Алексеевский детский сад стал лауреатом областного конкурса
Детский сад «Солнышко» – структурное подразделение ГБОУ СОШ с. Алексеевка м.р. Алексеевский – реализует воспитательные задачи средствами музейной педагогики, которая служит инновационной технологией в сфере личностного развития дошкольников. В 2022 году детский сад стал лауреатом областного конкурса дошкольных образовательных организаций Самарской области, внедряющих инновационные образовательные программы «Детский сад года» в номинации «Детский музей: становление общекультурных ценностей у детей дошкольного возраста».
Татьяна НЕНАШЕВА, старший воспитатель, педагог-психолог
Все началось в 2016 году, когда в детском саду функционировал фольклорный ансамбль «Задоринка» и сотрудники совместно с родителями решили создать тематическую выставку предметов быта русской крестьянской избы. Так появились первые экспонаты: люлька, рушники, прялка, утварь.
Сегодня на базе детского сада создан мини-музей «Традиции хранить и умножать», его основной фонд составляет 140 экспонатов. С целью приобщения детей к культурным ценностям, к изучению жизни и творчества писателя Л.Н.Толстого, который в свое время побывал в Алексеевском районе, также создан мини-музей и внедрена программа дополнительного образования «Толстовские тропы глазами детей». Всего создано шесть экспозиций: «Предметы быта», «Русская изба», «Берегиня», «Заповедные места Алексеевского края», «Лозоплетение», «Голод в Самарской губернии», «Л.Н.Толстой в Алексеевском крае».
В работе педагоги учитывают принципы музейной педагогики как инновационной технологии в системе формирования культуры дошкольников. Ведь любая экспозиция – это логическая цепочка, от восприятия, осмысления до закрепления и применения.
В обычном музее ребенок – лишь пассивный наблюдатель, а в дошкольном мини-музее экспонаты можно и нужно трогать, передвигать, создавать. Здесь ребенок – творец, соавтор экспозиции. Существенной особенностью является то, что через осязание дети лучше усваивают материал. Поэтому практическая часть обязательно включается в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев. В экскурсионной работе с детьми весьма эффективен вопросно-ответный метод, постоянный открытый диалог. Музейная информация может быть активно освоена в процессе игровой деятельности, когда дети больше запоминают, развивают способность мысленного манипулирования с предметами, когда у них пробуждается творческое начало и развивается воображение. Чтобы ребенок обогатился новыми знаниями и впечатлениями, педагоги постоянно закрепляют материал, например, используя музейное пространство на подгрупповых занятиях.
Краеведение в дошкольном учреждении служит одним из источников обогащения воспитанников знаниями о родном крае, воспитания любви к Родине и формирования гражданских понятий. Среда в детском саду организована так, что ребенок имеет широкий выбор разнообразных видов деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, конструирования, восприятия художественной литературы и фольклора, художественно-эстетической, музыкальной, двигательной, трудовой. Соответственно, в старших и подготовительных группах созданы мини-музеи и центры предметно-пространственной среды по краеведению, здесь находятся куклы в национальных костюмах, флаг и герб России, герб родного края, фотографии. В результате совместной работы с родителями были изготовлены семейные фотоальбомы, лэпбуки, посвященные Алексеевскому краю. Для наиболее эффективного развития детей дошкольного возраста используется игровая форма, поэтому сотрудники вместе с родителями разработали много дидактических игр для мини-музея и центра краеведения. Игры краеведческого характера способствуют развитию у детей различных навыков и умений: ориентирование в пространстве, развитие логического и ассоциативного мышления, закрепление арифметического счета, поиска самостоятельного решения. Наилучшие результаты достигаются только при условии активной деятельности детей.
Музейная педагогика служит комплексному развитию, воспитанию гражданственности и духовности дошкольников. Сегодня можно с уверенностью сказать, что к нам возвращается национальная память, мы по-новому начинаем относиться к традициям, в которых сосредоточен ценнейший опыт прошлых поколений. Эстетический вкус и кругозор не являются врожденными качествами человека. Они формируются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растет ребенок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей. И эти задачи нужно и можно успешно решать в рамках музейной педагогики.