Северо-Западные стратегии

22 ноября 2022

В юбилейный год образовательный округ определил новый вектор развития

Северо-Западное управление министерства образования и науки Самарской области образовано 2 декабря 2002 года. Территория включает образовательные организации Елховского, Кошкинского и Красноярского районов. Округ встречает 20-летие, накопив богатейший опыт для нового витка в развитии. Образовательные учреждения округа стабильно демонстрируют высокие результаты, и это – следствие действенности окружной системы. О стратегии развития и перспективах, которые открыла организация работы по территориальному признаку, «Первому» рассказал руководитель Северо-Западного управления министерства образования и науки Самарской области Сергей Русанов.

Людмила МАРТОВА

— Какие перспективы открылись перед системой образования с созданием округов?

— Образовательные округа за 20 лет доказали эффективность и сейчас представляют собой целостную образовательную систему, включающую сеть учреждений дошкольного, общеобразовательного, дополнительного, среднего профессионального образования, коррекционные учебные заведения. Интеграция запросов нескольких территорий позволила оптимизировать решение многих задач: от размещения заказа на профессиональную подготовку специалистов до расширения сети дополнительного образования детей. В рамках округа осуществляется оптимальное использование возможностей образовательных организаций, вне зависимости от их муниципальной принадлежности. Образовательные центры помогают найти новые подходы к сохранению, развитию и эффективному использованию базы сельских школ. Структурная перестройка повысила эффективность профессиональных контактов: методическое взаимодействие, конкурсные движения получили новый импульс для развития.

— Кто стоял у истоков реформ в образовательном округе? Как окружная система способствует развитию школ?

— Успех любого дела во многом определяется стартовыми позициями и людьми, которые стояли у истоков. Работая в Красноярской школе, я получил предложение войти в команду, создаваемую Олегом Михайловичем Коковихиным. На протяжении 19 лет он возглавлял Северо-Западное управление, а его стаж руководящей работы в системе образования – 35 лет. Именно Олег Михайлович стал амбассадором многих проектов и внес серьезный вклад в развитие окружной системы. Сегодня обновленная команда обеспечивает преемственность этих идей в современных условиях.

Что касается развития школ, приток и становление молодых специ-алистов – одно из условий стабильности системы образования. В учреждения профессионального образования на педагогические специальности каждый год поступает 12-15% выпускников наших школ. Причем 90% из них получают профессию у нас в регионе. Несомненно, тому способствует комплекс мер по социальной поддержке молодых специалистов, который реализуется в Самарской области. Хорошие перспективы открывает проект предпрофессионального развития «Педагогический класс», который основывается на взаимодействии базовых школ с вузами, а именно Самарским государственным социально-педагогическим университетом и Самарским филиалом Московского городского педагогического университета. Погружению в специфику профессиональной деятельности способствует и трудоустройство в наши учреждения студентов, обучающихся на последнем курсе по педагогическим специальностям. В этом году в школы пришли 11 человек.

— Какие преимущества появились у педагогического сообщества?

— Педагоги и управленцы системы общего образования проходят обучение по программам повышения квалификации на базе Академии Министерства просвещения России, в центрах непрерывного повышения квалификации. За последние годы произошел значительный прирост оснащенности образовательных организаций цифровым контентом. Сформированная в Самарской области методическая вертикаль позволила оперативно повысить компетенции педагогических и руководящих кадров по основным направлениям цифровой трансформации системы образования.

Ряд преимуществ появился у педагогов в связи с реализацией многофункционального наставничества. В частности, проводимые наставниками семинары, мастер-классы, занятия для молодых учителей позволяют решать проблемы адаптации начинающих специалистов в новом коллективе. С помощью социальной сети «ВКонтакте» образовательные организации обмениваются опытом по наставничеству. Ежегодно мы проводим окружной конкурс «Наставник системы образования», участники которого затем участвуют и в региональном конкурсе «Наставник системы образования Самарской области». Победы педагогов на региональном конкурсе «Я – молодой учитель» – это результат системной работы по стимулированию профессионально-личностного роста молодых педагогов и поддержке их успешного опыта. В прошедшем учебном году в конкурсе приняли участие 10 педагогов, абсолютным победителем стал учитель информатики Мирновской школы Кирилл Саяров.

