Уникальный самарский фонд «Булгарское наследие» стирает белые пятна с исторической карты края
1100 лет назад Волжская Булгария официально приняла ислам как государственную религию. Это событие во многом предопределило создание цивилизации, соединяющей традиции Запада и Востока. О том, насколько событие значимо для Самарской области и страны, «Первому» рассказал Гумар Батршин, основатель и руководитель фонда «Булгарское наследие».
Оксана ФЕДОРОВА, Екатерина ЖЕВАК (фото)
— В чем сокровенный смысл легенды о трех сподвижниках Пророка, принесших ислам на землю волжских булгар?
— Автор XII столетия Абу-Абдалах Гарнати писал, что пророк Мухаммед, избрав трех сподвижников, отправил их в Булгар проповедовать. Описание важнейшего для исламского мира события таково: «В 12 году хиджры, в год Овцы, в 26-й день созвездия Рыбы, в 12-й день благословенного Рамазана асхабы обратили булгарский народ в мусульман». Эти трое асхабов исцелили дочь местного хана, построили медресе, обучили народ. Один из них остался в Булгаре и женился на исцеленной девушке. Обсуждая легенду с казанскими историками, я услышал, что это не легенда, а событие, произошедшее на самом деле, только не в Волжской Булгарии, а в Великой Булгарии, по которой ходили сподвижники Пророка и сам Пророк. А Волжская Булгария была «страной холода и мрака», и путешественники в то время боялись сюда ездить.
— В чем вы видите идеал ислама?
— Когда наши предки выбирали свой путь, они, думаю, безусловно, выбирали модель духовно-культурного развития, в основе которой лежат семейные ценности, а ислам – броня, их защищающая. Нравственный аспект здесь главнейший, но не единственный. Объявление ислама государственной религией открыло новую страницу в жизни булгарского народа: если ранее он был лишь одним из многочисленных тюркских племенных союзов, то теперь превратился в северный форпост исламской цивилизации. Став частью огромного исламского мира, бывшего в то время средоточием наук в море невежества, булгары принялись вбирать в себя ученость, накопленную человечеством и аккумулированную в мире ислама. Студенты из Волжской Булгарии отныне учились в университетах и медресе благородной Бухары и города мира Багдада – крупнейших интеллектуальных центров того времени. Мусульманская умма представляла собой единый организм. Ученые и торговцы, паломники и суфии, поэты и студенты не знали границ внутри исламского мира, поэтому приобщение к исламской цивилизации не могло не дать мощнейшего толчка интеллектуальному развитию булгарского народа, а значит, и России.

— Что, на ваш взгляд, лучше всего характеризует современный российский ислам?
— На территории современной России ислам существует издревле, до присоединения новых территорий к Московскому княжеству. Поэтому для России ислам – религия не иноземцев, а народов, которые испокон веков живут на нашей территории. Опорой для стабильности и мира в России стали наши основные религии: ислам и православное христианство. Мы вместе создали многонациональную, многорелигиозную страну – это исторический факт. Сегодня показатель мировой толерантности высок, у нас есть образцы мирного сосуществования разных религий, а у людей другой культуры и вероисповедания – интерес к исламу. Российский ислам ханафитского толка сегодня просвещенный, интеллектуальный, культурный, он распространяет мир и уважительные отношения между народами, веру предков российских мусульман.
— Как появился фонд «Булгарское наследие»?
— Юридически фонд «Булгарское наследие» появился в 2008 году. А началось все с моего детского и юношеского увлечения историей и географией родного края. Вот тогда я задался вопросом, почему в учебниках истории нет информации, что происходило на Волге с X по XVII века. Это была загадка, исторический детектив! Искал ответы везде где мог. В 1990-е годы стали открываться архивы, появились первые публикации. Сегодня документально подтверждено существование государства Великая Булгария. Оно образовалось в VI-VII веках и занимало огромную территорию Приазовья от современной Венгрии до Каспийского моря и от Азовского моря до русских княжеств. Когда оно распалось, булгарские племена разбрелись в Италию, Венгрию, современную Болгарию, часть булгар ушли на Северный Кавказ. А один из сыновей хана пришел на Волгу и здесь создал государство Волжская Булгария, которое просуществовало более пяти веков, а после монгольского нашествия влилось в состав Золотой Орды.
