Дорога к храму

22 ноября 2022

Восстановление мечети, в которое вложено столько сил, любви и радости, – это восстановление самих себя

Председатель совета Самарской исторической мечети Усман Илингин, инициатор воссоздания регионального памятника культуры, был отмечен Благодарностью губернатора Самарской области. О том, какие трудности пришлось преодолеть на пути восстановления храма и как возрожденная историческая память изменит жизнь самарцев, Усман Илингин рассказал «Первому».

Оксана ФЕДОРОВА, фото предоставлено РДУМСО

— Усман Владимирович, давайте вспомним, как все начиналось.

— У истоков реконструкции мечети стоял Зульфар Салахов. В 2005 году комплекс мечети передали Региональному духовному управлению мусульман Самарской области. Он и Вагиз-хазрат начали договариваться с администрацией города о возврате храма мусульманской общине. Вообще, первый толчок всем этим процессам дал еще Олег Сысуев, первый в новейшей истории Самары глава города.

Почему историческую мечеть так долго не реконструировали?

— В то время строилась мечеть на улице Стара Загора, впоследствии ставшая соборной, и все силы были направлены на это строительство. Реконструкцией мечети предполагалось заняться позже. Но Зульфар трагически погиб, и Вагиз-хазрат назначил председателем совета Исмаила Феоткулова, здесь образовалась махалля №5 – исламский приход. В 2007 году Вагиз-хазрат предложил мне принять участие в восстановление мечети – дал добро. Моя мама, ныне уже покойная, увидев руины мечети, дала мне наказ – восстановить ее, вернуть зданию исторический облик и его истинное предназначение. Сперва я был зампредседателя махалли, позже Феоткулов ушел по болезни. В 2008 году я стал председателем, и мы начали реконструкцию.

— С чего началась реконструкция?

— На первом этапе привели в порядок здание – это были фактически руины: окна выбиты, земляной пол… В 1930-х здесь был детский дом, потом детский сад, потом переселенческий фонд – жили погорельцы. Мы приняли здание, в котором были маленькие комнатки, туалетики, раздевалки. Михраб – ниша в стене, указывающая направление к Мекке, – был оклеен обоями. После слома перегородок открылись большие молебные помещения. Взамен деревянных перекрытий установили бетонные, поставили пластиковые окна (потом заменили на деревянные). На втором этапе укрепили фундамент, заменили инженерные сети, смонтировали вентиляцию, пожарную систему, проделали большую часть работ по отделке фасада и внутренней отделке помещений. К исторической части объекта пристроили двухэтажное здание с куполом и двухэтажное здание с 38-метровым минаретом. У нас, кстати, есть задокументированная хронология восстановления мечети: с первого дня, как я сюда пришел в 2007 году, мы все фотографировали. Это более 2000 фотографий! Готовясь к 130-летию мечети, мы сняли видео, этому посвященное.

— Насколько важно было воссоздать исторический облик мечети? Как шла эта работа?

— Подняли архивные документы и по ним делали проект, учитывая современные нормы и требования. Еще в 1903 году архитектор Смирнов сделал проект, предполагающий установку купола и минарета – важнейшего атрибута мечети. Но началась революция, а потом гражданская война, и замысел не был осуществлен. К счастью, эскизные проекты сохранились и были приняты за основу воссоздания. Так, сегодня в мечети много лепнины, ее восстановили по архивным эскизам. Параллельно получили охранное обязательство на мечеть и прилегающую территорию, оформили землю в собственность. Следующим шагом стал проект комплексной реконструкции. Его выполнило архитектурное бюро АСТА, и он прошел госэкспертизу.

Фасады мы сохранили. На тот момент председателем попечительского совета был Вазых Мухаметшин, он помог с лицензированным подрядчиком, компанией «Самараспортстрой», которая занималась именно реставрацией исторических зданий. Так Тахир Аюпов, ее руководитель, стал частью нашей команды. Для воссоздания фасадов мы подключили архитектора Наталью Басс, она их специально отрисовала. Я съездил в Узбекистан по приглашению народных мастеров республики, которые занимались керамикой, резьбой по дереву. Появилась идея мозаики на фасадах. С имамами мечети отобрали рисунки надписей из Корана и вместе с Натальей Басс и Тахиром Аюповым откорректировали проект и еще раз прошли историко-культурную экспертизу в Казани. Получили все соответствующие документы. Так появилась вот эта красота.

