Самарская область входит в первую десятку областей, привлекательных для иностранных граждан
Руководитель Самарского регионального центра помощи мигрантам и председатель федерального комитета Опоры России по миграции Сергей Нуждин – об изменении миграционного законодательства и новых подходах к сути миграционной политики.
Анастасия КНОР, Екатерина ЖЕВАК (фото)
— Сергей Николаевич, в последние годы мы обсуждаем проблему зависимости экономики Самарской области, да и России в целом, от труда мигрантов. Единого мнения нет. Ваша организация в последние пять лет занимается привлечением в регион трудовых мигрантов и их адаптацией. Как считаете вы, миграция – это неизбежность для российского рынка труда?
— Миграция – это устоявшаяся культура народов, которая позволяет привлекать новые компетенции и трудовые ресурсы для выполнения задач, направленных на развитие общества и государства. Совсем другой вопрос – управляемая миграция или нет. На внутреннюю миграцию, которой, в основном, подвержены молодые активные люди, мы можем повлиять только отчасти мерами социальных и экономических гарантий, например, повышенными стипендиями или льготными условиями по ипотеке. Интересные цифры дало исследование, которое в этом году провели компании TalentTech и «Авито Работа». Более 70% компаний крупного и среднего бизнеса нанимают сотрудников из других регионов.
Одновременно с этим необходимо понимать, что нам надо удерживать баланс на рынке труда. Это регулируемый процесс, значительную роль в котором играет трудовая миграция из иностранных государств, преимущественно стран Средней Азии.
— Можете рассказать, что и как меняется в миграционной политике региона? Какие сферы наиболее зависимы от труда мигрантов, и каким способом туда идет привлечение иностранной рабочей силы?
— Ключевые отрасли экономики в той или иной степени всегда используют заемный труд иностранных граждан. Прежде всего, это строительство, сельское хозяйство, сфера услуг. И здесь ситуация общая для всей России. Впрочем, в этом году впервые объявили о наборе иностранных специалистов два российских автогиганта – татарстанский КАМАЗ и наш АВТОВАЗ. Причем доля привлекаемых рабочих немалая, измеряется сотнями.
Наша организация «Региональный центр помощи мигрантам» одной из первых в России начала реализацию механизма «организованного набора» трудящихся Узбекистана для предприятий Самарской области. Этот механизм был разработан для обеспечения трудовыми ресурсами предприятий в период пандемии, когда были закрыты границы между государствами. Действует он до сих пор, особенно для строительной сферы, где требуется много рабочих рук. Два года назад мы открыли в Узбекистане свое представительство по соглашению с республиканским Агентством по внешней трудовой миграции и планомерно осуществляем набор иностранных трудовых специалистов для предприятий региона. Опыт сотрудничества оказался настолько успешен, что губернатор Самарской области поручил нам его тиражировать и провести переговоры с министерством труда, миграции и занятости Республики Таджикистан. Сейчас мы находимся в стадии диалога с минтруда Таджикистана и планируем в ближайшее время открытие на их территории нашего иностранного представительства, тем более что сняты все ограничения по перемещению граждан и пересечению границ.
И задача наша – конечно же, не только банальный рекрутинг. Организованная миграция – это совместная подготовка, в некоторых случаях даже обучение необходимых специалистов, сопровождение их прибытия, медицинское освидетельствование, помощь в оформлении документов, поиске жилья и так далее. Наша цель – организация прозрачного процесса легального пребывания в Самарской области иностранных граждан, задействованных в трудовых отношениях с местным работодателем. Собственно, этому отвечает и государственная политика, направленная на совершенствование законодательства в сфере миграции.
— Давайте об этом поговорим. Существует государственная Концепция миграционной политики до 2025 года, которая предполагает реформу миграционного законодательства. Насколько нам известно, вы как эксперт тоже задействованы в этом процессе. Каким образом?
— Совершенно верно. Этой деятельностью мы занимаемся с коллегами по федеральной организации «Опора России», где я возглавляю комитет по миграции. Одним из примеров нашего экспертного вмешательства я назову работу по внесению изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации. В Государственную думу был внесен на рассмотрение законопроект о предоставлении медицинской помощи в рамках ОМС всем иностранным гражданам, прибывающим на территорию РФ. Мы внесли предложения, корректирующие подход к использованию преференций ОМС для иностранных граждан. В частности, они касались применения такой системы медицинского страхования для граждан, по которым работодатели отчитывались по социальным взносам в течение трех лет непрерывно. Президентом «Опоры России» было направлено обращение в Государственную думу, предлагающее рассмотреть предложенные поправки в закон. Наша позиция была поддержана. Этот пример показывает, насколько эффективными могут быть коммуникации законодательной власти, бизнеса и общественных институтов.
