Стирать с исторической карты края белые пятна – значит усиливать культурный, исторический и туристический потенциал Самарской области
29 ноября в Самаре состоялась торжественная церемония награждения лауреатов акции «Благородство». Ее цель – найти людей неравнодушных, сострадательных и благородных, рассказать об их делах жителям Самарской губернии, воспитывать на достойных примерах молодое поколение, побуждать граждан к созиданию, добровольчеству, взаимопомощи, благородным поступкам. Организаторы акции – Самарское областное отделение Союза журналистов России и Ассоциация творческих союзов Самарской области. Проект проходит при поддержке областного министерства культуры, проводится с 1998 года, хорошо известен в регионе, удостоен множества наград регионального и федерального уровней. В этом году 17 жителей Самары стали лауреатами XXV юбилейного конкурса. В их числе – Гумар Батршин, основатель и руководитель культурно-исторического фонда «Булгарское наследие», победивший в номинации «Созидатель». Об отношении к награде и о том, какое отношение она имеет к делу всей его жизни, Гумар Батршин рассказал «Первому».
Оксана ФЕДОРОВА, Дмитрий НЕДЫХАЛОВ (фото)
— Вы стали лауреатом престижной акции «Благородство». Как вы считаете, является ли это качество частью генетического кода человека или воспитывается годами?
— Скорее всего, и то, и другое. Человек воспитывается средой, но и очень многое берет от родителей.
— Кто ваши родители? Какие традиции вы почерпнули в семье?
— Я родом из города Альметьевска (Республика Татарстан). Родители – татары, работники торговли. Мама – из Магнитогорска, папины родители – из Сибири. В тридцатые годы прошлого века они приехали в Альметьевск на стройки народного хозяйства из уральского города Магнитогорска, куда были сосланы после раскулачивания. Все родственники жили в Куйбышеве, и так получилось, что здесь родители и познакомились. Работали в Альметьевске Татарской АССР, там построили дом, где родился я и мои два брата. Семья у нас была большая, крепкая. Отец – очень мужественный человек, ему досталась жизнь, полная трудностей. Мама тоже не из слабых. Так что я перенял от родителей, наверное, главное – жизненную стойкость. Характер – безусловно! И конечно оптимизм.

— Кто были ваши учителя? Откуда в вас это стремление помогать людям?
— Учителей было много: ведь когда человек растет, мужает, он разные вещи перенимает от других, причем, бывает, даже не замечая. Но есть люди, которым я благодарен особо: Габиб Шайхутдинович Мустафин, мой директор, первый мой командир. Хочется отметить нашего самарского муфтия Вагиза Яруллина, который также сильно повлиял на меня, сформировал меня как благотворителя. Под его влиянием в 2008-2010 годы я построил в Зубчаниновке мечеть, которой дали название «Булгарское наследие». В строительство было вложено много труда и времени. Она возводилась в тяжелые для меня финансовые времена, но сегодня стоит и радует: в ней кипит духовная жизнь, воспитываются дети, преподается история, люди получают помощь и поддержку.
— Получается, стремление благотворить – от Бога?
— У татар меценатство – в крови. Испокон веков татары сами себе, ни на кого не надеясь, строили школы, дороги, мечети, медресе. Этим занимались меценаты, но каждый, кто зарабатывал, обязательно участвовал в общественной жизни и ее обустройстве. В исламе прописан закон: надо помогать бедным, людям, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию. Испокон веков так у нас велось, и сегодня в Самаре я не один такой, нас таких, кто помогает людям, много.

