В Самарской области, как и во всей России, отмечают 1100-летие принятия ислама Волжской Булгарией
О том, какие мероприятия, приуроченные к этому важнейшему в истории татарского народа и всего исламского мира событию, пройдут в Самарской области, как выбор древних булгар сыграл важную для всей России роль и сформировал уникальную модель дружного многонационального государства, а также о том, какие национальные духовные традиции ислама востребованы в современном обществе, «Первому» рассказал человек, много сделавший для сохранения вековых традиций добрососедства, укрепления межнационального и межконфессионального мира в нашей губернии, Вазых Мухаметшин, президент Группы компаний «Прогресс-В», заслуженный строитель РФ.
Оксана ТИХОМИРОВА
— Как вы считаете, почему мероприятиям, посвященным этой знаменательной дате, придан всероссийский статус?
— Безусловно, у этого праздника – государственный контекст. 1100 лет назад, в 922 году, в столице Волжской Булгарии было принято посольство из Багдадского халифата и объявлено, что ислам – государственная религия. Подобно тому, как крещение Руси Владимиром предопределило исторический путь Российского государства, решение булгарского царя стало судьбоносным для татарского народа. А впоследствии выбор булгар сыграл важную роль и для всей страны – ислам стал органичной и неотъемлемой частью культурно-религиозного ландшафта России. Не случайно это событие отмечают на федеральном уровне, а торжества проходят в течение всего 2022 года. Это помогает нам лучше понимать друг друга, находить общий язык и избегать многих конфликтов.
Поволжье – уникальный регион, здесь живут народы, исповедующие разные религии. В добровольном принятии ислама Волжской Булгарией были заложены основы мирного сосуществования людей разных национальностей, вероисповеданий. Поэтому ислам гармонично вписался в этот калейдоскоп традиций, культур, верований. Эта модель многонационального государства была и остается уникальной. Ислам – созидательная религия, которая возвращает людей к своим корням, истокам. На любой праздник в нашей Самарской области обязательно приглашаются представители всех народов, всех религий. Это замечательный пример жизни в дружбе и согласии.
— То есть Волжская Булгария приняла ислам добровольно, без принуждения?
— Да, верно. Это очень важный момент: ислам на нашей земле распространялся мирно. В некоторых источниках говорится, что предки татар приняли ислам непосредственно от сподвижников пророка Мухаммеда. По легенде, из Медины сюда прибыли три сподвижника пророка Мухаммеда. Один из них женился на дочери правителя Булгар и прожил здесь 25 лет. Поэтому считается, что среди предков татар были ученики сподвижников пророка Мухаммеда. Знания, идущие от пророка, передавались по непрерывной цепочке без искажений. А это значит, что ислам у татар изначально был правильный, чистый. Потому-то труды татарских богословов используют ученые всего исламского мира, они сами об этом говорят. Например, известный ученый, председатель Верховного шариатского суда Бахрейна Ибрахим аль-Мурейхи получил религиозные знания от учителей, цепочка которых восходит к татарскому богослову, муфтию Галимджану Баруди. У других арабских шейхов многие учителя имеют подобные духовные корни. Это факт, и это необходимо знать.
Принятие ислама имело для татар огромное просветительское значение. Нация стала бурно развиваться, в каждой деревне были мектебе и медресе, где образование получали и мальчики, и девочки. И в конце XIX – начале XX века у татар появились выдающиеся просветители, энциклопедисты, ученые-богословы, такие как Шигабутдин Марджани, Ризаэтдин Фахретдин, Галимджан Баруди, Габдулла Буби, Муса Бигиев и другие. Они внесли неоценимый вклад в развитие исламской мысли, их имена известны почти во всем мусульманском мире. Даже возникает такое понятие, как исламское реформаторство. Татарские религиозные ученые призывали реформировать не религию, а понимание ислама. До того считалось, что мусульмане должны только строго следовать старым догмам и мазхабам. Но татарские ученые стремились донести до людей, что необходимо не слепо верить средневековым богословам, а самим изучать Коран и хадисы, анализировать их, размышлять, делать выводы и выносить решения. То есть вера должна быть осознанной.
