Профессия — символ абсолютного уважения к человеческой жизни
Сегодня уже всем абсолютно ясно, что роль медицины в развитии государства нельзя игнорировать. Этим и объясняется включение здравоохранения в число главных приоритетов развития государства. Главной составляющей уровня благосостояния любого государства служит физическое и социальное благополучие людей. По большому счету все материальное богатство государства – ничто без конкурентоспособного человеческого капитала, и первая всегда создается второй.
О том, какова роль врача в современном мире, каким качествами он должен обладать, в чем его социальная миссия, а также о новых проектах и инициативах, нацеленных на развитие системы здравоохранения региона, «Первому» в эксклюзивном интервью рассказал министр здравоохранения Самарской области Армен Бенян.
Оксана ТИХОМИРОВА. Фото: министерство здравоохранения Самарской области
Лечить и просвещать
— Армен Сисакович, меняется социум – меняется медицина. Что остается неизменным?
— Неизменной остается связь двух человек – врача и пациента. И неизменны два основных принципа: не оставаться равнодушным и не навредить. Задача, цель работы любого врача – найти баланс между этими двумя принципами. Иногда это выглядит как борьба крайностей, но надо найти компромисс. И всегда связь «пациент-врач» обеспечивает успех лечения. Ни одна в высшей степени организованная лечебная работа, ни одно высокотехнологичное оборудование не решит вопросов излечения пациента, если рядом не будет врача, который педантично учитывает то, что ему говорит пациент, все его особенности. Но также и если пациент не прислушивается к врачу, не доверяет ему.
Да, мы сегодня работаем по стандартам, у нас есть клинические рекомендации, протоколы лечения. Но, с другой стороны, как никогда актуальна персонифицированная медицина, о важности которой мы сегодня говорим. Нет и никогда не будет двух одинаковых людей, поэтому в нашей сфере так много нестандартных ситуаций. Это, безусловно, требует в каждом случае индивидуального подхода. Врач должен быть всегда человеком, который со всех сторон окружает пациента, не только со стороны своего сегмента: «Я сделал свое дело, а что там дальше, не отвечаю». Врач должен решать все его вопросы. В том числе, бывает, что и социальные. Что-то решаем здесь сами, если нужно – обращаемся к дружественному нам ведомству – региональному министерству социально-демографической и семейной политики. Вот эта связка «врач-пациент» и есть незыблемое зерно нашей профессии – на все времена!
— Как вы оцениваете роль врача в современном мире?
В чем актуальность его миссии сегодня?
— Убежден, что роль врача в современном мире не сводится только к диагностике и лечению. Пандемия ясно показала важность просветительской миссии. Врач не только лечит, но еще и учит, и занимается наукой. Это те составляющие, которые позволяют развиться специалисту самому и развивать свою дисциплину. Но очень важно просвещать население, которое не является частью системы здравоохранения. В Советском Союзе это называлось санпросветработой. В каждой больнице или поликлинике, куда ни войди, на видном месте санбюллетень. Врачи ходили в трудовые коллективы, школы и вузы, читали лекции. Сегодня мы говорим о том, что ущерб, который нанесла пандемия, мы можем компенсировать только за счет резкого увеличения числа профилактических мероприятий. Чтобы люди стали заботиться о себе, проходить регулярные обследования, шли вовремя на диспансеризацию, на профосмотр. И если что-то вдруг вызывает сомнения, незамедлительно обращаться к врачу. Чтобы сделали вакцинацию, которая сегодня защищает от тяжелейших инфекционных заболеваний. Сегодня мы слышим то об оспе обезьян, то о неизвестном вирусе гепатита… Прошло 2,5 года с начала пандемии, и сегодня благодаря вакцинации мы можем сидеть без масок и разговаривать. Поэтому миссия просветительства – это ответ врачей на вызовы времени. Врач сегодня должен быть лидером общественного мнения, авторитетным человеком, а для этого от самого врача требуется высочайшее стремление к компетентности, образованности, умению найти подход к любому. Разговаривать с ребенком и объяснять ему таким языком, который будет ему понятен. Пожилому человеку – не применяя сложных терминов и формулировок, чтобы он тоже услышал и понял врача. С каждым человеком надо разговаривать на равных, но предполагать, что в каких-то вопросах он может быть даже более осведомленным – информационное поле сегодня очень мощное.
