Воспитание искусством

22 ноября 2022

Приобщение к прекрасному стало традицией для красноярского детского сада

Детский сад №3 «Теремок» села Красный Яр за 32 года работы выпустил из своих теплых стен не одно поколение дошкольников. Воспитание здесь нацелено на формирование творческой личности через организацию различных видов художественной деятельности. С 2016 года детсад работает в статусе региональной площадки по теме «Средства художественно-эстетического развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО». В августе 2017 года руководителем дошкольного учреждения назначена Людмила Куликова.

Людмила МАРТОВА

Курс на успех

Будучи высококвалифицированным, опытным управленцем, Людмила Сергеевна сумела сплотить коллектив мотивацией на успешное развитие. Как результат, в 2018 году детский сад №3 «Теремок» стал победителем окружного этапа областного конкурса «Детский сад года». Людмила Куликова неоднократно делилась профессиональным опытом на конференциях и форумах Северо-Западного образовательного округа и Самарской области. В ноябре 2020 года на межрегиональном семинаре она представила презентацию «Комфортная предметно-пространственная среда современного детского сада». Предложенный дизайн-проект организации пространства дошкольного учреждения позволил улучшить качество работы в области художественно-эстетического развития детей. В 2021 году Людмила Сергеевна награждена почетной грамотой Министерства просвещения Российской Федерации.

Сегодня в детском саду сформирована сильная профессиональная команда, 77% педагогов имеют высшее педагогическое образование. Важно, что решению задач во многом способствует сотворчество сотрудников, направленное на взаимодействие с семьей в целях осуществления полноценного развития детей.

«Мы обладаем богатым арсеналом образовательных инструментов, помогающих нам в воспитании личности ребенка и его успешной социализации, – отмечает Людмила Сергеевна. – Сегодня, когда в обществе возрастает понимание значимости художественно-эстетического развития, мы неустанно ведем научно-практический поиск оптимизации образовательного процесса и инновационных форм организации художественного образования дошкольников».

Творчество во всех проявлениях

Для развития личности ребенка, его творческой инициативы и самостоятельности педагоги разработали проект «Воспитание искусством». Цель проекта – формирование у дошкольников ценностного отношения к миру прекрасного посредством творчества и созидание предметно-пространственной среды. Наряду с воспитанниками, участниками проекта стали их родители, бабушки и дедушки, братья и сестры. На протяжении семи лет ведется работа по просвещению дошкольников и членов их семей в области различных видов искусств, проведению мероприятий, конкурсов, пленэров, творческих мастерских. Интеграция живописи, графики, скульптуры на занятиях по изобразительной деятельности способствует формированию у детей представлений о жанрах и средствах художественной выразительности, приобщению дошкольников к продуктивным видам деятельности, таким, как лепка, рисование, декоративно-прикладное творчество. Форма работы «Мастерские» позволяет объединить воспитанников разного возраста для создания коллективных работ в техниках «Пластилинография», «Каркасная лепка».

На базе детского сада апробирована технология «Синтез искусств», помогающая становлению духовно-нравственного потенциала ребенка через целостное представление о ценностях культуры. В этом большую роль играет театральная деятельность, ведь именно театр объединяет литературу, музыку, хореографию, вокал и другие виды искусств. Воспитанники красноярского «Теремка» не понаслышке знают о театральных постановках, в одном только детсадовском мюзикле задействовано свыше 30 детей разного возраста.

Мультипликация – это серьезно

Очень важно, чтобы ребенок не только наблюдал за работой взрослых, видел ее особенности и результаты, но и участвовал в совместной трудовой деятельности, выполняя посильные поручения. В дальнейшем он сможет использовать полученные сведения в самостоятельной деятельности, закрепить и расширить приобретенные знания. Именно в таком направлении работает с детьми старший воспитатель Светлана Гилева, которая организовала студию детской мультипликации «Мульт-студия Теремок».

Создавая анимационный фильм, ребята старшего дошкольного возраста становятся художниками, сценаристами, режиссерами, актерами и даже операторами, учатся взаимно согласовывать действия и добиваться общего результата.

Развитию интереса к декоративно-прикладному искусству и творческих способностей способствует проект «Секреты русских мастеров». Вместе с детьми в проекте активно участвуют родители. Результатом совместной деятельности стало оформление мини-музея «Дивная роспись». Неоценимо значение проекта в формировании патриотических чувств у детей и ценностного отношения к национальным культурным традициям.

Также в детском саду проводятся ежегодные мероприятия, направленные на развитие читательского интереса у дошкольников. На протяжении пяти лет проходит «Фестиваль детского творчества по страницам сказок К.И.Чуковского».

Маленькие шаги в большую живопись

В детском саду «Теремок» разработана модель сетевого взаимодействия с социальными партнерами по направлению «Художественно-эстетическое развитие». В июне 2014 года заключен договор о сотрудничестве с Самарским региональным отделением Всероссийской творческой организации «Союз художников России». Организацию изобразительной деятельности в детском саду осуществляет Светлана Щеглова, член Союза художников России и международной ассоциации изобразительных искусств –
АИАП Юнеско. Педагог предоставляет каждому ребенку право выбора средств художественного творчества и дает возможность для развития детской инициативы и самостоятельности. Апробированы нетрадиционные для детей младшего возраста техники изобразительной деятельности: «Акварель по мокрому», «Монотипия», «Пастельная графика», «Гуашевая живопись», «Графика». Воспитанники становятся участниками конкурсов детского творчества различного уровня. В мае 2017 года лучшие работы детей были размещены в Историко-краеведческом музее на конкурсе рисунков «Край, в котором я живу…», посвященном 285-летию села Красный Яр. Ежегодно работы дошкольников экспонируются в Самарской галерее Союза художников России на выставке детского рисунка «Я рисую этот мир…», в Самарской губернской думе, Самарской областной универсальной научной библиотеке, в министерстве культуры Самарской области, мультимедийном парке Самары. Кроме того, картины воспитанников представлены в Москве на Международной художественной выставке-конкурсе детского рисунка «Человек от края до края».

Галерея побед

Труд педагогов неоднократно был отмечен на региональном и всероссийском уровне. По итогам 2019-2020 годов воспитатель по изобразительной деятельности Светлана Щеглова и музыкальный руководитель Оксана Даниленко награждены сертификатом о присуждении премии губернатора Самарской области за наиболее успешную реализацию долгосрочного воспитательного проекта особой педагогической и общественной значимости. Победителем регионального этапа всероссийского конкурса «Воспитатели России-2021» стала Ольга Глухова, в номинации «Здоровьесберегающие технологии». Воспитатель Екатерина Исакова награждена почетной грамотой Министерства просвещения РФ. Опыт детского сада обобщен в педагогических изданиях, статья на тему «Эффективная модель управления ДОО в условиях реализации ФГОС» размещена в сборнике материалов VI Всероссийского съезда работников дошкольного образования. Красноярский детский сад награжден дипломом регионального министерства образования и науки «Лидер Десятилетия детства» как организация, демонстрирующая лучшие практики реализации мероприятий областного уровня.

Людмила Куликова, руководитель
СП «Детский сад №3 «Теремок»:

— Хочу отметить плодотворную работу Северо-Западного образовательного округа, благодаря которой наши педагоги имеют возможность перенять положительный опыт коллег, повысить профессиональный уровень посредством окружных мастер-классов, семинаров, конкурсов. Окружная ресурсная служба постоянно работает над совершенствованием условий для профессиональной подготовки педагогов и воспитателей, чтобы мы могли быть информационно и методически компетентны в рамках меняющихся требований к дошкольному образованию.

Обсуждение закрыто.