Горжусь своим народом. Татары – талантливый народ, образованный. В прошлом веке за короткий период татарский алфавит менялся с арабской графики на латиницу, потом на кириллицу. Ни один другой народ не смог бы выдержать таких резких изменений и неизбежно потерял бы свой язык. Но татарский язык жив!
— Интересно, как дети XXI века, воспитанные на коммуникациях в соцсетях, воспринимают беседы о вере?
— Знаете, хорошо!.. В советские времена все были атеистами, но люди все равно молились, хотя некоторые тайком. А сейчас дети свободно приходят в национальные школы, изучают основы ислама, Коран. Это, считаю, важная и неотъемлемая часть духовного, нравственного, патриотического воспитания. Все это влияет на сознание человека. В деревнях дети все-таки чаще посещают мечети, может быть, поэтому они больше ценят семью, родителей, более уважительно относятся к старшим, более трудолюбивы, доброжелательны.
— А в вашей жизни какое место занимает религия?
— У меня дедушки и бабушки были религиозными, они и на намаз вставали пять раз в день. Приглашали на праздники в дом мусульманских священников. Мы, дети, участвовали в этих праздничных застольях, слушали молитвы, впитывали и атмосферу, священные заповеди. Я обязательно утром и вечером и перед едой читаю молитвы. Для паломничества, правда, пока не созрел, но планы такие есть. Главные священные места ислама находятся в Мекке и Медине (Саудовская Аравия. – Прим. ред.). Это Кааба в Мекке и Мечеть Пророка Мухаммеда в Медине. Эти места важны для современных мусульман потому, что они связаны с жизнью Пророка Мухаммеда. Второе по значимости место в исламе занимает Медина, «город Пророка», находящийся в Хиджазском регионе Западной Саудовской Аравии. Именно в Медину бежал Мухаммед, когда его изгнали из Мекки. Но я бы поехал в Мекку.
— Именно в Мекку?
— Мекка – это всемирный мусульманский центр, куда приезжают и из Индии, и из Малайзии – со всего мира! Его, в идеале, хотя бы раз в жизни обязан посетить каждый мусульманин. Хадж – это возможность очиститься и приблизиться к Всевышнему. Когда мусульманин семь раз обойдет Каабу, читая молитвы, он полностью очистится и станет как младенец. Все его грехи будут прощены.
— Какую роль в сближении разных культур играют национальные и религиозные праздники? Должны ли они стать общенациональными?
— Да они уже и становятся такими. Смотрите, Сабантуй, Навруз – уже общие праздники. Навруз пришел к нам из Персии. Навруз Байрам – один из самых древних праздников на Земле, он символизирует начало новой жизни. В переводе с фарси «Навруз» означает «новый день», а тюркское слово «байрам» – «праздник». Навруз – сугубо народный праздник, связанный с пробуждением природы, наступлением тепла и началом сельскохозяйственных работ. Это светский праздник с концертами, угощениями, ярмарками.
Еще один важный, объединяющий всех мусульман праздник – Курбан-байрам. Дата празднования его высчитывается по лунному календарю и потому постоянно смещается. Курбан-байрам отмечается каждый год в 10-й день месяца Зуль-хиджа (12-й месяц исламского календаря) и через 70 дней после другого крупного праздника – Ураза-байрам. Курбан-байрам – это праздник жертвоприношения по случаю окончания хаджа. Главный смысл торжества – напомнить всем мусульманам о преданности человека Богу и о милосердии Аллаха. Для каждого благочестивого мусульманина и Ураза-байрам, и Курбан-байрам – праздники добрых поступков. В эти дни верующие стараются навещать больных, сирот, помогать нищим и дарить ласку и заботу всем, кто в ней нуждается. На территории мечетей в это время часто проходят семейные праздники, где людей ждут угощения.