— Как реализуется нацпроект «Образование»?

— Безусловно, значимой историей реализации нацпроекта, своего рода новой философией в организации образовательного процесса в сельских школах стало открытие центров «Точка роста». Сейчас «Точками роста» оснащено 20 школ округа, это 53% их общего количества. Таким образом, на современном оборудовании обучаются уже 75% школьников. В планах – открытие в школах семи «Точек роста» и создание в трех учреждениях классов в рамках проекта «Цифровая образовательная среда». Отмечу, в результате реализации этого проекта все школы и техникумы округа в 2021 году переведены на скоростной доступ к сети Интернет с фильтрацией контента, а в текущем году оснащены оборудованием пять школ.

В рамках проекта «Успех каждого ребенка» ведется работа по обес-
печению равного доступа детей к востребованным программам дополнительного образования. С начала реализации нацпроекта охват детей внеурочной деятельностью вырос с 59,5% (в 2019 году) до 73,8%. Важнейшим для дополнительного образования стал уникальный проект, инициированный Дмитрием Игоревичем Азаровым, по созданию мини-технопарков в сельской местности. Теперь сеть федеральных технопарков стала ближе для сельских школьников. Как результат, с 2019 года число детей, занимающихся в творческих объединениях технической и естественнонаучной направленности, увеличилось с 16,7 до 45%.

Как меняется инфраструктура образовательных учреждений?

— Юбилейный год стал знаковым для развития инфраструктуры наших учреждений. В рамках нацпроекта «Демография» введен в эксплуатацию детский сад «ЯРкий» в селе Красный Яр. Это позволило полностью решить вопрос доступности дошкольного образования в сельской местности. По программе «Модернизация школьных систем образования» произведен капитальный ремонт в школе села Красный Яр Красноярского района и Краснодомской школе Елховского района. Очередной этап капитального ремонта школы села Белозерки проведен при поддержке целевых региональных программ. Сейчас капитально ремонтируется одно из зданий Кошкинского образовательного центра. Все эти масштабные проекты осуществляются благодаря слаженной работе и серьезному вниманию со стороны правительства Самарской области и администраций муниципальных районов.

— Какие проекты стали хедлайнерами в округе?

— С 2016 года мы проводим ежегодную межрегиональную научно-практическую конференцию «Базовые национальные ценности как основа сохранения гражданской идентичности и укрепления меж-
этнических отношений». В 2022 году работа конференции ориентировалась на выявление наиболее актуальных проблем воспитания и выработку стратегических решений. Опытом поделились участники и победители регионального конкурса долгосрочных воспитательных проектов, в этом году это семь педагогов. Обсуждаемые темы задали вектор воспитательной работы на будущий год. Новыми акцентами стали направления, связанные с сотрудничеством с учреждениями Луганской народной республики и с введением в двух наших пилотных школах новой должности – советник директора по воспитанию и работе с детскими объединениями. Мы полагаем, что это будет способствовать дальнейшей реализации приоритетных государственных задач в воспитании и активной занятости детей.

— Сергей Николаевич, что позволило команде управления образования добиться эффективных результатов?

— Современная система образования успешна только тогда, когда она эффективно взаимодействует с заинтересованными структурами, когда ее цели выстраиваются в соответствии с запросами государства, общества и личности, когда сформированы неразрывные связи с родителями, социальными партнерами и властью. Благодаря высокому профессионализму специалистов, работающих в системе образования и личной поддержке глав Елховского, Кошкинского и Красноярского районов единое образовательное пространство Северо-Западного округа постоянно развивается.

Обсуждение закрыто.