал важным образовательным инструментом приобщения воспитанников к культуре народов Поволжья. Каждый ребенок сделал новый шаг в познании многогранного мира людей.
Ирина ВОРОНКОВА, заведующий МБДОУ «Детский сад №303»
Национальное сознание, культура межнационального общения закладываются с раннего детства. Два года у нас реализуется рабочая программа воспитания, составной частью которой является формирование у детей патриотических чувств, любви к своему Отчеству, уважительного отношения к традициям других народов. Объявленный президентом России Год культурного наследия определил тему нашего фестиваля. Мы разработали программу и логотип фестиваля, обозначили цель – этнокультурное и нравственное воспитание дошкольников через знакомство с народами Самарской губернии. В качестве объекта изучения мы выбрали пять национальностей: русские, казахи, белорусы, евреи, татары. В январе детский сад начал подготовку к мероприятию, а в апреле каждая группа представляла результаты своей деятельности. Педагогам удалось подобрать материал, доступный возрасту дошкольников, удачно использовать информационно-коммуникативные, личностно-ориентированные, игровые технологии, метод исследовательской деятельности. В работу творческих мастерских были включены беседы о народах Самарской области, разучивание песен, танцев, национальных игр, инсценировки сказок. Дети знакомились с национальными традициями через декоративно-прикладное искусство, музыку, кухню. Большую помощь нам оказали сотрудники детской библиотеки №10, не только в подборе необходимой литературы, но и в проведении мастер-класса «Куклы-обереги». В каждой группе были организованы фестивальные уголки в соответствии с выбранной национальностью. И даже воспитанники в возрасте 2-3 лет приняли участие в проекте.
Важно, что немалая часть организационной работы была проделана силами родителей. Благодаря их активному участию уголки в группах пополнились аутентичными костюмами из «бабушкиного сундука», женскими головными уборами, тюбетейками, домоткаными ковриками. Национальный колорит произвел неизгладимое впечатление на детей. Они смогли прикоснуться к ценностям своего Отечества, почувствовать себя частицей большого дружественного сообщества. Совместная работа позволила укрепить отношения детей и родителей, ощутить преемственность поколений, повысить уровень этнической культуры взрослых. Серьезным результатом проектной деятельности стала выставка-презентация, выполненная силами старших дошкольников и педагогами Юлией Савиной, Натальей Семаевой, Оксаной Мальцевой.
Развитие детей в творческой среде дает мощный социальный эффект. Взаимодействие педагогов с детьми на основе личностно-ориентированной модели – важный аспект нашей работы, способствующий всестороннему развитию личности ребенка. Педагоги попробовали себя в новом деле, смогли обогатить предметно-пространственную среду детского сада в контексте патриотического воспитания. Фестиваль «Народы Самарской губернии: мы разные, но мы вместе» – наш первый опыт, оказавшийся продуктивным. В ходе фестиваля нам удалось расширить знания дошкольников о родном крае, повысить культуру межличностного взаимодействия детей в группе, объединить всех участников образовательного процесса. В перспективе мы планируем продолжить работу по приобщению воспитанников к традициям народов Поволжья во время летней оздоровительной кампании.
Любовь Мартынова,
старший воспитатель МБДОУ №303:
— Каждый день фестиваля сопровождался яркими открытиями для детей. Очень порадовало воодушевление, с которым они впитывали новые знания, подкреплявшиеся богатой предметно-развивающей средой. Это был настоящий праздник детства! Значение фестиваля трудно переоценить. Ребята поняли: быть гражданином, патриотом – значит непременно уважать людей, которые живут рядом. Единая цель сплачивает, помогает решить общие задачи, которые касаются и развития детей, и профессиональных компетенций педагогического коллектива.