В Самарской области у людей есть
взаимное понимание, уважение
и ответственность, мы все объединены одной заботой – о родной земле
Самарская областная татарская национально-культурная автономия за 22-летнюю историю существования стала не просто помощницей для многих семей, талантливых специалистов и одаренной молодежи. Здесь рождаются и развиваются общественные и культурные инициативы, здесь бьется горячее и доброе сердце всего татарского мира на Самарской земле. О своих корнях, принципах и мировоззрении в год своего 70-летия «Первому» рассказал Анвер Горланов, возглавляющий объединение уже десять лет.
Алена ПАВИЧЕВА
— Соответствует ли действительности утверждение, что свою идентичность татарский этнос определяет не по языку и не по религии, а по происхождению?
— Этническую привязанность формирует, на мой взгляд, воспитание и окружение – в моей семье, во всяком случае, было именно так. Мой отец умер рано, мне было всего три года, и на мамины плечи легли заботы не только о нас с сестрой, но и о пятерых детях сестры мужа, чью жизнь неделей раньше унесла болезнь. Мама с утра до ночи была на работе, и воспитывали нас бабушка с дедушкой. Как тогда все жили, в 1950-е, 60-е, 70-е? Ходили друг к дружке целыми компаниями, чаевничали, ели, и это было совершенно нормально. Вот так, за тарелкой супа, мои одноклассники учили татарский, из чисто ребячьего любопытства. Для нас не было никаких национальностей, мы их даже не знали, с еврейской ты фамилией или с русской, – об этом могут думать только взрослые. Ты был просто человек.
Служил я в ракетных войсках стратегического назначения, в Звездном городке. Днем рождения нашей части считается 4 октября – дата запуска первого в мире искусственного спутника Земли, который состоялся в 1957 году. Нам с сослуживцами очень повезло, поскольку нашим замкомандира был Герман Степанович Титов. Первый в истории космонавт, совершивший длительный космический полет, Герой Советского Союза запросто приходил к нам в «дежурку», и мы свободно общались. Для него, строго говоря, не было ни чинов, ни национальностей, он прежде всего видел в людях Человека. Километрах в сорока от части, в дремучем лесу, строилась новая станция по программе «Союз – Аполлон». Обслуживали ее пять человек, и на дежурство мы обычно заступали в таком составе: я – татарин, Мазалов – русский, Феткович – белорус, Бочко – украинец и Григорян – армянин. Спали и работали бок о бок, и никогда национальный вопрос между нами не стоял, мы жили и служили дружно. Иного в Советском Союзе и быть не могло, даже представить такое невозможно. Но эта истина верна и для России: сила нашей страны – в силе многонационального государства и народа. Мы веками строили наш общий дом и должны жить мирно, уважая друг друга.
— Сохранение межнационального мира и добрососедских отношений входит и в задачи автономии?
— Безусловно, этими принципами мы руководствуемся в первую очередь. Мне оказали высокую честь возглавлять и Общественный Совет при региональном духовном управлении мусульман Самарской области. Его основная задача, помимо развития исламского образования, – пропаганда терпимости, недопущение раздора в обществе на национальной или религиозной почве, противодействие экстремизму и терроризму. В этой работе мы получаем огромную поддержку со стороны губернатора Дмитрия Азарова и правительства области. У нас есть взаимное понимание, уважение и ответственность, мы все объединены одной заботой – о родной земле.
В начале ноября мы, руководители региональных объединений, встречались в Санкт-Петербурге. С каждым годом таких структурных единиц Федеральной национально-культурной автономии татар России и коллективных членов Всемирного конгресса татар становится все больше. В этот раз, конечно, не остался в стороне вопрос об участии в них представителей четырех новых регионов, включенных в перечень субъектов РФ: Донецкой народной республики, Луганской народной республики, Запорожской и Херсонской областей.
В этом году, поздравляя Всемирный конгресс татар с 30-летним юбилеем, президент Российской Федерации подчеркнул, что межрегиональная общественная организация проводит большую и содержательную работу, направленную на сбережение родного языка и развитие древней, уникальной культуры, воспитывает в молодежи приверженность традициям и обычаям предков, высоким идеалам патриотизма и справедливости. Он также добавил, что государство и впредь будет уделять приоритетное внимание вопросам сохранения идентичности и самобытности каждого народа как неотъемлемой составляющей богатейшего наследия нашей многонациональной Родины.
— Кстати, по инициативе Конгресса и при поддержке правительства Самарской области первый всероссийский сельский Сабантуй в 2010 году прошел у нас, в селе Алькино Похвистневского района.
— Место для проведения столь знакового события было выбрано не случайно: в нашей губернии татары являются вторым по численности этносом, который представлен 127 тысячами жителей, и наша дружба очень крепка. Праздник получился очень масштабным и собрал 18 тысяч гостей из 23 регионов России. Учитывая это, Всемирный конгресс татар предложил региону провести юбилейный, десятый Сабантуй, и его приняла у себя Камышла. В самой же столице региона праздник отмечается уже 33 года, традиционно самарцы съезжаются в парк культуры и отдыха им. Ю.А.Гагарина. Символично, что это не просто «праздник плуга», успешного завершения весенних полевых работ – это праздник дружбы и труда, яркий пример гостеприимства, щедрости, единодушия и сплоченности татарского народа. Открытость культуры – одна из наших характерных национальных черт.
— С какими организациями вы сотрудничаете?