— А в историческом облике не было мозаики?

— Не было. Но мы сохранили стены, колонны, рисунки окон, архитектурные элементы убранства. Воссоздали облик мечети таким, каким он был задуман в 1903 году. Сделали два мозаичных панно: одно создали самарские компании, а второе, с записями из аятов Корана, заказывали в Ташкенте.

Наша мечеть была первой каменной в Самаре и считалась соборной мечетью. На Казанской улице (сегодня Алексея Толстого) располагалась Татарская слобода, здесь и на Заводской (сегодня Венцека) жили татарские купцы первой гильдии, богатые мусульмане, которые держали мельницы, рынки… При мечети был благотворительный фонд, а в доме №63, где сейчас халяльный магазин, – медресе, учебное заведение, где учили русскому языку. Из глухих деревень сюда приезжала татарская молодежь – и здесь богатые купцы давали им путевку в жизнь: учили, давали работу, устраивали на фабрики, поддерживали, женили… Здесь учились и на помощников имамов. По архивам, отсюда выпустилось более тысячи священнослужителей, разъехались они по всем губерниям! Была благотворительная столовая, где бесплатно кормили малоимущих. А центром всей этой разнообразной жизни Татарской слободы, безусловно, служила мечеть.

— Давайте назовем ключевых людей, которые внесли лепту в восстановление мечети.

— Вообще, исполнение таких проектов, как наша мечеть, возможно, только когда удается активизировать бизнес. Мы сознавали, что делаем большое дело, и по воле Всевышнего удавалось находить общий язык и с бизнесом, и с властями. И дело шло. Смотрю назад: 15 лет прошло, представляете? Я по наказу мамы пришел сюда из бизнеса и думал: три, ну пять лет максимум! А по воле Всевышнего вот только 1 октября закончили… Мечеть в процессе возрождения стала народной. Ведь нам помогали самые обычные люди, даже пенсионеры из деревень. Да, у нас есть и богатые прихожане, но именно эти люди, которые приносили на мечеть свои пенсии,
– главная наша сила. Всех назвать невозможно, кого-то выделить – неправильно. Были попытки: «А давайте на фасаде сделаем надписи – фамилии группы людей, которые построили эту мечеть». Говорю: ребята, у нас стены не хватит! Всевышний видит лепту каждого. И убедил этого не делать. А тем, кто вносил большие суммы, мы решением нашего махалля собираемся выдать золотые сертификаты и сделаем еще Почетную книгу прихожан – для истории. Знаете, что важно? Восстановление этой мечети, в которое было вложено столько сил, любви и радости, – это восстановление самих себя.

Реконструкция мечети закончилась. А что впереди – и у вас, и у мечети?

— Впереди много планов и дел. Нас поддерживает губернатор Дмитрий Азаров (который, кстати, лично поучаствовал, отдав свою зарплату на мечеть). Мы совместно со строительной академией, архитектором Расимом Вальшиным, который, к слову, проектировал соборную мечеть на улице Стара Загора, разработали проект использования территории вокруг мечети. Слева, где у нас магазин халяль, планируем второй этаж отдать полностью под резиденцию нашего духовного управления. Во дворе хотим построить четырех-этажное здание медресе для девочек, где им будут предоставлены швейный цех, подиум, дом моделей, ателье. Девочки будут здесь жить и учиться. Напротив мечети – большой спортивный комплекс, школа дзюдо Тагира Хайбулаева, спортивное кафе с двухуровневой подземной стоянкой. И восточный базар! Его идею нам подсказали в администрации: мы же находимся в центре исторического поселения, где проходят все туристические маршруты старой Самары. Позади мечети, планируем, будут расположены халяльный отель, центр дошкольного образования с детсадом, станция юных техников. Получится целый Восточный квартал! Планируем строить, ищем инвестора. Возрождение мечети «намагнитило» и сплотило людей – нас теперь много!

Обсуждение закрыто.