Александр Каврын: «Отлично учить детей мы обязаны, это в наших силах»
За 20 лет пройден большой путь, когда сама жизнь подтвердила эффективность реформирования системы образования по территориальному признаку. Подводя итоги юбилейного года, руководитель Северо-Восточного образовательного округа Александр Каврын рассказал «Первому» о том, какие шаги сделаны в развитии окружной системы образования.
Людмила МАРТОВА
— Каковы итоги реализации в округе нацпроекта «Образование»?
— Одной из главных целей национального проекта является качество образования. По итогам 2021-2022 учебного года аттестаты с отличием и медаль «За особые успехи в учении» в округе получили 55 выпускников 11-х классов, что составило 90,2% от заявленного количества. В 2022 году отмечается увеличение количества выпускников, выбирающих информатику в качестве профильного предмета. По сравнению с 2021 годом число участников ЕГЭ удвоилось. Факт отрадный, так как подготовка IT-специалистов актуализирована федеральным проектом «Развитие кадрового потенциала IT-отрасли». В настоящее время в округе определены три площадки для очного обучения старшеклассников современным языкам программирования.
Средний балл 2022 года по русскому языку (71,3%) также выше значений предыдущего, в округе есть стобалльники по русскому языку. Одним из ключевых принципов государственной политики в сфере образования служит обеспечение единства образовательного пространства в стране. Наша задача – с 1 сентября осуществить внедрение новых стандартов ФГОС для учащихся 1-5 классов.
— Насколько обеспечен доступ сельских учеников к современным образовательным технологиям?
— С 2019 года на базе 20 школ созданы центры естественнонаучного, технического, гуманитарного и цифрового профилей «Точка роста». Мини-кванториумы работают в школе №7 города Похвистнево, Исаклинской школе имени М.К.Овсянникова, школе №2 имени В.Маскина ж.-д. ст. Клявлино, Камышлинской, Среднеаверкинской и школе им. В.С.Чекмасова с. Большое Микушкино. Судя по результатам сельских ребят в различных конкурсах, где они становятся победителями и призерами, работа в этом направлении вполне успешна. Критериями эффективности служат региональные хакатоны «Самарская губерния», «Робототехнические системы», «Роботека», Межрегиональный робототехнический фестиваль «Кубок ROBOTIC», всероссийские конкурсы научно-технологических проектов и другие. Важно, что результаты олимпиад и конкурсов дают ребятам преимущество при поступлении в вузы.
— В округе давно и эффективно работает программа «Одаренные дети». Очевидно, новая оснащенность – это очередной этап в развитии?
— Безусловно. В марте 2022 года 12 образовательных учреждений, на базе которых открыты центры «Точка роста», в рамках сетевого взаимодействия с ЦОД «Вега» организовали и провели учебные мероприятия проекта «Школьная смена», с охватом 308 учеников округа. А всего за три года в профильных сменах Центра «Вега» прошли обучение 654 школьника, из них 387 детей – в 2022 году. В округе развивается олимпиадное движение – это ключевой элемент в системе выявления одаренных детей. Охват учеников в школьном этапе олимпиады 2021-2022 учебного года составил 87,4% (в предыдущем периоде – 62,6%), то есть мы видим ощутимый рост числа участников. В окружном этапе олимпиады приняли участие 858 учеников. В 2023 учебном году сетевое взаимодействие образовательных учреждений, работающих с одаренными детьми, продолжится.
— Как соотносится воспитательная работа, проводимая в округе, с целями и задачами образовательной политики?
— Воспитательная работа – одно из базовых направлений нашей отрасли, это подтверждается и тем вниманием, которое мы видим со стороны федеральных и региональных органов управления образованием. С 1 сентября в окружных школах стартовал новый проект внеурочной деятельности «Разговоры о важном», направленный на укрепление российских духовно-нравственных ценностей. Примером работы по патриотическому воспитанию может служить опыт школы имени А.М.Шулайкина села Старый Аманак – действующий здесь военно-патриотический клуб «Плацдарм» дважды награждался грамотами губернатора Самарской области. С 2018 года статус областной стажерской площадки по гражданско-патриотическому воспитанию присвоен структурному подразделению «Калейдоскоп» школы им. М.К. Овсянникова села Исаклы. Школьная команда участвовала в финале Федеральной акции «Я – гражданин России», на базе Всероссийского детского центра «Смена» в городе Анапа, причем от Самарской области были отобраны всего три команды. Несомненно, это серьезный успех исаклинских ребят. В 2022 году восемь из 26 школьных музеев стали призерами и победителями окружного этапа областного конкурса «Лучший музей (музейная экспозиция)».
В воспитательную систему школ входят детские общественные объединения, так, 1898 ребят вступили в Российское движение школьников, в Юнармии – 43 отряда, 979 учеников. С 2021 года 18 школ округа работают по региональной программе «За ученические советы». На сайте «Добро.ру» зарегистрировано 43 добровольческих отряда, 1545 школьников. Только за первую половину 2022 года волонтеры провели более 160 патриотических акций и мероприятий, в которых участвовало свыше 7000 детей. В 2021-2022 годах 94,3% от количества обучающихся 14-22 лет воспользовались Пушкинской картой. Все эти факты – показатель гражданской активности окружных школ.
— Как вы оцениваете учительский потенциал округа?
— Развитие педагогического потенциала традиционно является приоритетным направлением правительства Самарской области. Различные формы поддержки педагогов, в том числе молодых, а также педагогов, демонстрирующих высокие результаты работы, позволяют нам добиваться значительных успехов в конкурсах профессионального мастерства. В 2022 году по итогам областного конкурса «Учитель года» в пятерку победителей вошел учитель школы им. Александра Михайловича Шуйлакина села Старый Аманак Андрей Александрович Аверин. В конкурсе профессионального мастерства сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям-2022» он стал абсолютным победителем в номинации «Физкультурно-спортивная направленность». Мы надеемся, что и в следующем учебном году наши педагоги порадуют нас своими результатами в конкурсах различной направленности.
— Как решается проблема педагогических кадров в округе?
— Одной из серьезных проблем образовательных учреждений Северо-Восточного управления является высокая доля учителей пенсионного возраста. Благодаря изменениям в законодательстве у нас появилась возможность принимать на работу студентов старших курсов, сегодня два начинающих учителя работают в похвистневской гимназии им. С.В.Байменова и школе села Старопохвистнево. В сентябре 2022 года к годичной педагогической практике приступили шесть студентов старших курсов. Решать кадровую проблему помогает целевой прием на обучение, так что в 2022 году шесть выпускников поступили в Самарский государственный социально-педагогический университет. Ежегодно в школах округа начинают трудовую деятельность от 13 до 18 педагогических работников. Мы нацелены на продолжение практики выявления педагогически одаренных учащихся, для их интеграции в профессиональное сообщество еще на этапе обучения в школе.
— Александр Николаевич, что вселяет профессиональный оптимизм?
— Необходимые ресурсы и потенциальные возможности для развития образования в округе у нас есть. Это значит, что организация качественного образования зависит от нашей совместной деятельности. В новом учебном году мы должны стремиться к тому, чтобы в каждой образовательной организации, в каждом коллективе нашего округа создавались условия для доступного и качественного образования.