Педагогика созидания

22 сентября 2022

Важная задача образования – познать сегодняшние реалии, требующие изменения самого человека, развития духовно-нравственного содержания образовательного процесса

В современных условиях приобщение к науке начинается в раннем возрасте. Главную роль в этом должен играть учитель. Многое зависит от готовности учителя к этой миссии. По мнению Олега Мочалова, ректора Самарского государственного социально-педагогического университета, эту миссию может выполнить только педагог, получивший навыки научной работы в вузе.

Роман СТАРОСЕЛЬЦЕВ

Прогрессивные и уникальные

— Президент РФ объявил в России Десятилетие науки и технологий, назвав приоритетным направлением государственной научно-образовательной политики страны развитие региональных вузов. Какую роль играет сегодня СГСПУ в системе науки Самарской области?

Ответ на этот вопрос хотелось бы начать с того, что в современных условиях приобщение к науке начинается в раннем возрасте. И эта возрастная планка постоянно понижается. Сейчас поставлена задача приобщения к научной деятельности детей дошкольного возраста. И главную роль в этом должен играть педагог-предметник, учитель начальных классов, воспитатель детского сада. Именно он должен ввести юного человека гражданина нашей страны в увлекательный мир научных исследований. Во многом это зависит от готовности учителя к этой миссии. По моему мнению, эту миссию может выполнить только педагог, получивший навыки научной работы в вузе. В университете созданы все условия для вовлечения студентов в научную деятельность: активно работает студенческое научное общество, студенты участвуют в выполнении грантов, государственного задания в области научной деятельности, в хоздоговорных работах, участвуют в международных и всероссийских научных конференциях. При этом у них формируются не только компетенции научной деятельности, но они получают навыки ее организации. По итогам научной деятельности за 2021-2022 учебный год два студента получили стипендию Президента Российской Федерации, трое – стипендию Правительства РФ. Помимо этого, студенты ежегодно получают стипендии Губернатора Самарской области, стипендию им. П.В.Алабина, внутривузовские стипендии за успехи в научной деятельности. СГСПУ – вуз гуманитарной направленности, и основные исследования проводятся в этой области. Это, прежде всего, педагогические науки, психология и педагогическая психология, филология (отечественная и зарубежная), археология, отечественная и всеобщая история, этнология, биологические науки, экология, экономика.

Какие методики и инновации, разработанные в СГСПУ, работают сегодня в регионе, в России? Какие, на ваш взгляд, наиболее прогрессивны, а, возможно, и уникальны?