— А откуда к вам пришла тема возведения памятников?
— Еще когда я учился в школе, увлекся историей. В 1990-х главной темой моих исторических изысканий стала загадка Самары: что происходило здесь, на нашей волжской земле с V по ХVI века? Кто здесь жил, какие следы оставили люди после себя? Мне все это было очень интересно. В перестроечные времена ранее недоступная историческая информация стала открытой, были рассекречены многие архивы, в том числе и по интересующему меня периоду. Так появились на средневековых исторических картах нашей страны волжские булгары и Волжская Булгария. Меня интересовали сведения о монгольском нашествии, Бараньей битве, битве Тохтамыша и Тимура… Я начал систематизировать данные, общаться с казанскими историками.
Минуло 30 лет. За это время учеными, археологами, в том числе и самарскими, проделана огромная работа. Большое им спасибо! Они собрали множество информации, открыли археологические памятники, в том числе Муромский городок около жигулевского села Валы, разрушенный монголами, бесценный памятник той эпохи. Раскопки там продолжаются и по сей день. Я уверен, нас ждет еще много археологических находок и исторических открытий для познания булгар и их исторический роли в судьбе нашего края, в судьбе России.
В Татарстане идеи возрождения исторического наследия всегда находили отклик на самом высоком уровне и сегодня горячо поддерживаются. В древнем городе Булгаре построен прекрасный заповедник. Раскопки продолжаются и в других местах, потому что еще арабы называли древнюю Булгарию Страной городов. Археологи обнаружили следы более чем 170 городищ булгар!..
Тему исследований, сохранения исторической памяти поддержал губернатор Дмитрий Азаров. На планерке, посвященной созданию туристического кластера в селе Ширяево, мы попросили у него помощи в создании исторической площадки там, где мы в 2010 году установили крылатого барса, памятник «Южные границы Волжской Булгарии». Мы хотели к 2022 году, к 1100-летию принятия ислама, обустроить территорию, поставить памятный знак, информационные щиты, подъездной тротуар. Губернатор поддержал нас, и в итоге была проведена большая работа. Все замыслы осуществились. Сегодня осталось выполнить только озеленение и благоустройство. На следующий год, уверен, эта площадка будет принимать туристов со всех концов России! И уже в этом сезоне через Ширяево прошло 70 тысяч туристов. Думаю, теперь эта цифра кратно вырастет, а историческая площадка станет знаковым местом Самарской области.
— Я так понимаю, что от этой площадки нам еще ждать сюрпризов?
— Да, у нас есть еще замыслы, с ней связанные, но мы их не раскрываем пока.

— Вы возглавляете фонд «Булгарское наследие». Какое место в вашей жизни занимает фонд?
— Можно я вас поправлю? Не фонд занимает важное место в моей жизни, а дела, которыми занимается фонд. Дела, которые в основном связаны с популяризацией истории родного края, Средней Волги. Белые пятна на исторической карте нашими усилиями стираются, заполняются документами, артефактами, научными фактами, исторической информацией. А памятники – это дань памятным датам этой новой, возвращенной людям истории их предков, родной земли. Вот, к примеру, «Южные границы Волжской Булгарии»: это шестиметровый постамент, на котором стоит бронзовый трехметровый крылатый барс, тотемный знак булгар. Барс разместился на ветвях трех деревьев, поскольку, по преданию, родоначальниками булгар были три брата. Лапы барса обращены в сторону, откуда шли на булгар монгольские полчища, посягающие на их независимость. Сегодня это значимый туристический объект. Чуть раньше, а потом параллельно с памятником возводилась мечеть «Булгарское наследие» в Зубчаниновке, с учетом архитектуры Средневековья, по древнему историческому проекту мечетей древних булгар.
— А был такой день, когда вы вдруг сказали себе: «А создам-ка я фонд «Волжская Булгария»?
— Может, он и был, этот день, но фонд создавался не с чистого листа. И до него люди помогали, строили, реконструировали, печатали книги, финансировали научные экспедиции и исследования. А фонд придал этой деятельности официальный статус, создал новые возможности. Так я стал учредителем фонда.

— Культура татарского народа богата и многозначна, имеет большое значение для многонациональной России. Насколько в России востребована идея многонациональности?
— Так сложилась история, что нам необходимо жить дружно. Знать культуру и историю всех народов, с которыми мы живем. Сегодня к этому добавились и мировые вызовы, мы должны быть сплоченными. Новейшая история того требует. В нашем многовековом прошлом было много всего, но мы всегда жили в добрососедстве. Мы разные, но все мы – россияне!
— Вы многое сделали для татарской общины Самарской области. В чем вы видите свой главный вклад? Какие проекты удались больше?
— Что касается строительства, то это, конечно, мечеть, которую я уже упоминал, – «Булгарское наследие». Это был непростой, капиталоемкий объект. Строительство исторической площадки на Поповой горе у села Ширяево. Вместе с этим мы издали ряд книг, посвященных истории Волжской Булгарии. Возможно, материальные затраты на издание книг несопоставимы со строительством, но книги – очень важные проекты с научной и познавательной точек зрения, это инвестиции в духовность и патриотизм подрастающих поколений волжан. Также мы снимаем документальные и научно-познавательные фильмы с целью популяризации истории, организуем конференции и форумы, ежегодно в сентябре проводим уроки истории: привозим на площадку несколько сотен школьников, ученые из Татарстана и Самары читают лекции, смотрим вместе национальные концерты. Знать, кто ты, где твои корни – главное в процессе становления человека, его личности, души. История – платформа, корневая база для воспитания правильного отношения к Родине. Поэтому популяризация истории красной нитью проходит во всех делах фонда.