Волжская Булгария – это история нашего родного края, Средней Волги. Здесь, на месте современной Самарской области, было государство, сильно развитое по сравнению с соседними народами, его столицей был город Биляр, а торговой столицей – город Булгар. Границы Волжской Булгарии постоянно менялись, временами они доходили на западе до Нижнего Новгорода, а на юге до Саратау (нынешний Саратов). В одном из путешествий по Балтике мы посетили остров Готланд, бывший факторией булгарских купцов, где товар, доставленный из Волжской Булгарии, перегружался на морские суда и уходил дальше, в Северную Европу. В историческом музее висит карта мира 1275 года, и крупнейшие города на ней – Константинополь, Самарканд и наш Биляр!
Ислам – одна из мировых религий. Приняв ее, народ встал на светлую дорогу просвещения: развивались медицина, наука, литература, культура. Сохранение национально-культурного наследия Волжской Булгарии и популяризация истории Средней Волги Х-ХIII веков стали моим увлечением. С той же целью возник и фонд. Сегодня важнейшей его задачей является еще и воспитание подрастающего поколения.

— Расскажите о работе, проделанной фондом.
— Фонд – автор и участник многих культурно-просветительских проектов, археологических раскопок, реализуемых в Самарской области и Татарстане. К примеру, мы будем помогать в разработке программы развития археологического памятника «Муромский городок» рядом с селом Валы, чтобы создать здесь музей под открытым небом. Мы печатаем книги, проводим лекции, отрытые уроки истории, устраиваем концерты, выступления историков. В планах – проведение олимпиады по истории во всех школах Самары и Самарской области. Недавно выпустили книгу «Возврат к истокам» и приурочили к этому событию несколько мероприятий, одно из них состоялось при поддержке министерства культуры Самарской области в музее имени Алабина. В поселке Зубчаниновка построили мечеть, где проводится популяризация истории Волжской Булгарии и родного края; на Поповой горе в селе Ширяево инициировали установку памятного знака «Летящий барс» – на том самом месте, где находилась примерная граница Волжской Булгарии.
— Что вы считаете самым значимым достижением фонда?
— Главное – мы стерли с исторической карты человечества белое пятно: сделали факт существования Волжской Булгарии научно достоверным. Следующий шаг – соответствующий раздел в школьных учебниках истории, в котором обязательно надо объяснить значимость принятия ислама для нашего народа. И для России! Ведь это было прорывом, прогрессом, единением с миром. Знание истории приводит к формированию личности молодежи, воспитывает привязанность к Родине, к корням.
— В чем вы видите эффективное взаимодействие с властью?
— В партнерских проектах. У нас же государственные цели! Эффективности стало больше, бюрократической волокиты меньше. Больше стало понимания сути нашей деятельности. Думаю, потому что губернатор – самарский человек. Он понимает: Родины должно быть больше. Молодежь с нашей помощью осмысливает свое место в мире, во времени и в пространстве. Мы активно стараемся сотрудничать с профильными ведомствами правительства Самарской области: министерствами культуры, образования, департаментом туризма. Сейчас готовим большой совместный проект, ядром которого станет студенческая научно-практическая конференция, посвященная истории Средней Волги.
— Какие проекты фонда будут реализованы в ближайшее время?
— Кроме тех, что я уже упомянул, – установка памятника, посвященного 1100-летию принятия ислама в России, возможно, будут выделены областные средства на благоустройство памятника и территории, прилегающей к нему. Есть и более амбициозные проекты, например, проведение исторических фестивалей и других мероприятий, но о них надо рассказывать отдельно.