— Исследования могут иметь быстрый эффект, долговременный или отложенный, который проявится через определенное время. Безусловно, долговременный эффект имеют исследования, связанные с гуманизацией образования и проводимые коллективом научно-педагогических работников университета под руководством члена-корреспондента Российской академии образования, доктора педагогических наук, профессора В.П.Бездухова. Сегодня в мире интенсивно формируется технократическое общество. Это диктует необходимость его гуманизации, и потребность в технологиях гуманизации образовательного процесса будет только возрастать. Коллектив психологов университета под руководством Заслуженного деятеля науки РФ, доктора психологических наук, профессора Г.В.Акопова много лет разрабатывает проблему религиозного (конфессионального), этнонационального, правового и регулятивно-управленческого сознания в современной России. Научным коллективом были предложены не только результаты исследований, но и оригинальные авторские разработки методики их проведения. По результатам исследования выпущены монографии, проведены международные и всероссийские научные конференции. Предложенные методики активно используются в исследованиях психологов страны. Проблемы теории и практики инклюзивного образования рассмотрены в трудах кандидата психологических наук, доцента Л.А.Ремезовой. Представленные методики получили высокую востребованность в учебных заведениях страны. Большой резонанс среди политологов, американистов, историков получило исследование по проблемам исторического моделирования асимметричных конфликтов как методов военно-политического планирования, проведенное коллективом историков под руководством доктора исторических наук С.Г.Малкина. Это новое и перспективное направление научных исследований. Результаты исследования направлены на эффективное прогнозирование и предотвращение международного терроризма. Работа оказалась столь значима для анализа современной внешнеполитической обстановки, что по инициативе Российского научного фонда фотография руководителя проекта С.Г.Малкина была размещена на уличных билбордах Самары. Президентскими грантами для молодых ученых поддержаны исследования доктора исторических наук С.О.Буранка. Исследователь на основе исторической имагологии провел комплексный анализ эволюции образа Китая через изучение специфики восприятия политической элитой, военными, общественностью и СМИ США в период 1930-1940-х гг. Книга получила большой резонанс не только в нашей стране, но и в Китае. С.О.Буранок выступил на центральном телевидении Китая. Коллектив авторов (кандидат педагогических наук Л.Ю.Калинина, кандидат психологических наук Д.В.Иванов, научный сотрудник Н.А.Никитин) разработал методику раннего выявления одаренности средствами искусств. Методика активно используется детскими учреждениями не только Самарской области, но и страны. Доктор исторических наук Е.Д.Макеева провела глубокое исследование развития экологического движения в Поволжье и на его основе предложила эффективные меры по улучшению экологического состояния региона. Большую известность получили работы доктора биологических наук, профессора В.А.Соловьевой по гидроботанике. Автором по этому новому направлению в науке создан учебник, по которому работают все педагогические вузы страны, готовящие учителей биологии. Исследования доктора исторических наук, профессора Е.А.Ягафовой направлены на изучение традиций и новых явлений в развитии этносов Самарской губернии. Большой резонанс получило исследование доктора исторических наук, профессора А.И.Репинецкого об истории города Куйбышева в годы Великой Отечественной войны, содержащее новые исторические факты о роли столицы региона в суровое военные годы. Устоявшееся мнение об исключительной помощи стран Запада населению России в период голода начала 1920-х гг. опровергают исследования кандидата исторических наук, доцента Г.Г.Циденкова, исследовавшего помощь, оказываемую странами Востока. В настоящее время университет совместно с Российским историческим обществом ведет подготовку международной конференции «Помощь Востока голодающим Советской России в период голода 1921-1923 гг.». Научные сотрудники Волго-Уральского центра палеоантропологических исследований, возглавляемого известным палеонтологом, доктором исторических наук, профессором А.А.Хохловым разработали уникальную методику оценки метрических данных по основным, абсолютным признакам и указателям скелета человека. Методика нашла применение не только в научных исследованиях, но и в криминалистике. Нельзя не сказать об археологической школе СГСПУ, возглавляемой доктором исторических наук, профессором А.А.Выборновым. В последние годы археологами сделаны открытия мирового значения. Установлено, что первое одомашнивание лошади произошло в Волжско-Уральском регионе, отсюда же началась неолитизация Европы. Признанием заслуг археологической школы СГСПУ стало проведение на его базе VI Всероссийского археологического съезда (июнь 2022 г.). Впервые съезд был проведен на базе педагогического вуза. В работе съезда участвовало более тысячи человек. Можно сказать, что работа съезда и его решения стали одним из крупнейших научных событий 2022 года.

Специфика современности

Как вы оцениваете развитие педагогических технологий? Что вы назвали бы самым важным изменением, произошедшим в педагогической науке в течение последних лет?

— Происходит перезагрузка традиционных педагогических технологий с учетом специфики современных детей и развития информационно-коммуникационных технологий. Значительное место в преподавании занимают цифровые технологии и сервисы, включая сквозные. Но самой важной тенденцией последних лет, наверное, можно назвать все возрастающую степень открытости научного знания. Оцифровка и публикация информации в Интернете и открытие доступа к ней широкого круга пользователей позволяет организовать активную информационно-аналитическую, познавательную деятельность обучающихся, выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, переходя от формального образования к неформальному и информальному. Огромный потенциал в этом плане представляют массовые открытые онлайн-курсы. Все это делает сегодня возможным реализацию концепции образования через всю жизнь, способствует социальной интеграции членов социума, формированию их активной позиции и личностному развитию, повышению конкурентоспособности на рынке труда.

