Круг добра

19 октября 2022

Самарскую Историческую мечеть спустя более 130 лет вернули городу

Масштабная реконструкция знакового для Самары здания началась несколько лет назад и должна была завершиться к его 130-летию, к 2021 году. Помешала пандемия коронавирусной инфекции. И вот открытие Самарской Исторической мечети на улице Алексея Толстого состоялось. О значительном деле своей жизни «Первому» рассказал один из тех, кто вернул людям Историческую мечеть, – строитель, меценат и благотворитель Тахир Аюпов.

Оксана ФЕДОРОВА, Олег ЛУКЬЯНОВ (фото)

— Культура татарского народа имеет большое значение для многонациональной России. Можно ли сблизить знания о культуре разных народов? Что для этого нужно делать?

— Наши культуры, считаю, максимально сближены. На протяжении многих веков татары живут вместе с русскими и происходит естественное взаимное проникновение культур. В Самарской области, где традиционно живут различные национальности, дружба народов – не громкие слова, а привычная нам жизнь, в которой мы ходим друг к другу в гости, на праздники, помогаем в житейских делах. У нас есть Дом дружбы народов, Парк дружбы народов, огромное количество культурно-национальных проектов, которые поддерживают и правительство Самарской области, и Общественная палата губернии. Особая роль, конечно, отводится национальным общинам. Например, открыты татарские школы и детсады, работают различные общества по интересам, молодежные движения. Выполняется много работы, объединяющей нас всех: примером можно назвать восстановление Исторической татарской мечети.

Основное ежедневное кураторство принял на свои плечи Усман Илингин, председатель Совета Самарской Исторической мечети. Начало было положено в 2007 году. Значительные суммы на выполнение работ были выделены из областного бюджета, и силами коллектива мечети, спонсоров и при поддержке губернатора Дмитрия Азарова, одобрившего инициативу татарской общины и лично контролировавшего ход работ на разных этапах, это проект завершен, свершилось, религиозный памятник культуры открыт!

— Вы многое сделали для татарской диаспоры Самарской области. В чем вы видите свой главный вклад? Какие проекты удались больше? Что еще вы хотели бы сделать?

— Самый большой проект – в 2007-2008 годы были отремонтированы практически все мечети губернии. И вот в региональной столице завершили реконструкцию Исторической мечети, где моя строительная компания выступала подрядчиком. Здесь нам приходилось иметь дело с мощнейшим историко-культурным слоем. Сама история обязывает… А она такая: в ноябре 1888 года симбирский владелец нескольких суконных фабрик Тимербулат Акчурин выкупил у крестьянина Павлова земельный участок на Казанской улице (сейчас Алексея Толстого). Через три года на этом месте он построил мечеть. При мечети были открыты медресе, благотворительное общество «Хайрия», бесплатная столовая, библиотека, школа и издательство экономического журнала «Интисад». В 1903 году спроектировали новое здание мечети. Но подготовка к строительству затянулась, началась первая мировая война, а потом и революция 1917 года. Забегая вперед, хочу подчеркнуть, что идея новейшей реконструкции базировалась на полном восстановлении исторических культурно-образовательных и духовных функций главной самарской мечети: здесь планируется развитие прилегающей территории, создание мусульманского духовно-просветительского комплекса, где будут в том числе детский сад и спортивный комплекс.

— Насколько время повлияло на состояние помещений?

— Существенно. В 1926 году мусульманская община получила разрешение на реконструкцию, но ей снова не суждено было осуществиться. В 1932 году мечеть закрыли и передали детскому саду. Тогда же прошли первые судебные процессы против мусульманских религиозных деятелей Самары… Детский сад в здании мечети проработал до 90-х годов XX века, потом его признали аварийным и закрыли. И только в 2003 году между Региональным духовным управлением мусульман Самарской области и администрацией города Самары был подписан договор о долгосрочном сотрудничестве, после чего здание мечети на улице Алексея Толстого было возвращено мусульманам.

Восстановление велось по сохранившимся документам, которые датируются началом прошлого века. Проведена огромная работа: укреплен фундамент, заменены все инженерные сети, установлены вентиляция, пожарная система, проведена отделка фасада и внутренняя отделка помещений. К исторической части объекта пристроены двухэтажное здание с куполом и 38-метровый минарет, благоустроена территория. Ведется работа над планом дальнейшего развития комплекса.