— Вы одним из первых в губернии получили орден «Вера и честь» от имени Верховного муфтия, председателя Центрального Духовного управления мусульман России Шейх-уль-Ислама Талгата Сафа Таджуддина, – так был оценен ваш вклад в возрождение духовной жизни региона. Вы являетесь членом Самарского областного татарского общества «Туган тел», Попечительского совета Духовного управления мусульман Самарской области, учрежденного вами регионального отделения общероссийского благотворительного общественного фонда «Российский фонд милосердия и здоровья». Много времени и сил отдали вопросам изучения и поддержания языка, культуры и традиций татарского народа, оказанию благотворительной помощи детским и лечебным учреждениям, национальным газетам, школам, ансамблям. В чем сегодня видите главный вклад? Какие проекты удались больше всего?
— Главных проектов несколько. Первая Соборная мечеть – и еще 28 мечетей, построенных и отреставрированных полностью. Построил единственную в городе татарскую школу «Яктылык». 50 лет назад принял участие в создании татарского ансамбля «Ялкынлы яшьлек» и в создании татарской газеты «Бэрдемлэк», которая выходит вот уже 35 лет.
Но есть одна история благотворительности, которую до сих пор храню на сердце… Ко мне обратилась уполномоченный по правам человека в Самарской области Ольга Гальцова с просьбой помочь фронтовику. Он жил в аварийном домишке – в свое время получил субсидию на жилье да и купил вот этот гнилой дом. Во второй раз обратился, но чиновники ему отказали: мол, по закону ты все уже получил. Поэтому Гальцова обратилась ко мне. Я собрал татарских бизнесменов, переговорил, и мы совокупно изыскали для ветерана около двух миллионов рублей. И купили ему новый дом! Съездили к нему на новоселье, порадовались за человека. Фотографию с ним берегу.
— Вам в этом году будет 77 лет. Что еще вы хотите сделать?
— Планы у меня по татарской школе «Яктылык», где сейчас учатся 800 человек: сделать большой пристрой. В свое время школа начиналась с детсада, выделенного нам под школу муниципалитетом, в ней училось 100 школьников. Затем экс-губернатор Константин Титов по нашей просьбе выделил средства из областного бюджета, мы расширили школу и утроили количество мест. И опять мало! Сейчас делаем проектно-сметную документацию на пристрой, а губернатор Дмитрий Азаров пообещал помочь средствами.
В планах – открытие в октябре после ремонтно-реставрационных работ Исторической мечети на улице Алексея Толстого, 61, уже создан оргкомитет по празднованию этого события, который возглавляю я. Мы реконструируем ее с 2008 года. Эта мечеть была построена в 1891 году на деньги фабриканта из Симбирска Темирбулата Акчурина. У здания было два этажа. Почти с самого момента открытия мечети там служил имам Мухаммад-Фатих Муртазин. Он считается легендарной личностью. С 1930 года Советская власть начала закрывать мусульманские храмы, а имамов стали репрессировать. В 1938 году по ложному обвинению 41 мусульманин – все прихожане Самарской Исторической мечети – были расстреляны. Погиб и имам Мухаммад-Фатих Муртазин. В 1957 году всех их реабилитировали, а в здании мечети разместился детский сад.
Мы
восстанавливаем Историческую мечеть
по эскизам 1903 года. Планируется, что
здесь вновь откроется и старейшая
библиотека духовной литературы с
уникальными и редкими книгами.
Открытие
мечети в октябре – одно из важных
мероприятий, запланированных в регионе
в рамках празднования 1100 лет принятия
ислама Волжской Булгарией. Это, считаю,
самое большое событие нашего города, и
я лично к нему причастен. Будет много
гостей, в том числе иностранных, из
Турции, Арабских Эмиратов, из наших
бывших советских среднеазиатских
республик, Азербайджана… Ожидается
большая
делегация из Казани, Башкортостана,
Чеченской Республики.
Приглашаю вас и читателей «Первого»,
как автор события, на этот замечательный
праздник!