Это еще и научная миссия, поскольку современный мир столкнулся с новыми заболеваниями. Если в нашей профессии ты постоянно не учишься – время переводит стрелки назад, ты отстаешь от актуальных задач и решений. Мы каждый день боремся за снижение смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, от онкологии. В прошлом году COVID-19 вышел на второе место по причинам смертности в нашей стране, и, если бы не наши ученые, которые создали вакцину, продумали и рассчитали схемы лечения, не знаю, сколько еще потерь нам пришлось бы вынести. И это глобальная миссия, поскольку речь идет о человечестве в целом! Коронавирус показал, как уязвимо человеческое сообщество и как мы все нуждаемся в объединении усилий, в дружбе, сотрудничестве.
Наука не имеет границ, так же, как и врачебная деятельность, не зря одна
из замечательных профессиональных организаций так и называется – «Врачи без границ».
И третья современная миссия врачей – гуманитарная. Это миссия всех времен и народов!
Вы знаете, сейчас наши коллеги, специалисты системы здравоохранения региона работают
в городе Снежное на Донбассе. Руководит группой Расим Шамсудинович Шамсудинов, врач
–
сердечно-сосудистый хирург, главный врач самарской городской больницы №6. Наши врачи
работают и в поликлинике, и в стационаре Снежного.
Дары судьбы
— Были ли у вас в профессиональной судьбе сложные ситуации, «красные зоны» (назовем это так). Как вы из них выходили, как находили решение?
— «Красные зоны» были, и много… Они случались почти каждый день, поскольку, будучи молодым хирургом, много оперировал, вызывался на различные операции, если чувствовал, что могу помочь. Шел на них без тени сомнения. Не боялся ни ночного времени, ни расстояний, ездил во все отдаленные районы области. Сегодня нет ни одного района, где я бы не оперировал! Был случай, когда приехал в Сызрань к пациенту с разрывом пищевода. Это был мужчина средних лет, у которого разрыв пищевода привел к обширному гнойному воспалению и в грудной клетке, и на шее, и в животе. Стоял вопрос, где и как его оперировать. Я взял на себя ответственность за решение: сперва выполнил небольшую дренирующую операцию там же, на месте, поставил ему зонд в желудок, после чего мы его вывезли на машине санавиации в областную клиническую больницу им. Середавина, где я как раз тогда работал. Я дежурил по санавиации, не по больнице, мог бы его привезти и передать дежурному врачу, но я остался с ним. Понимал и тяжесть ситуации, и то, что, если судьба меня столкнула с этим пациентом, должен его сопровождать и вылечить.
— Операция сложная была?
— Она была многокомпонентная – разрезы на шее, на груди, на животе… Был прооперирован пищевод – укреплен желудком, выведено множество дренажей. И еще почти месяц – 28 дней – он провел в моем отделении: я его выхаживал, приезжал к нему и в выходные, сам делал перевязки, потому что это тоже было важным для выздоровления. Человек вылечился и уехал домой в Сызрань. Регулярно поздравляет меня с праздниками, а я очень рад, что смог помочь.
— К кому вы обращались в сложной ситуации?
— В первую очередь к Господу Богу: «Господи, будь со мной, будь с этим человеком, которому помогаю!» А потом, как шахматист, который с детства выучил огромное количество партий и во время игры начинает их применять в зависимости от расклада на шахматной доске, ты, хирург, обращаешься к опыту: и к своему собственному, индивидуальному, и к коллективному. К операциям своих учителей, которые видел и в которых участвовал, операциям опытных коллег. Все это, как шахматные партии, оставалось в памяти и в нужный момент включалось: стратегия и тактика, последовательность ходов, приемы и методы. Поэтому и во время сложных операций, и уже как руководитель региональной системы здравоохранения вспоминал всех значимых в нашей профессии людей, опыт которых так или иначе изучал, перенимал. Для меня всегда важно не только конкретное действие, а еще и решение, ход мысли, который приводит к действию.