— Расскажите об уже реализуемых и задуманных проектах в Самарской области. В каких областях сегодня эти проекты реализуются наиболее успешно?
— Наша организация является автором и участником многих культурно-просветительских проектов, археологических раскопок, реализуемых в Самарской области. Фонд заинтересован в сохранении и развитии археологического памятника «Муромский городок» рядом с селом Валы. Это самый серьезный, самый значимый памятник истории, и мы будем помогать в разработке программы развития «Муромского городка», чтобы создать здесь музей под открытым небом. Тема актуальная, такой проект может придать мощный импульс реализации туристическо-рекреационного потенциала губернии. В планах – дальнейшее развитие исторической площадки, проведение множества исторических конференций для молодежи… Мы открыты для нового, поэтому, уверен, у фонда впереди еще много славных дел.
— Сталкивались ли вы со сложностями в своей деятельности?
— Сложности бывают в любой работе. Например, когда мы решили поставить памятник «Южные границы Волжской Булгарии», большие трудности возникли с выделением земельного участка. Сталкивались с непониманием властей, да и людей в целом. Площадка переносилась несколько раз из-за того, что не выдавались разрешительные документы. Прошло десять лет, и к счастью, в оформлении участка мы вышли на финишную прямую. Я по-хорошему упрямый человек, если цель поставил – добьюсь. Иначе зачем время тратить?
Люди должны знать Среднюю Волгу: и современную, и историческую. К сожалению, в учебниках истории здесь «белое пятно». Средняя Волга до сих пор терра инкогнита, и поэтому потенциал открытия ее через наш проект огромен! Ведь познание истории – часть культуры.
Сегодня наш памятник стоит в красивейшем месте, хорошо виден судам, идущим по Волге. Мы распространили по всем турагентствам информацию о памятнике Волжской Булгарии, на основе которой экскурсоводы читают лекции, проводят экскурсии. Еще мы радуемся тому, что вскоре там построят причал для круизных лайнеров. И все больше людей узнает о Волжской Булгарии и нашем замечательном крае!

