Инвестиции из стран Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии смогут заменить западные
На фоне введения западных санкций и массового исхода иностранных компаний в России задумали внедрить исламский банкинг, основанный на принципах шариата и предполагающий отсутствие процентных доходов с вкладов. В пилотном проекте по реализации исламского банкинга будут участвовать Дагестан, Чечня, Башкирия и Татарстан. Эксперимент начнется 1 февраля
2023 года. В сентябре в дагестанском Каспийске состоялся четвертый ежегодный Российский исламский экономический форум «Россия – гарант партнерства», посвященный всем аспектам «пилота». Его участник, руководитель Самарского филиала Международной ассоциации исламского бизнеса Ринат Файзутдинов рассказал «Первому», о чем шла речь.
Оксана ФЕДОРОВА, Екатерина ЖЕВАК (фото)
— Какую роль в интересе к исламскому банкингу сыграло сокращение инвестиций в Россию?
— Тема исламского банкинга для нас не нова и не первый год обсуждается на разных уровнях, накоплен определенный опыт. Западные санкции тоже играют роль, но при этом большинство стран – членов Организации исламского сотрудничества (ОИС) и раньше сотрудничали с Россией, предлагая строить отношения на основе системы исламского финансирования. В случае ее принятия это стало бы своеобразным ответом западным рынкам, еще одним дополнительным инструментом развития финансов, сотрудничества в сфере бизнеса, включая халяльную индустрию, образование, туризм. Сегодня в России и в Самарской области работает существенное количество предпринимателей-мусульман, которые из религиозных соображений не пользуются традиционными банковскими продуктами.
Одно из главных отличий исламского банкинга – партнерское финансирование за определенную долю от прибыли (мушарака). Таким образом, исламский банк в принципе не может выступать в роли кредитора, как в привычной нам банковской системе. Исламский банк выступает в роли проектного инвестора и зарабатывает на этом, а не на процентах. То есть исламский банк обычно инвестирует в реальный бизнес, разделяя риски компании: кредитная история бизнесмена и возможные риски ведения деятельности изучаются буквально под лупой, а доход извлекается непосредственно из прибыли.
В этом году интерес к исламскому банкингу активно проявлял Сбербанк. В мусульманских регионах России Сбер регулярно получает запросы от таких предпринимателей. В частности, представители банка заявляли о появлении ряда продуктов, соответствующих его нормам. Появление типовых инструментов позволит нарастить объемы за счет привлечения малого и среднего бизнеса мусульманских регионов России. Текущий объем заявок на исламское (партнерское) финансирование от компаний из Татарстана, Дагестана и Чеченской Республики составляет около 15 млрд рублей. Но это потенциал, который пока не реализован. Клиенты ждут появления сбалансированного по стоимости продукта, позволяющего получить финансирование на коммерчески оправданных условиях. Кроме того, создание успешной бизнес-модели исламского банкинга поможет укрепить экономические связи России со странами бывшего СССР – Узбекистаном, Азербайджаном, Казахстаном, Кыргызстаном и Туркменистаном.
— Что дает новый закон?
— Исламским банкингом в пилотных регионах будут заниматься организации партнерского финансирования (ОПФ) – особый вид некредитных финансовых организаций (НФО). Они будут освобождены в случае ряда операций от налога на добавленную стоимость и на прибыль. Таким организациям разрешат оказывать все услуги исламского банкинга. Предполагается, что ОПФ в этих регионах будут привлекать денежные средства от физических и юридических лиц по договорам партнерского финансирования и (или) через участие в капитале организации (для товариществ на вере). Центробанк будет вести реестр ОПФ и регулировать их деятельность. Эксперимент продлится два года. Срок его проведения может быть продлен правительством РФ по согласованию с Банком России. Если после двух пилотных лет идея будет признана удачной, то проект можно будет распространить на всю страну.