Решение приходит быстро, молниеносно, и только потом, когда анализируешь, находишь «первоисточник»…
— Кто ваши учителя – в жизни и в профессии?
— Профессора-хирурги Владимир Николаевич Чернышов, Евгений Анатольевич
Корымасов, Владимир Иванович Белоконев. Коллеги из онкоцентра –
Николай Владимирович Ляс, Михаил Олегович Воздвиженский. Коллеги, с которыми я работал
в больнице им. Середавина, в частности, Александр Павлович Решетов, он сейчас заведует
отделением. Михаил Борисович Альберт –
хирург, который научил меня первым операциям на щитовидной железе, брюшной полости.
Анатолий Иванович Борисов, заведующий отделением городской больницы №8, под руководством
которого я учился азам ургентной хирургии. Что касается организационной деятельности,
судьба даровала мне знакомство и радость общения с легендарными людьми, которые
в свое время стояли у истоков формирования нынешней отечественной системы здравоохранения
и медицинской помощи в регионе. Это и Галина Ивановна Гусарова, и Рудольф Александрович
Галкин, и конечно же Геннадий Николаевич Гридасов и Михаил Александрович Ратманов.
Регулярно звоню им, интересуюсь их мнением. Я не спрашиваю, что мне делать. Наоборот,
советуюсь, когда уже выработал свое решение, но для меня важен их ответ на вопрос:
«Как в этом случае поступили бы вы?»
Это в профессии. А в жизни моими первыми учителями были родители и дедушки. По маминой линии – Сурен Ервандович Тербалянц, по папиной – Мамикон Сисакович Бенян.
Мы жили в одном доме, одной семьей. Оба моих дедушки – строители, и я много времени проводил с ними, у нас была очень сильная родственная связь. Выучившись, стал их лечащим врачом, и оба моих деда дожили до 87-88 лет. В немалой степени это произошло благодаря системе здравоохранения Самарской области! Именно от них я перенял систему ценностей. Это нехитрые, простые правила честной жизни: добросовестный труд, ответственность за свои слова и дела, открытое, доброе отношение к людям, готовность им помочь.
Специфическая сфера
— Какие важные проекты под вашим руководством сейчас реализуются или только начинаются в Самарской области?
— Позволю себе напомнить: здравоохранение – система нацбезопасности и жизнеобеспечения народа. Мы живем во времена нацпроектов, которые инициировал президент РФ Владимир Владимирович Путин, глобально нацеленных на народосбережение, улучшение качества жизни. В Самарской области они реализуются при колоссальной поддержке и контроле губернатора Дмитрия Игоревича Азарова. Безусловно, в зависимости от ситуации в регионе какие-то направления усиливаются. Понятно, что нет одного проекта, который бы одномоментно закрывал все потребности, удовлетворял все запросы населения. Система здравоохранения – сложная, многокомпонентная сфера, всегда требующая обновления и ремоделирования. Поэтому она развивается и модернизируется постоянно. Здесь наша роль, роль министерства – генерация, создание направлений работы, которые еще не входят в нацпроект, но являются логическим продолжением его целей и задач. Например, мы открыли первое детское паллиативное отделение на базе педиатрического корпуса клинической больницы им. В.Д.Середавина. Хотел бы поблагодарить благотворительный фонд «Евита» и его руководителей Ольгу Юрьевну Шелест и Владимира Евгеньевича Аветисяна, которые были инициаторами, вдохновителями и просто настоящими людьми, всегда оказываясь там, где это нужнее всего.
Любая идея проходит несколько стадий апробации: «нет, это невозможно», «в этом что-то есть» и «как же мы могли раньше без этого жить». Мы сейчас на второй стадии, но, уверен, этот проект будет развиваться.