— Крупные мероприятия мы проводим совместно с другими татарскими объединениями региона: региональной творческой общественной организацией «Дуслык» («Дружба»), областным татарским обществом «Туган тел» («Родной язык»), Самарской городской национально-культурной автономией. Реализуем совместные проекты с Домом дружбы народом. Для всех нас важно сохранение и развитие национальной культуры и языка, и мы всегда можем друг другу помочь, где-то подменить или дополнить, ведь мероприятий очень много, а ресурсы у всех разные. Мы работаем как единый организм, в том числе и с другими общественниками: всего в регионе действует 18 татарских национально-культурных объединений, в 13 школах области ведется преподавание татарского языка и литературы.
Автономия также выступает организатором и соорганизатором празднования Сембелэ («Праздник урожая»), детских Курбан Байрам и Ураза Байрам, проведения ежегодного детско-юношеского фестиваля татарской культуры «Мирас» («Наследие»), спортивного фестиваля дружбы народов, соревнований по борьбе керэш, научно-практических конференций. Самарская областная татарская национально-культурная автономия является соучредителем национально-культурной и духовно-просветительской газеты татар Самарской области «Салям» («Мир»).
Такой функционал, как сохранение идентичности, языка, культуры, прописан в законе о национально-культурных автономиях и объединениях. Но культурное воспитание – наша моральная обязанность, потому что дети – это наше богатство, семена и зернышки, которые станут нашим продолжением. Мы всемерно поддерживаем детство: часто финансируем поездки на фестивали, оплачиваем пошив сценических костюмов. И так поступаем не только мы, но и другие общественники.
— Вы регулярно встречаетесь с активом Регионального духовного управления мусульман Самарской области. В числе последних поводов для встреч – реконструкция самарской исторической мечети, празднование 1100-летия принятия ислама в Булгарии. Насколько важны эти темы для вас лично?
— Культура и религия у татар всегда были неразделимы, их знание помогает придерживаться традиционных ценностей, оберегает от принятия необдуманных решений. Наша культурная автономия, разумеется, поддерживает восстановление и строительство мечетей, проведение религиозных мероприятий. Много сил, любви и радости было вложено в работы по восстановлению мечети, построенной в Самаре 130 лет назад на средства симбирского фабриканта Тимербулата Акчурина. Первого октября в ее торжественном открытии приняли участие председатель Центрального духовного управления мусульман России, верховный муфтий Талгат Сафа Таджуддин, главный муфтий Самарской области Талип-хазрат Яруллин и губернатор Самарской области Дмитрий Азаров. Это историческое событие для всех верующих, а для меня оно историческое вдвойне. Дело в том, что в годы советской власти в здании размещался детский сад, и в него ходила моя мама, они жили на улице Алексея Толстого. А в примыкающем доме родилась моя теща, ее родители помогали семье муллы. Его расстреляли, осталось шестеро детей, и поднимать их на ноги взялись все, кто был неравнодушен к чужой беде. Так у нас принято.
В топонимике Самары хранится история семей и всего народа. Например, первая татарская слобода сформировалась еще в конце XVIII века. До начала XIX столетия улица Самарская называлась Мечетной, а Галактионовская вплоть до 1840-х годов именовалась Татарской. Я рос в военном городке на Чернореченской, 8, но старый город (как, думаю, и для большинства самарцев) – это кладезь драгоценной информации о корнях, о предках. Наша автономия не прекращает работу по сохранению и пропаганде историко-культурного наследия татар Самарского края: организуем празднование исторических дат, устанавливаем памятные доски, выпускаем научно-популярную литературу, проводим экскурсии для желающих.
— Как преемственность сохраняется в вашей семье?
— Я потомственный заготовитель. Отец трудился заведующим складом, а дед и прадед, выходцы из Старокулаткинского района Ульяновской области, были крепкими хозяйственниками, заготавливали лес, вели торговлю мануфактурой. После окончания Московского института торговли я работал старшим товароведом в облпотребсоюзе, затем – директором заготконторы в потребсоюзе Большечерниговского района. Вывел его в передовые, а потом вернулся в Куйбышев и стал директором Троицкого рынка. Позже открыл свой строительный бизнес. Сын пошел по моим стопам, дочь стала юристом.
— Один из хадисов пророка Мухаммада гласит: «Добронравственность и добрососедство приносят благосостояние в домах и продлевают жизнь». Как, по-вашему, что помогает жителям разных национальностей, вероисповедания Самарской области, да и всей России жить в мирном соседстве? Каким принципам и правилам следуете вы и хотели бы пожелать другим?
— Действительно, в Исламе отношение к соседям особое. Есть и другие хадисы нашего пророка Мухаммада о соседях: «Не уверовал в меня тот, кто заснул сытым, зная о том, что рядом с ним находится голодный сосед». Или «Уважение соседа – как уважение к матери». Исторически сложилось так, что веками на Самарской земле проживают люди различных конфессий и национальностей. Но Родина у нас одна – Россия, неважно, кто ты по национальности, и другой Родины у нас нет. Поэтому делить нам нечего. Здесь жили предки разных народов, и их ценности, заветы, понимание нравственности очень схожи. Мы живем дружно, потому что у нас есть историческая память, наши бабушки и дедушки учили нас хорошему нраву, доброму отношению к окружающим. Если каждый проявит свои лучшие качества, то и общество будет здоровым. От нас зависит, в каком будущем будут жить наши потомки. Все мы заинтересованы в том, чтобы нас окружала доброта, чтобы сохранялись человеческое тепло и участие в отношениях.