Какие программы, разработанные СГСПУ, вы считаете важнейшими для региона?

— Это программы педагогического образования. Открытие новых школ и детских садов, развитие системы дополнительного образования, в том числе технологического, внедрение инклюзивного образования, развитие спортивной инфраструктуры требуют кадрового обеспечения. Социально-педагогический университет не только осуществляет обучение по традиционным профессиям, но и стремится обеспечить опережающую подготовку, предвидя предстоящие изменения в структуре рынка труда. Готовя специалистов по востребованным направлениям для региона, например, педагогов, мы понимаем, что в условиях реализации концепции Единого содержания общего образования наши выпускники должны быть готовы к профессиональной деятельности на всем образовательном пространстве Российской Федерации.

В чем вы видите эффективное взаимодействие вуза и власти?

-Эффективность этого взаимодействия складывается из нескольких параметров. Во-первых, университет – государственное бюджетное учреждение и реализует государственную политику в сфере образования. Во-вторых, органы государственной власти помогают вузу осуществлять большие и финансово затратные проекты, которые самостоятельно университет осуществить не смог бы. Благодаря государственной поддержке только за истекший год в СГСПУ были открыты кванториум, технопарк, завершено строительство современного общежития, проведен ремонт ряда корпусов. Все это помогает университету успешно выполнять возложенную на него миссию. В-третьих, государство, определяя стратегию образования, определяет и потребность страны в специалистах.

Нужны ли вузу государственные задания?

Необходимы. Они позволяют вузу определять развитие образовательных траекторий, осуществлять научные исследования, вызванные потребностями экономического и общественно-политического движения страны. Университеты должны выполнять государственные задачи и служить обществу, развитию страны. Сегодня речь идет не только о кадровом обеспечении отраслей экономики, с особым вниманием к приоритетным областям, но и об обеспечении технологического и гуманитарного прорыва, что требует серьезной научной составляющей от университета.

В частности, говоря о развитии педагогической науки в условиях информационного общества, следует отметить, что в условиях изменения образовательной среды, ее информационной и инструментальной составляющей процесс реновации педагогических технологий стал практически перманентным. При этом мы долгое время шли по пути реализации «инициативы снизу», когда делегировали учителям право и ответственность за внедрение новых технологических решений. И не всегда это было целесообразным с точки зрения дидактического эффекта. Был и остается риск дилетантского подхода к решению важных задач цифровой трансформации образования.

Но накоплен уникальный опыт, который требует системного анализа, научного осмысления и транслирования на массовую школу. И это уже прерогатива ученых-дидактов. Министерство просвещения, понимая это, ставит перед профессорско-преподавательскими коллективами педагогических вузов такого рода задачи в формате государственных заданий. Это важно для наших ученых. Это мотивирует нас жить интересами школы, делает результаты научной деятельности востребованными российской школой, а систему образования России монолитом.

Какую роль вы отводите сотрудничеству университета с другими университетами в регионах России?

— Сегодня происходят глобальные процессы по созданию единого содержания в области педагогического образования, как в системе высшего, так и среднего профессионального образования, что усиливает кооперацию педагогических университетов. В педагогических вузах за последние два года появились инновационные площадки в форме педагогического технопарка «Кванториум» и технопарка универсальных педагогических компетенций. Для их эффективной деятельности в каждом регионе требуется оперативный обмен опытом и идеями между вузами. Усиление практической подготовки выпускников и внедрение демонстрационного экзамена в систему высшего образования возможно с максимально эффективными результатами только при взаимодействии вузов друг с другом. Успешно действует Центр физико-химических исследований в области экологии и археологии, созданный совместно Самарским национальным исследовательским университетом им. академика С.П.Королева, Самарским научным центром РАН и Самарским социально-педагогическим университетом. Новейшее оборудование Самарского исследовательского университета позволяет проводить исследования археологических артефактов на уровне мировых стандартов. Сотрудничество в области педагогических технологий и научной деятельности особенно активно развивается с Университетом Иннополис (Республика Татарстан), Казанским федеральным университетом, Ульяновским государственным педагогическим университетом им И.Н.Ульянова, Оренбургским государственным педагогическим университетом. В июле 2022 г. соглашение о сотрудничестве было заключено между СГСПУ и Горловским институтом иностранных языков (г. Горловка Донецкой народной республики).