Теперь о Концепции миграционной политики. На мой взгляд, создан бесценный опыт в политике миграционных отношений, который полностью нашел свое отражение в новом проекте федерального закона «Об условиях въезда (выезда) и пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства». Пока это проект, но он уже отточен во многих важных смыслах.
Новый законопроект очень качественно изменяет и упрощает его практическое применение для всех участников миграционного процесса. Я бы сказал, что это новое правовое поле в интересах человека. Законом вводятся новые понятия и алгоритмы, как для иностранных граждан, так и для работодателей. Редакция закона содержит много новелл, направленных на цифровизацию отрасли. Например, будут созданы два электронных реестра: российских работодателей, привлекающих труд мигрантов, и реестр иностранных работников. Это очень важная история, которая полностью выводит из тени процесс трудовых отношений. Более того, это дает гарантии трудовым мигрантам получить работу в компаниях, ответственно подходящих к найму специалистов и добросовестно выполняющих все взятые на себя обязательства.
Другое важное нововведение касается расширения прав трудоустройства для иностранного гражданина. Теперь он может быть оформлен в качестве самозанятого, выполняя работу для физического лица. По такой схеме иностранный гражданин будет платить фиксированный авансовый платеж. Это снятие еще одного административного барьера и значительное упрощение процедуры найма.
Прозрачная трудовая деятельность мигрантов будет обеспечена требованием закона о выплате заработных плат иностранным работникам на банковские карты. Теперь никакой «серой» налички, а вместе с ней и махинаций с зарплатами иностранных работников.
Я считаю, что Концепция миграционной политики, в рамках которой принимается новый федеральный закон, поможет иностранным гражданам, трудящимся в России, еще больше адаптироваться к пребыванию в нашей стране. И мы как эксперты в отрасли миграционных услуг будем внимательно следить за ходом рассмотрения закона и надеяться на его принятие.
— Сергей Николаевич, вы можете сказать о том, насколько интересна Самарская область для трудовых мигрантов?
— Наш регион традиционно входит в число наиболее популярных. Конечно, нам не угнаться за Москвой и Санкт-Петербургом, которые традиционно забирают до половины всех миграционных потоков, но мы всегда входим в первую десятку областей, привлекательных для иностранных граждан. Ну вот свежие цифры. За девять месяцев этого года в Самарской области на первичный миграционный учет поставлено порядка 40 тысяч иностранных граждан, которые приехали в наш регион с целью въезда «Работа». Из них более 25 тысяч человек уже получили разрешительные документы, а остальные граждане могут вести трудовую деятельность на основании заключенного договора с работодателем, не требующего получения патента. Эта цифра более чем на 20% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Почему едут трудиться в Россию? Потому что сейчас максимально благоприятная ситуация для иностранных граждан. При низкой стоимости валюты и реально выросших за последний год зарплатах в российском реальном секторе экономики им сейчас очень интересно работать у нас.
— Сергей Николаевич, вы много лет управляете миграционными центрами и имеете положительный опыт. Можете рассказать, как в России развиваются аналогичные концепты миграционных инфраструктур?
— В Самарской области миграционная инфраструктура вмещает в себя всех участников миграционного процесса: это ФГУП «Паспортно-визовый сервис» МВД России, подразделение управления по вопросам миграции, региональные уполномоченные организации, медицинские учреждения. Такой коалиционный межведомственный подход позволил полностью исключить теневых посредников. Созданная инфраструктура повышает доступность и качество сервиса при оказании услуг иностранным гражданам. Если говорить о России в целом, то доминирующее положение по развитию региональных миграционных центров занимает ФГУП «Паспортно-визовый сервис» МВД России. Предприятие движется в тенденции развития доступных сервисов по всем направлениям государственных услуг, оказываемых управлением по вопросам миграции. Это очень положительная тенденция, потому что у мигрантов и работодателей формируется культура потребления государственных услуг, без обращения к теневым посредникам. Я считаю, что эту работу надо максимально популяризировать на территории России и стран СНГ. И тогда, по истечении короткого времени, мы увидим совсем иное отношение мигрантов к разрешительным органам. У них не будет страха по коммуникации с миграционной инфраструктурой. Миграционные центры станут доверительным институтом при работе с иностранными гражданами и работодателями. Это очень качественно повлияет на конъюнктуру легальной миграции и повысит собираемость налоговых платежей в региональные бюджеты.