— Самарская область как стратегическая часть Поволжья России традиционно открыта для разных религий. Может ли она сегодня стать одним из равноправных центров традиционной исламской культуры?
— Безусловно. У нас все для этого есть – мы ведь живем в самом сердце России!
Ислам – исконная, корневая, наряду с христианством, вера. Если говорить о Средней Волге, то не зря мы с подачи президента РФ Владимира Путина в этом году с таким размахом и государственной поддержкой отмечаем 1100-летие принятия ислама волжскими булгарами. Этому историческому событию придается громадное значение! Почему? Да потому, что для России ислам является не религией иноземцев, а религией народов, которые испокон веков живут на нашей территории! Потому что опорой для стабильности и мира в России стали основные религии – ислам и православие. В основании России лежали Волжская Булгария и Московское княжество. И мы вместе создали нашу многонациональную, многорелигиозную страну, это исторический факт. Сегодня и у людей другой культуры и вероисповедания возникает интерес к исламу. Например, к нам в мечеть каждый год приходит не один десяток немусульман, которые спустя время принимают ислам. Это их духовный поиск и духовный путь. Что привлекает? Дело в том, что российский ислам сегодня – просвещенный, интеллектуальный, культурный ислам, который распространяет мир и уважительное отношение между разными религиями и народами.
Сегодня, увы, в европейском обществе под знаком эмансипации и либерализации происходит размывание традиционных ценностей. А ислам – это их защита, мотивированная стремлением сохранить общественную мораль и этические ориентиры. Показательно, что наша политическая элита, прежде всего в лице президента Владимира Путина, ныне жестко размежевывается с ультралиберальными европейскими ценностями.
Свою задачу мы видим в объединении усилий общественности и религиозных организаций в деле укрепления семейных ценностей, нравственности, патриотизма. Некоторое время назад мы провели встречу с исламскими и православными религиозными лидерами, получили их поддержку. Протоиерей отец Максим Кокарев, ректор Самарской духовной семинарии, очень нам понравился, и, оказалось, мы во многом сходно мыслим. Наш Талип-хазрат, муфтий Самарской области, горячо поддержал идею об объединении усилий. То же понимание есть и у лидеров страны на самом высоком уровне. Так что это вопрос не региональный, это вопрос государственного масштаба. Если храм построен, он не должен стоять пустым. Само время подталкивает к этому. Храм всегда объединял людей. А государство от этого только становилось сильнее.
— Кто ваши партнеры? Кого вы хотели бы видеть среди них?
— У нас много помощников, Самарская область богата на душевно щедрых людей. Отрадно, что среди них все больше молодежи. Татарская община всегда очень отзывчива на любой вопрос. Мой единомышленник Сергей Лапистов – очень деятельный, активный, участвует во всех наших планерках. Я вам так скажу: люди сами появляются в нашей орбите, вот так недавно познакомились мы с руководителем журнала «Первый» Олегом Лукьяновым, и так появился издательский проект «Муслим».

— Сегодня как никогда актуальна тема распространения в России исламского бизнеса, российские власти обсуждают возможность внедрения исламского банкинга. Насколько ваша деятельность связана с бизнесом?
— Пока на общественных началах мы входим в совет МАИБ (международной ассоциации исламского бизнеса). Самара – сегодня пилотный регион, где мы ожидаем открытия представительства исламского банкинга. Его возглавит Ринат Файзутдинов. Недавно на планерке обсуждали линию работы самарского подразделения. Будем усиливать его исполнительным директором Гюзяль Сагадатовой. Она же – директор фонда «Булгарское наследие», что вполне логично, поскольку работа этих двух организаций будет пересекаться. Наметили план работ.
— Кого вы хотели бы поблагодарить за помощь в вашей работе?
— Всегда с уважением и почтением относился и отношусь к старшему поколению. Судьба меня свела с большим количеством интересных, самобытных, замечательных людей. Например, сейчас мы общаемся с Энгелем Ризановичем Тагировым, Александром Сергеевичем Бахмуровым, Габибуллой Рабадановичем Хасаевым, Наилей Фаритовной Тагировой, Владимиром Крыловым-Азаровым… Список огромен! Есть за что благодарить судьбу и Всевышнего: на всем протяжении жизнь наполняется интересными людьми, общением с ними и, как результат, новыми хорошими идеями и делами. Отдельная благодарность по последним проектам, по исторической площадке – губернатору Дмитрию Азарову, главе правительства Самарской области Виктору Кудряшову.
— В чем вы видите свою миссию в жизни?
— Миссия – такое слово… Об этом – без пафоса. Когда человек оглядывается назад, видит результаты своей работы – и доволен ими или нет. Много лет назад сохранение национально-культурного наследия Волжской Булгарии, а также популяризация истории Средней Волги Х-ХIII веков, основанной на достоверных фактах, стали делом моей жизни. С той же целью возник и фонд. Главное достижение на сегодня – мы стерли с исторической карты человечества «белое пятно»: сделали факт существования Волжской Булгарии научно достоверным. Открыли музей Волжской Булгарии. Сегодня важнейшей его задачей является еще и воспитание подрастающего поколения.
У меня выросли хорошие дети, на жизненном пути было много умных, хороших людей, и сейчас они рядом. Многое сделал для того, чтобы оставить после себя след в людской памяти, потому что жил не только для себя. Строил, помогал, двигал науку, издавал книги. В моем возрасте материальные ценности – очень вторичные ценности. Созидать так, чтобы результаты твоего труда оставались востребованными благодарными потомками, – думаю, нет ничего важнее этой ценности, этого смысла жизни.