— Вы находитесь на стыке профессии и культуры. В чем вы видите взаимосвязь профессионала-строителя и человека, неравнодушного к культуре, искусству, религии?

— Моя профессия – не «просто строить»: мы производим немало реставрационных работ, и это уже о многом говорит. Без пополнения культурного, исторического багажа знаний руководить такой компанией нельзя. Например, фасадные работы исторической мечети: здесь обилие лепнины, ее восстанавливали по эскизам 1903 года. Свое место заняли и мозаичные панно. Проект сложный, с множеством деталей, которые нужно воссоздать с максимальной точностью. Пришлось углубиться в знание о керамике. Основу делали наши мастера, а надписи из Корана – узбеки.

— Какие проекты в сфере культуры вам особенно дороги?

— Конечно, это проект Исторической мечети. И противотуберкулезный диспансер постройки 1890 года на пересечении улиц Пионерской и Куйбышева – там раньше находился банк. И технический лицей на пересечении Самарской и Рабочей, бывшая 25-я школа, дом с бабочками и слонами. Мы реставрировали его года два.

— Стало известно, что в Самаре может быть установлен памятник журналистам. Что вы думаете об этом начинании?

— Журналисты выполняют свою работу, подчас рискуя собственной жизнью. Вспомним хотя бы 1990-е годы, и сейчас они, мы видим, гибнут на Донбассе, выполняя свой профессиональный долг… Считаю, они достойны того, чтобы и им самим, и их профессии был установлен памятник. Рад, что идею поддержала Ирина Цветкова, председатель региональной организации Союза журналистов РФ. Поможем и мы.

— Существует устойчивая формулировка: бизнес с социальной ответственностью. Означает ли это, что помощь ближнему стала частью бизнес-модели предприятия?

— Все зависит от состояния самого бизнеса. Иногда нет возможности помогать, участвовать в благотворительных делах. Но если бизнес чувствует себя хорошо – любая фирма или компания начинает делиться с социумом. Мы помогали и помогаем детям: баскетбольному клубу «Самара», детским секциям тайского бокса. Вместе с другими спонсорами поддерживаем футбольный турнир в память о погибших сотрудниках правоохранительных органов Самарской области. Участвуем в благотворительных делах на благо других конфессий.

— Что вы посоветовали бы тому, кто задумывается о начале спонсорской или благотворительной деятельности: лучше выбрать многоплановую помощь или сделать акцент на одном направлении? С чего начать?

— Начните с того, что сами встаньте на ноги, начните хорошо зарабатывать. И все само собой придет к вам – и социальная ответственность, и желание благотворить. И, главное, люди, через которых вы сделаете круг добра в мире шире, ярче, сильней.

Ирина Цветкова, секретарь Союза журналистов России, председатель Самарского областного отделения СЖР:

Сотрудники медиа часто выступают инициаторами установки памятников, но сами, как правило, остаются в тени. Мне кажется, было бы правильно, если бы в Самарской губернии был установлен памятник журналистам всех времен: и времен Великой Отечественной войны, и нашего времени. В России не очень много памятников работникам СМИ. Я знаю, что есть стела в Татарстане, в Нурлате. В числе спонсоров, выделивших средства на ее установление, есть и друг нашей организации, президент группы компаний «Прогресс-В» Вазых Гатович Мухаметшин. Надеемся, что и в Самарской губернии в скором времени появится памятник журналистам. Мы благодарны Тахиру Салиховичу Аюпову за поддержку этой инициативы. Было бы хорошо, если бы памятник установили в Струковском саду, где проходит наш фестиваль прессы.

Вазых Мухаметшин, президент ГК «Прогресс-В», Заслуженный строитель РФ:

Мало кто об этом задумывается, но журналист – профессия весьма опасная. Ведь журналисты освещают не только праздники: они ведут журналистские расследования, работают в эпицентрах катастроф, в горячих точках… Чтобы сделать качественный материал, донести объективную информацию до читателей, зрителей, слушателей, журналист часто рискует жизнью. И это не громкие слова. Я считаю, что поставить памятник журналистам на Самарской земле – дело святое. Мы, строители, обязательно в этом поможем! Я предлагаю создать оргкомитет и запустить процедуру обращения с этим проектом к главе города Самары Елене Владимировне Лапушкиной и нашему губернатору Дмитрию Игоревичу Азарову.

Обсуждение закрыто.