Что вы считаете устаревшим в образовании?

— Педагогика как наука развивается по принципу дидактической спирали. Наверное, правильнее говорить о реновациях в педагогике, характерных для того или иного этапа развития общества. Образование всегда определяется личностью учителя. На мой взгляд, педагог любой форме может придать новое содержание, сделать его современным и интересным. Сегодня, наряду с развитием искусственного интеллекта, появлением цифровых двойников, как никогда повышается ценность учителя, педагога, наставника, его личностное влияние на ученика. История педагогики свидетельствует, что многое из нового – это позабытое старое, поэтому вопрос об устаревших формах в образовании может быть вполне дискуссионным.

Воспитываем и учим воспитывать

В СГСПУ воспитание и образование, как нигде, идут рука об руку. Можно ли научить воспитанию? Какова роль педагогического вуза в формировании «правильных» воспитателей?

— Воспитание – неотъемлемая часть образовательной деятельности. Мы не учим воспитанию – мы воспитываем и учим воспитывать. Воспитательная работа в университете – одно из стратегических направлений его деятельности. На годы студенчества выпадает самая ответственная пора жизни человека, когда завершается формирование ценностных установок, определяются мировоззренческие устои, политические взгляды. Именно поэтому так важны образовательное пространство, корпоративная культура, кадровый состав университета. Воспитание – тонкая сфера. Мы знаем много примеров, когда не только поступки делают людей нравственнее, но и услышанное слово, высказанное мнение. Безусловно, человека, а особенно молодого, надо воспитывать, но и он сам должен постоянно заниматься самовоспитанием, развитием своего человеческого, личностного потенциала. Русская литература и история содержат биографии героев и исторических деятелей, которые много работали над собой, прежде чем достичь высот, позволяющих изменять мир к лучшему.

Чтобы сформировать «правильного» воспитателя, в педагогическом вузе важно сочетать теоретическую подготовку в рамках изучения педагогических дисциплин с использованием интерактивных технологий: учебное проектирование, проведение педагогических мастерских, учебное моделирование, организация учебного процесса как исследования, использование деловых, ролевых и имитационных игр в обучении, организация групповых дискуссий, решение кейс-задач, проведение коллективных творческих дел, включение в волонтерскую деятельность. Все эти формы и виды деятельности активно внедряются в образовательный процесс университета.

Какова конкуренция поступающих в университет? Как вы оцениваете уровень подготовки абитуриентов?

— За последние пять лет, с 2018 по 2022 год, средний конкурс заявлений в СГСПУ находится на отметке от 7,07 до 10,13 заявления на одно бюджетное место, в 2022 году данный показатель составил 9,71 заявления. О качестве приема в СГСПУ можно судить по среднему баллу ЕГЭ зачисленных на очную форму обучения на бюджетные места. Этот показатель за последние пять лет, с 2018 по 2022 год, составил минимально 70,5 балла, максимальный 73,1 балла, в 2022 году средний балл ЕГЭ у зачисленных на очную форму обучения в СГСПУ бюджетников составил 71,5.

Есть ли в вашем университете программы для одаренных студентов? И каковы перспективы такой научной работы для региона?

