Инновации в основе коррекции

21 октября 2022

Педагоги самарского детского сада №62 реализуют уникальные программы развития

Система дошкольного образования в России сильна историей и традициями, однако главным за прошедшие 150 лет с момента отсчета День воспитателя остается неизменным взгляд на раннее развитие ребенка, его социализацию. Чтобы получить значимый результат, важна роль педагога, вдвойне она ответственна при работе с малышами, имеющими ограниченные возможности здоровья. В самарском детском саду комбинированного вида №62 эта задача успешно решается при эффективном взаимодействии специалистов.

Алена ПАВИЧЕВА

Четвертый год в Самарской области реализуется национальный проект «Образование». Федеральная инициатива направлена на достижение двух ключевых задач: сделать российское образование еще более конкурентным и воспитать гармонично развитую и социально ответственную личность. Правильно расставить акценты в процессе воспитания в детском саду №62 помогают разработанные здесь образовательные технологии. Их цель – индивидуальное сопровождение воспитанников 4-7 лет с нарушением зрения и тяжелыми нарушениями речи в условиях инклюзивного пространства дошкольного учреждения.

В контексте развивающей обучающей среды здесь педагоги занимаются сенсомоторным развитием дошкольников, используя возможности специальных сенсорных комнат – темной и светлой. Комплексный подход обеспечивает включение в образовательный процесс нейропсихологических игр и упражнений, здоровьесберегающих, игровых технологий, детского конструирования и образовательной робототехники. То есть на вооружении у педагогов предметная обстановка, состоящая, с одной стороны, из традиционных вещей, сопровождающих развитие малышей (кубики, мозаики), а с другой – из современного оборудования и материалов.

Модели взаимодействия специалистов детсада в процессе индивидуального подхода к воспитаннику предполагают ту или иную инновационную технологию, форму или метод, которые наиболее подходят ребенку, имеющему нарушение речи, амблиопию и косоглазие. Учителя-дефектологи и логопеды организуют режим зрительных нагрузок и двигательной активности, сочетают коррекционные технологии, технологии развивающих игр, занятия с элементами экспериментирования и образовательной робототехникой. Педагоги-психологи включают в процесс упражнения психокоррекционной и коммуникативной направленности, на развитие произвольности. Музыкальный руководитель проводит артикуляционную и дыхательную гимнастику, пальчиковые и речевые игры, музыкотерапию, ритмические и хороводные игры и другие игровые технологии. Инструктор по физической культуре использует, помимо различных видов гимнастик, кинезиологические упражнения, сказкотерапию, логоритмику, игровой стретчинг, степ-аэробику, геокешинг и эстафеты.

Таким образом, в постоянном сотрудничестве со специалистами у детей эффективнее развиваются познавательная и творческая активность, культура речи и культура общения. При этом решаются коррекционные задачи – ребенок учится вырабатывать самостоятельность в суждениях, быть более раскованным в движениях, тренировать память и внимание, что, несомненно, послужит залогом его дальнейшей адаптации в социуме.

Елена Редичева, заведующий МБДОУ «Детский сад №62» г.о. Самара:

— Сегодня вопросам развития системы дошкольного образования уделяется самое пристальное внимание и на уровне региона, и на уровне города. Национальные проекты помогают в развитии инфраструктуры в целом и в совершенствовании образовательных процессов в учреждениях в частности, в зависимости от их специфики. Губернатор Самарской области Дмитрий Азаров как-то сказал, что построить детский сад – дело важное, но еще важнее – создать уют, а это зависит от коллектива. Благодаря поддержке самих педагогов, открытых для них возможностей профессионального саморазвития в дошкольных учреждениях внедряются самые актуальные практики и образовательные технологии.

Обсуждение закрыто.