Школа вошла в приоритетный российский проект
Одна из лучших образовательных организаций Самарской области – школа №2 села Приволжье – в 2022 году стала участником проекта «Школа Минпросвещения России». Реализация новой модели предполагает создание единого образовательного пространства для каждого школьника. Поэтому Приволжская школа вошла в программу капитального ремонта школ России. А уже 1 сентября 2022 года глава Приволжского района Евгений Богомолов вручил символический ключ от обновленного здания директору школы Лилии Сергачевой.
Людмила МАРТОВА
Сильные позиции
В первый осенний день 458 учеников пришли в совершенно неузнаваемую родную школу. После модернизации сельская школа приобрела современный стиль, в ней созданы все условия для комфортного и безопасного пребывания детей, качественно изменилась пространственно-предметная среда. В школе появились центры детских инициатив, зона творческого развития, зона инклюзивного образования. Для формирования условий всестороннего развития и социализации учеников с сентября 2022 года действуют два новых центра детских инициатив: «Орлята России» и «Большая перемена». В рамках проекта «Школа Минпросвещения России» для первоклассников откроется Школа полного дня, объединяющая урочную и внеурочную деятельность детей в соответствии с их интересами и способностями. А для пятиклассников запущен проект «Инженерный класс», где они могут получить представление о технических профессиях.
Сильная сторона школы – ученическое самоуправление. Первый шаг к его развитию был сделан в 2021 году, когда прошли выборы президента. А в 2022 году уже созданы четыре управляющих органа школы: министерство науки, министерство связи с общественностью и медиахолдинг, министерство культуры и организации мероприятий, министерство финансов. Руководители ведомств подобрали команды из самых ярких школьников. И, конечно, активисты создают замечательные традиции. Вполне закономерно, что занятия в Приволжской школе №2 начинаются с еженедельной церемонии выноса флага РФ и Самарской области, которая помогает ребятам ощутить сопричастность своей стране.
Личный путь к могуществу
Школа реализует уникальный проект профессионального самоопределения, который осуществляется всеми участниками образовательного процесса: ребенком, родителями, педагогами.
В 2022 году педагоги приняли участие в образовательной программе РАНХиГС «Сопровождение коллективно-индивидуальных образовательных маршрутов». Обучение направлено на подготовку кадров-навигаторов, сопровождающих школьников в их профессиональном определении. В процессе создания инновационного механизма в школе апробированы практики субъектности и работы с будущим, практики социальных ролей и взаимодействия в команде, практики постановки образовательных запросов. После обучения на основе систематизации лучших практик был составлен курс «Личный путь к могуществу» для учащихся девятых классов. Цель проекта – понимание школьниками своих сильных сторон, интересов и образовательных запросов. Дальнейшая образовательная траектория продолжится в 10-м классе, в сотрудничестве со школой.
«Благодаря обучению педагогов мы ответили на ключевой вопрос: чего хотят наши дети? – комментирует заместитель директора по УВР Екатерина Тумановская. – Коллеги привнесли в школу инновационные способы добычи осознанных интересов. И очень важно распространить эти методики на широкий круг наших коллег».
Квантум Приволжье
Мини-технопарк «Квантум Приволжье» осуществляет деятельность технической направленности. Обучение здесь проходит по дополнительным программам образования, в частности, IT-квант, VR/AR, Робо-квант, хайтек-цех.
«Деятельность «Квантума» построена по принципу коворкинг-пространства, где каждая команда занята реализацией своей задачи, – поясняет старший методист Дома детского творчества Екатерина Тарасова. – Кроме того, часть учеников из школ Приволжского района посещают «Квантум» в формате профильных смен «Перспектива», чтобы пройти ознакомительные занятия и создать собственный проект».