— Одаренные студенты – золотой фонд университета. Работа с ним начинается еще до их поступления в университет. Ежегодно в университете проходят предметные олимпиады для старшеклассников. Они помогают выявить талантливых старшеклассников и продолжить с ними работу в последующем. Это позволяет привлечь в университет большую часть победителей олимпиад. Для первокурсников проходит презентация студенческого научного общества, и каждый студент может выбрать направление научной деятельности. Студенты прикрепляются к научным руководителям, и начинается серьезная работа над будущим научным проектом. В университете ежегодно проводятся студенческие научные конференции, конкурсы на лучшую научно-исследовательскую работу студентов. Наиболее эффективной формой привлечения студентов к научной деятельности служит их включение в научные коллективы научно-педагогических работников. Формы этой деятельности разные. Студенты входят в качестве научных сотрудников в коллективы по выполнению грантов, государственных заданий в области научной деятельности. Студенты активно привлекаются к выполнению хоздоговорных работ. Как правило, научные исследования студентов проходят в русле исследований научных школ, в которые входят их руководители. Этим достигается преемственность в научной деятельности. Научные исследования студентов находят свое отражение в научных статьях, выступлениях на конференциях различного уровня. Так, студентка исторического факультета Дарья Селифонтова в процессе выполнения гранта выступила с докладом на престижной международной научной конференции по гуманитарным и социальным наукам в Стамбуле, причем она была единственным представителем российской исторической науки. Студенты, добившиеся высоких показателей в науке, получают именные и внутривузовские стипендии. Немаловажным аспектом для активизации научной работы студентов является возможность продолжить свое исследование в магистратуре, а затем в аспирантуре. Для достижения целей, поставленных национальными проектами «Наука» и «Образование», Десятилетием науки и технологий, необходимы кадры высшей квалификации. Интерес власти и общества к исследованиям в области педагогики, психологии и гуманитарных дисциплин возрастает как в стране, так и в регионе.

Каким вы видите будущее педагогики?

— Школа была, есть и будет. По крайней мере, в перспективе минимум на полвека. Главное слово здесь – общение. В школе ученик получает уникальный опыт социализации. Да, появляются новые инструменты педагогической деятельности (достаточно упомянуть интерактивные доски, виртуальную и дополненную реальность, новые форматы работы), но школа как социальный институт останется.

Перейдет ли обучение в дистанционный формат? И в какой степени вы считаете полезным дистанционное обучение?

— Это хорошее дополнение к системе очного образования. Оно очень эффективно для тех, кто уже умеет учиться, ставить образовательные цели, декомпозировать их в задачи, осуществлять информационно-поисковую, аналитическую, рефлексивную деятельность. Перечень навыков можно продолжать, но ясно одно – эти навыки формируются в школе.

Мы понимаем уникальные возможности дистанционного обучения, его потенциал в плане личностного и профессионального развития. Именно поэтому наши преподаватели являются разработчиками дистанционных курсов, которые активно используются для обеспечения самостоятельной работы студентов, ее регламентации и содержательного наполнения.

Каким вы видите будущее педагогики как части созидательного процесса? В чем глобальная цель образования? Что для вас самое важное в процессе образования?

— Вы правы, педагогика – неотъемлемая часть созидательного процесса. Сегодня активно развивается новое направление в науке – «педагогика созидания». Это наука об общечеловеческих ценностях, которые составляют основу созидательного поведения, являются общими для всего человечества, служат фундаментом в строительстве нового обновленного человеческого сообщества, наука о становлении личности ХХI века, о борьбе за человека, за сохранение среды обитания, отвергающая всякую борьбу с человеком. Задача педагогики как части созидательного процесса – помочь познать сегодняшние реалии, которые требуют изменения самого человека, его качеств, развития духовно-нравственного содержания образовательного процесса. Глобальная цель образования – воспитание человека с новым мышлением, новым отношением к жизни, позицией гражданина, целостной личности, способной принимать ответственные решения за себя, свое окружение, за мир, в котором он живет, за все, что происходит на планете.

Для меня самое важное в процессе образования – воспитать человека.

Обсуждение закрыто.