Социальная миссия компании «БЕРСО» – через благоустройство формировать новое качество жизни людей
В начале ноября в муниципалитетах заканчиваются сезонные работы, связанные с благоустройством. О том, каковы промежуточные итоги реализации национальной программы «Формирование комфортной городской среды» в Самарской области, почему благоустройство – инструмент развития муниципалитетов и как новая городская среда становится одним из факторов удержания жителей в регионах, «Первому» рассказал руководитель компании «БЕРСО» Леонид Бойничев.
Оксана ФЕДОРОВА, фото предоставлено компанией «БЕРСО»
— Ваша компания – значимый игрок отрасли: организаций, закрывающих весь цикл благоустройства городских пространств и общественных территорий – от общения с жителями и разработки эскизного проекта до полного воплощения проекта благоустройства в жизнь, – в Самарской области сегодня попросту нет. В чем «секрет»?
— «БЕРСО» появилась в 2011 году как студия ландшафтного дизайна. Накопили опыт и с объявлением нацпроекта «Формирование комфортной городской среды» вышли на городское благоустройство. Сейчас мы проектируем и строим парки, скверы, набережные, городские площади, спортивные уличные объекты… Благоустроенные нами территории внесены в реестр лучших практик благоустройства Минстроя РФ.
Наша уникальность в формате компании – своего рода коллаборация профессионалов из совершенно разных областей: архитекторы, проектировщики, инженеры, сметчики, агроном, ландшафтный дизайнер, специалисты автополива, строители, электрики, маркетолог, дизайнер, необходимый для брендирования территорий, офис с юристом, тендерными специалистами и др. Наша компания во многом сама служит кузницей кадров. Это позволяет нам выполнять весь спектр услуг – от зарождения концепции, эскизного проекта, рабочего проекта до полной реализации. Сегодня на рынке есть отдельно архитектурные бюро и отдельно строительные компании. А у нас микс. Это позволяет нам делать реалистические проекты под имеющиеся бюджеты и не делать того, чего по тем или иным причинам построить нельзя.
— Национальные проекты меняют внешний вид губернии?
— Безусловно! Создание комфортной среды для жителей сегодня напрямую влияет на успешность и привлекательность Самарской области. Все изменения, которые мы видим (дороги, парки, скверы, мосты), – результат успешной реализации национальных проектов в губернии. Причем программы работают в сопряжении, позволяя увеличить бюджет таких проектов. Не могу не упомянуть губернаторского проекта «СОдействие», наиболее близкого жителям. И конечно, федеральная программа ФКГС, в рамках которой появляются новые общественные пространства, преображает уже существующие территории.
Программа акцентирована не только на смене внешнего облика территорий, она решает гораздо более важный, социальный вопрос. В нашу цифровую эпоху все в телефоне: учеба, работа, друзья, развлечения и пр. А человеку как социальному существу все же важна «стая», важно быть частью сообщества. ФКГС через функционал благоустроенных территорий как раз и формирует новые сообщества, так сказать, по интересам: велосипедистов, скейтеров, роллеров, любителей йоги на свежем воздухе, уличных музыкантов, уличных танцоров, родителей с детьми и пр. Новая городская среда, которая побуждает жителей выходить из своих квартир, как можно больше времени проводить в общественном пространстве, – это та цель, которую мы преследуем, благоустраивая малые города и поселения Самарской области, Самару. ФКГС по факту стала для муниципалитетов крепкой опорой в реализации своих планов и, что важно, позволила жителям стать главными авторами изменений общественного пространства.
— Новые пространства – еще и новая экономика?
— Да, это драйвер развития малого предпринимательства. У нас есть примеры, даже в малых городах, где после успешного благоустройства территория живет всесезонно, привлекает жителей. Туда приходит малый бизнес. Например, на площади Октябрьска открылось кафе, на жигулевской набережной – уличные детские управляемые машинки, сапы, передвижные киоски с напитками, сладкой ватой и пр.