Выездные паллиативные службы есть во многих регионах, а вот стационаров нет, поэтому наш опыт – пионерский. Это очень важное направление работы, поскольку именно тем, как государство относится к группам милосердия, определяется характер и нацеленность всей государственной системы здравоохранения.
Еще один сильный, мощный проект – создание центра сердечно-сосудистой хирургии в городе Сызрань. Мы очень долго подступали к нему, искали форматы, которые были бы жизнеспособными и эффективными. И вот к концу 2022 года мы получим отделение сердечно-сосудистой хирургии на базе центральной городской больницы Сызрани. Там будет возможность проводить стентирование коронарных артерий, выполнять сложные сосудистые операции, а в будущем – и менять сердечные клапаны. И это поможет существенно снизить смертность от сердечно-сосудистых заболеваний и их осложнений. Территориальный охват – все правобережье Волги. Это два проекта, которые родились у нас в министерстве здравоохранения.
К концу прошлого года, на пике волны заболеваний коронавирусом, мы создали при поддержке губернатора транспортную службу доставки пациентов. Было закуплено 30 автомобилей на базе «Лада-Ларгус». Это не машина скорой помощи, а автомобиль, который помогает доставить пациента, например, из дома в поликлинику или из поликлиники в больницу. Сегодня такой проект реализуется только в Самарской области.
— Это не функции социального такси?
— Нет, потому что речь идет о заболевшем человеке, которого сопровождает медицинский работник, готовый квалифицированно оценить его состояние и при необходимости помочь. Нами была апробирована площадка Самары, теперь будем тиражировать этот проект в Тольятти и Сызрани.
— Сейчас стены медвузов региона покидают их выпускники. Как бы вы их напутствовали? Какие качества сегодня особенно важны для врача?
— Готовность прийти на помощь – порезанный ли это палец или остановка сердца. Быть все время начеку. Мы не можем себе позволить расслабиться ни на минуту. Готовность, о которой мы говорим, состоит, в свою очередь, из многих других качеств. Первое – желание и намерение постоянно самообразовываться. Если врач окончил вуз, получил первичный опыт, категорию и перестал учиться – такого врача просто не существует. Никогда не думай, что ты все умеешь и все знаешь, иначе жизнь тебя обязательно поставит в такую ситуацию, когда ты об этой самоуверенности горько пожалеешь. К сожалению, учимся на ошибках, вот только цена врачебной ошибки порой очень высока. Помни об этом!
Чуткость и такт – нечто врожденное, но в нашей профессии значение этих качеств сопоставимо с умением врача принимать решение и нести за него ответственность. Умение общаться со всеми, поскольку врач окружен сложными коммуникациями: коллеги, учителя, пациенты, их родственники, подчиненные… К каждому нужен свой подход. Врач – образец воспитанности, интеллигентности, культуры. Над этим нужно работать.
А третий компонент профессионализма – понимание, что к тебе могут обращаться не только за врачебной помощью. Ты не можешь отказать: «Это не мое». Взялся помогать пациенту – помоги ему во всем, что потребуется, сопроводи, передай в надежные руки других компетентных специалистов. Все министерство здравоохранения Самарской области работает именно так. У нас крепкое межведомственное взаимодействие, одна команда.
Хотел бы пожелать всем наши молодым коллегам уверенного старта и поблагодарить за то, что сегодня большинство из них уже со студенческой скамьи вливаются в медицинские трудовые коллективы, работают в «красных зонах», волонтерами в колл-центрах, в первичном звене. Именно так идет формирование человека и как личности, и как профессионала, и это здорово! Убежден, эти конкретные первые шаги в профессию определят всю их дальнейшую карьерную траекторию. Желаю интересной работы, работы благодарной в смысле результативности. Работы – смысла жизни, двигателя судьбы. Ведь призвание – это гораздо сильнее, чем любое звание. Так пусть же оно всегда будет с вами! В добрый путь!