Учитывая, что Приволжский район является зоной высокой культуры земледелия, ребята создают успешные проекты в сфере сельского хозяйства. Все реализованные проекты кванторианцев занимают призовые места на конкурсах, таких как «Салон инноваций и изобретений», открытая региональная инженерно-техническая конференция «Наука. Смелость. Изобретения». Проект учащихся и педагогов «АгроСтимул» вошел в топ-200 Всероссийской премии «Больших перемен». Являясь активными участниками конкурсов, учителя «Квантума» в 2022 году заняли второе место в областном педагогическом хакатоне. Профильная смена «Перспектива» прошла федеральный заочный этап Всероссийского конкурса по обновлению содержания и технологий ДОД и была включена в реестр образовательных практик дополнительного образования.
Дошкольные инновации
Много изменений произошло в структурных подразделениях школы, детском саду «Аленький цветочек» и Федоровском филиале, за счет введения новшеств в образовательную деятельность. В практику внедрены ЛЕГО-конструирование и робототехника. Интегрирование различных образовательных контентов дает возможность воспитанникам овладеть новыми знаниями, расширить круг своих интересов.
В 2017-2020 годах детский сад работал в статусе окружной пилотной площадки по теме «От ЛЕГО-конструирования к робототехнике». Планомерная системная работа по развитию технических навыков продолжилась в 2021 году со старшими дошкольниками по программе допобразования «ЛЕГО-конструирование и робототехника» LegoEducation «Набор простых механизмов», Lego WeDo 2.0. В эту работу включены все педагоги детского сада. С целью обмена опытом и передовыми методиками дошкольная организация сотрудничает с социальными партнерами. Совместно с детьми и родителями педагоги реализуют собственные технические проекты, представляя их на всевозможных конкурсах дошкольного образования. В течение учебного года в детском саду организуются выставки моделей ЛЕГО-конструирования, проводятся театральные недели, где герои сказок сконструированы детьми. Инновационным опытом педагоги делятся с коллегами на мероприятиях различного уровня.
Здесь любят спорт
За 35 лет работы в Детско-юношеской спортивной школе сформировалась хорошая традиция – побеждать, особенно по игровым видам. Прошедший год добавил в копилку достижений немало новых наград. Самых больших успехов добились футболисты 2008-2009 годов рождения (тренер Николай Сергачев), которые стали чемпионами в областных соревнованиях среди общеобразовательных школ Самарской области. Футболисты 2005 года рождения и моложе заняли пятое место в финале соревнований среди школьников Самарской области. Значимой стала победа в областных соревнованиях по мини-футболу, в итоге команда ДЮСШ будет представлять Самарский регион на первенстве ПФО в Нижнем Новгороде.
Победителями областных соревнований по настольному теннису среди обучающихся 2008 г.р. и моложе стали воспитанники тренера Жанны Кирсановой, а в финале спартакиады среди школьников Самарской области они заняли третье место. Воспитанники отделения баскетбола (тренер Владимир Ермаков) также стали участниками финальных областных соревнований в зачет спартакиады. Бойцы клуба единоборств «Спартанец» (тренер Андрей Зайцев) в очередной раз подтвердили свою силу, став многократными победителями и призерами различных турниров 2022 года по рукопашному и засечному бою, по дзюдо. Развивается и показывает хороший уровень волейбольное отделение под руководством Владимира Зотова и Владимира Александрова. Ребята принимают участие в первенстве Самарской области, будучи единственной сельской командой. Яркие победы воспитанников ДЮСШ – лучшее подтверждение того, что спорт здесь любят.
«Спорт дает сельским ребятишкам возможность в полной мере проявить свои способности и характер, стать гордостью родного края, – подчеркивает старший методист СП «ДЮСШ» Николай Сергачев. – Мы, педагоги, понимаем важность спорта не только в части достижений, но и как имеющего первостепенное значение в оздоровлении нации».
Лилия Сергачева, директор ГБОУ СОШ №2 села Приволжье:
— Сегодня с большой ответственностью мы реализуем миссию проекта «Школа Минпросвещения России» – стать центром образования, воспитания и просвещения, объединяющим территориально и духовно детей и взрослых, разные поколения, разные социальные группы для обретения смысла жизни через познание, созидание, нравственные ценности, для творческого построения будущего каждого и всех в России. Мы надеемся, что оправдаем оказанное нам доверие, а наша работа принесет пользу и школе, и ее ученикам.