Поддержка фермеров – ключ к решению многих проблем АПК
За пять лет в губернии делается все для создания эффективной системы поддержки фермеров и развития сельской кооперации. Это поможет людям чувствовать себя уверенно, развивать и бизнес, и в целом жизнь на селе, считает президент Ассоциации крестьянско-фермерских хозяйств России по Самарской области Виталий Кожеваткин.
Оксана ФЕДОРОВА
— Какие изменения, связанные с приходом на пост губернатора Самарской области Дмитрия Азарова, произошли в фермерском движении?
— Главный результат в том, что власть видит и слышит нас, фермеров. Более того, мы, АККОР, сегодня стали полноправным субъектом аграрной политики, мы взаимодействуем с министерством сельского хозяйства и продовольствия, совместно разрабатываем и корректируем стратегию развития фермерского и кооперативного движения, которая становится основополагающим элементом для внедрения новых механизмов государственной поддержки.
Губернатор Самарской области Дмитрий Азаров неоднократно подчеркивал важность прямого диалога между представителями власти различных уровней и общественностью. Справедливости ради надо сказать, что министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области долгие годы тесно взаимодействует и с федеральными, и с региональными структурами АККОР. Еще в 2020 году в послании к депутатам Самарской губернской думы и жителям региона губернатор подчеркнул, что в результате проводимой работы и активной деятельности предпринимателей в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» в АПК отмечается рост показателей по развитию малого бизнеса. В совокупном объеме производства продукции сельского хозяйства вклад этих предприятий вырос. Появляются новые КФХ и фермы. Владельцы хозяйств области в последние пять лет получают поддержку от бюджета по нарастающей.
— В чем конкретно проявляется поддержка?
— За это время более 500 фермеров получили гранты для начинающих фермеров и семейных животноводческих ферм по госпрограмме развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Самарской области. По программе «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» только в 2021 году было предоставлено 12 грантов «Агростартап» на проекты по развитию молочного и мясного скотоводства, овцеводства и овощеводства. Еще семь фермеров получили гранты «Агростартап – регион», 10 семейных ферм получили гранты. Постепенно развиваются сельскохозяйственная кооперация и крестьянское фермерское хозяйство. В 2019 году фермерские хозяйства давали 14,6% продукции, в 2020-м – 15,7%, в 2021-м – 18,2%.
Но, считаю, необходимо продолжить работу по развитию малых форм хозяйствования в агрокомплексе, и Дмитрий Игоревич в этом поддерживает нас.
— Какие проекты вы считаете знаковыми?
— Знаковым событием стало открытие в 2018 году первого современного центра оптовой торговли сельхозпродукцией «Агропарк Самара» общей площадью участка 16 га и с торгово-складскими помещениями – 30000 кв. м. Он предоставил фермерам региона доступ к федеральным сетям. Этот проект был поддержан главой региона и рассматривался как мощный инструмент решения проблемы доступа небольших фермерских хозяйств к крупным ритейлерам. Мы, АККОР, не раз поднимали этот вопрос перед властями: продукции небольших сельхозпроизводителей очень трудно попасть на прилавки крупных федеральных сетей. Главная причина – в том, что они заинтересованы в ритмичных крупнотоннажных поставках и обеспечении продукции одного качества и фасовки. Для малого сельхозпроизводителя это фактически закрывает возможность сотрудничества с крупными ритейлерами, а, значит, они не могут успешно реализовывать продукцию и иметь дополнительный доход.
Агропарк заработал, но есть еще вопросы, которые надо решить, чтобы этот проект полностью оправдал надежды фермеров.
Постепенно налаживается диалог между представителями торговых сетей и товаропроизводителями Самарской области. В 2020 году в проекте «Школа ритейла» предприниматели знакомились с практиками и технологиями маркетологов торговых сетей по продаже продукции в сетевом ритейле. Торговые сети «МЕТРО» и «Магнит» провели школы ритейла для самарских товаропроизводителей в режиме онлайн-конференции. Считаю, подобная практика должна развиваться и в будущем.