Анализируя результаты работы нацпроекта ФКГС, мы видим, что конечный ее итог – не просто создание комфортных, доступных и инклюзивных точек притяжения для местных жителей, но и толчок развития экономики малых городов. Такой эффект достигается благодаря тому, что малому бизнесу всегда интересно и выгодно присутствовать в тех локациях, где собирается большое число людей: и местных жителей, и туристов.
— Город и поселение: есть ли сегодня принципиальная разница в их благоустройстве?
— Конечно, разница есть. И в бюджетах на благоустройство, и в бюджетах на содержание общественных территорий. И в функционале. Жители больших городов уже избалованы и детскими, и спортивными площадками, поэтому в городах мы делаем акцент на эстетику, на интересность объекта. Тогда как в поселениях может недоставать простого функционала общественных территорий: мест для прогулок с детьми, для занятий спортом.
— Насколько важны для вас традиции, память, история места, которое вы беретесь благоустраивать?
— Это значимые вопросы. Без них все благоустраиваемые территории рискуют быть одинаковыми или похожими друг на друга. У нас есть убеждение, что хорошая территория должна рассказывать историю. Например, «Парк поколений» в Октябрьске: фонтан и смотровая башня в виде молекулы ДНК, показывающие связь поколений.
— Как складывается уникальность каждой площадки, каждого проекта?
— Через общение с коренными жителями и краеведами. Узнаем истории, легенды, привычки. Например, в проектируемый нами парк в Похвистнево заложена легенда основания города. Похвист – бог ветра в славянской мифологии. Город действительно географически расположен на розе ветров. Эта идея обыгрывается и в названии парка, и в архитектурных формах: в проект мы заложили арт-объект «Мельница» и кинетические скульптуры, приводимые в действие движением ветра.
— Какие проекты из собственной практики вы выделили бы? Какие из них определяют лицо компании?
— Территории, которыми мы особенно гордимся, – это набережная в Жигулевске, Ерик-Парк в ЖК «Волгарь» в Самаре, совместно благоустроенный с ГК «Амонд», Детский парк и парк на озере Крымское в Кинеле, Парк поколений в Октябрьске. В каждую территорию мы включаем ее историю, уникальность, идентичность. Делаем территории со смыслом. Хотим, чтобы нашими работами пользовалось максимальное количество жителей. Грамотно спланированные парки, красивые, уютные, современные пространства города – все реально. Это прекрасная социальная миссия «БЕРСО» – влиять на город, его облик, на качество жизни.
Чтобы молодежь не мигрировала, а связывала будущее с родным краем (особенно это актуально для малых городов), мы должны чаще и больше обсуждать с ней, какими она хочет видеть свои города и села. Самый важный итог многолетней работы для нас – понимание того, что в стране становится все больше людей, небезразличных к будущему. Именно на мнение активных горожан мы опираемся в своей работе.
— У вас как у члена межведомственной комиссии есть идеи, как улучшить реализацию ФКГС в регионе?
— Хочется уйти от гонки за количеством и побороться за качество. С одной стороны, мы понимаем, что нужно уделить внимание множеству городских жителей и никого не оставить в обиде. Но, с другой стороны, при дроблении бюджета мы не получим качественного общественного пространства, о котором говорим. Например, городу выделяется бюджет в 40 млн, и на них благоустраивается пять территорий. То есть, можно сказать, больше ремонтируется, не создается. А можно на те же деньги создать одно, но качественное общественное пространство.
Виктор Кудряшов, первый вице-губернатор – председатель правительства Самарской области:
— Компания «БЕРСО» выиграла на открытых торгах контракты на выполнение работ по благоустройству, которые проводятся в нескольких муниципальных образованиях. Работы выполняются в срок, с хорошим качеством. Для Самарской области важно, чтобы в регионе были такие подрядчики, которые ответственно относятся к исполнению своих обязательств. Результаты их деятельности, в первую очередь, положительно оценивают жители территорий, где открываются обновленные общественные пространства, исполненные так, как это было задумано проектировщиками.