Роль социального партнерства в сопровождении взросления обучающихся с ОВЗ
ГБОУ школа-интернат села Старый Буян муниципального района Красноярский по праву считается инновационным центром, много лет внедряющим в практику уникальные методики, направленные на то, чтобы каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья стал полноценным членом общества. Сделать из сельской коррекционной школы авангардное учреждение удалось кандидату педагогических наук, почетному работнику общего образования РФ Ольге Галкиной. Под руководством талантливого директора коллектив реализует адаптированные образовательные программы, а свой опыт с успехом ретранслирует на уровне Самарского региона и России. Сегодня школа-интернат представляет новую модель «Школа – дружественная среда».
Людмила МАРТОВА
В плену ограничений
Цель школы как социального института – всесторонне подготовить воспитанника к жизни в обществе, к осознанному выбору профессии и успешной самореализации в конкретной сфере деятельности. Традиционные условия организации образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе государственных учреждений не обеспечивают в полной мере качественного конкурентоспособного уровня образования. Это происходит в силу ограничений, с одной стороны, связанных с особенностями развития школьника с ментальными нарушениями, а с другой – с труднопреодолимыми шаблонами общества. Очевидно, что для воспитания ребенка с ОВЗ требуются огромные усилия. К особенностям психического развития таких детей относятся нарушение эмоционально-волевой сферы, незрелость, зависимость. По мере взросления иждивенческая позиция и чрезмерная опека со стороны родственников, создающих условия, где трудоустройство молодого человека с ОВЗ вовсе не является обязательным, сильно демотивируют на старте карьеры.
Одним из социальных стереотипов является мнение, что подросток с ментальными нарушениями может познавать азы профессий только через рассказы, презентации, тесты и экскурсии, а стать даже на короткий срок самостоятельной единицей или сработать в команде взрослых у него не получится.
«Принципиально
важно, что снятие ограничений формируется
посредством создания поля активности
всех «социальных проводников», которыми
становятся воспитанники, семья, педагоги
и социальные партнеры, – подчеркивает
Ольга Галкина. –
В формате социального
партнерства субъектность обретают и
сами участники образовательных
отношений».
Школа – дружественная среда
На протяжении многих лет ГБОУ школа-интернат села Старый Буян проводит политику «открытых дверей» по созданию положительного имиджа организации через размещение в СМИ и на школьном сайте информации о достижениях, передовом опыте работы, проектах учреждения.
Модель «Школа – дружественная среда» рассматривается как совместная деятельность участников образовательных отношений, которая характеризуется общими целями и ценностями в вопросах формирования нового уклада жизни учащихся с ментальными нарушениями, добровольностью и долговременностью, доверием участников социального партнерства, а также принятием взаимной ответственности сторон за решение проблем взросления детей.
«Данная работа способствует привлечению внимания социально ориентированных организаций и фондов, готовых оказать школе-интернату поддержку, определяющую создание условий для достойной жизни наших детей», – отмечает Ольга Владимировна.
В сотрудничестве с организациями-партнерами проводятся профессиональные пробы по направлениям «кулинарное искусство», «ремонтные, строительные и отделочные работы», «керамика», «начальные навыки шитья», «стрижка и уход за волосами». Ребята получают навыки командного управления, индивидуальной работы, общения с людьми и понимания их потребностей. В рамках профессиональных проб снимаются ограничения социума, связанные с отсутствием опыта раннего трудоустройства выпускников. Стереотипы работодателей, учреждений СПО, органов власти о профессиях, где может работать молодежь с ментальными нарушениями, меняются в рамках организованных экскурсий в супермаркеты, мастер-классов в «Леруа Мерлен». Учащиеся знакомятся с системой противопожарной безопасности, с профессиями пожарного, эколога и кондитера.
Система социального партнерства создает условия для сопровождения профессионального самоопределения детей, поддерживаемого дальнейшего обучения в учреждениях СПО и трудоустройства. Такое взаимодействие обеспечивает каждому ученику максимально возможную самостоятельность и позволяет выпускникам с инвалидностью успешно интегрироваться в общество, избежать психоневрологических интернатов, а также нормализовать жизнь родителей.
Успешное жизнеустройство
По словам директора, благодаря поддержке социальных партнеров значительно улучшились качество образования детей с ОВЗ и уровень их социализации. Сотворчество «выпускник – дружественный социум» обеспечивает включенность воспитанников в профильные сообщества.
Конкурентоспособность выпускников школы на рынке труда служит основным показателем качества социализации. С 2019 по 2021 год в социум интегрировано 55 выпускников школы-интерната села Старый Буян. Согласно проведенному мониторингу, 47 выпускников трудоустроены, что составляет 85,5% от их общего количества. Они успешно осваивают рабочие профессии, поэтому оказываются востребованными на современном рынке труда и могут профессионально реализоваться при наличии адекватных условий для обучения, воспитания и социализации.
Полученный в процессе сопровождаемого взросления образовательный опыт, основанный на позитивных впечатлениях, положительных эмоциях, эффективных коммуникациях, расширяет личностное развитие воспитанников, и поэтому усвоение и закрепление нового социального опыта в ролях «гражданин», «работник», «семьянин» происходит быстрее.
По итогам 2019-2021 годов 10% воспитанников прошли службу в армии, 35% создали семьи, и ни один из старобуянских выпускников не попал в детский дом. Все ребята – законопослушные граждане Российской Федерации, никто из них не был вовлечен в криминальную деятельность и не попал в ПНИ.
Тренд – форсайт
За этими огромными достижениями в развитии детей с ОВЗ стоит школа-интернат села Старый Буян – оплот для своих воспитанников, школа, дружественная детям, которая формирует новый уклад их жизни на основе позитивной социализации, устранения привычных социальных дистанций и трансформации традиционных ролей семьи, социума и педагогов.
Модель «Школа – дружественная среда» выступает как образовательная экосистема, где школа-интернат служит местом встречи индивидуальных и институциональных провайдеров и учеников с ментальными нарушениями, конструирующих свой жизненный путь.
«Наше предложение – организовать продвижение идей по формированию сопровождаемого взросления обучающихся с ОВЗ в рамках социального партнерства через поддержку социально ориентированных проектов и участия в грантовой деятельности образовательных организаций», – считает директор. Это позволит планировать персонально обоснованный путь благополучного жизнеустройства обучающихся с ОВЗ в условиях их развития в школе-интернате, а также формировать у них новые образовательные результаты – экономические, технологические, информационные, социальные, – которые обеспечат доступность и высокое качество образования, возможности для их социальной адаптации и интеграции в общество.
Директор Старобуянской школы-интерната Ольга Галкина за годы работы серьезно изменила отношение социума к развитию детей с ограниченными возможностями здоровья. Глубокое понимание своей профессиональной миссии, умение видеть необозримую сегодня перспективу позволяют ей быть впереди, возможно, даже на десятилетия. Но иначе нельзя. Это гуманная составляющая ее профессии.
Ольга Галкина,
к.п.н., директор школы-интерната села Старый Буян:
— Комплексность проблем и ограничений, связанных с вопросами взросления детей с ОВЗ в условиях школы-интерната, обусловила необходимость решения сложной двойной задачи. С одной стороны, соответствовать ожиданиям, которые предъявляют разные сообщества, с другой – формировать новые образовательные потребности, направленные даже не на сегодняшний, а на завтрашний день, на то время, когда ребенок войдет полноценным субъектом в экономические и социальные отношения. Таким образом, в нашей работе появился новый тренд – форсайт – как воззвание к будущему, которое создается здесь и сейчас.