В 2022 году в Самаре отремонтировали 37 участков дорог, 41 объект обновят в 2023 году
В Самаре национальный проект «Безопасные качественные дороги» – одно из приоритетных и результативных направлений деятельности администрации города, профильных служб и подрядных организаций. Появление нацпроекта инициировано президентом Российской Федерации Владимиром Путиным, и ежегодно перед исполнителями ставится ряд задач, в том числе по достижению целевых показателей нацпроекта. В региональной столице они даже перевыполняются, и во многом это результат грамотного подхода к ремонту со стороны подрядчиков и заказчика.
Роман СТАРОСЕЛЬЦЕВ, фото предоставлены администрацией городского округа Самара, правительством Самарской области
Показатели достигнуты
«В 2022 году перед нами стояла задача по выполнению процентного соотношения трех целевых показателей. Так, показатель доли протяженности дорог городской сети, находящихся в нормативном состоянии, перевыполнен. При плановом показателе в 71% мы достигли 73,6%, – сообщил заместитель руководителя управления развития, реконструкции и ремонта департамента городского хозяйства и экологии администрации Самары Сергей Панферов. – В процессе ремонта некоторых участков заложенные средства могут быть сэкономлены, и тогда бюджет удается перераспределить. Благодаря сэкономленным средствам в 2022 году в ремонте оказались еще три участка улично-дорожной сети: улицы Парадная, Солдатская и Алма-Атинская в границах Московского шоссе и улицы Стара-Загора. Мы полностью достигли плановых показателей и по доле объектов, на которых предусматривается использование новых, наилучших технологий, и по доле отечественного оборудования в общем объеме закупок».
По словам специалистов, такая экономия – не в ущерб качеству. Все объемы выполнены в соответствии с нормативными документами. «У нас обязательно проходит приемка. Все лабораторные испытания показали, что работы произведены с соответствующим качеством. Задача по увеличению доли протяженности дорог, находящихся в нормативном состоянии, выполняется, и с каждым годом процентовка, отражающая достижения, продолжает увеличиваться», – добавил Сергей Панферов.
Всего в прошлом году в Самаре на средства нацпроекта отремонтировано 37 участков, включая обновленные сверх плана, общей протяженностью 57,5 км. В перечне улиц с интенсивным движением, которые заметно преобразились в результате ремонта, – улицы Авроры, Гагарина, Ставропольская, Солнечная, Алма-Атинская, Физкультурная, Магистральная, Вилоновская, Ивана Булкина, Товарная, Первомайская, проспекты Кирова и Волжский и многие другие. На большинстве объектов ремонт выполнен методом больших карт, на всю ширину проезжей части.
Знаковые перемены в центре
Волжский проспект, один из знаковых для исторического центра, отремонтировали комплексно – не только автодорогу, но и прилегающие территории. Работы были выполнены на участке протяженностью 2,5 км – от улицы Осипенко до улицы Вилоновской, производились в рамках двухлетнего муниципального контракта.
«Старый изношенный слой покрытия был отфрезерован, на проезжей части устроили новое покрытие из высокопрочной щебеночно-мастичной асфальтобетонной смеси – ЩМА-16 на полимерно-битумном вяжущем. Так обновили более 35000 кв. м автодороги. Также 150 люков колодцев и 60 дождеприемных решеток подняли на проектные высотные отметки, отремонтировали 10500 кв. м газонов, смонтировали 164 новые опоры освещения для 72 однорожковых и 92 двухрожковых светильников, выполненных в стилистике «старого города». Комфортными стали и тротуары: плитку уложили на площади свыше 2500 «квадратов». В том числе плиточное покрытие появилось на парковке автотранспорта возле бассейна ЦСК ВВС, где ранее был асфальтобетон», – пояснил директор МБУ Самары «Дорожное хозяйство» Шамиль Халиуллов.
Как отмечают специалисты, плитка гораздо удобнее, поскольку в случае необходимости ее можно будет восстановить локально, в кратчайший срок. Помимо этого, на Волжском проспекте нанесли дорожную разметку, отрегулировали светофорные объекты, а дорожные знаки, которые требовали замены, обновили.
На пешеходных переходах теперь есть пандусы для выхода на проезжую часть – это удобно для инвалидов-колясочников, родителей с детскими колясками и других маломобильных граждан. Повышенное внимание уделили и остановочной площадке под склоном у площади Славы. Согласно схеме устроен специальный «карман» для удобства подъезда общественного транспорта к остановочному павильону. Кроме того, это предотвращает заторы по основному ходу дороги.
Необходимые работы выполнялись во взаимодействии с городским департаментом транспорта. Дислокация средств организации дорожного движения была согласована с ГИБДД.
«Поскольку объект востребованный и находится в непосредственной близости от одного из излюбленных мест отдыха – самарской набережной, которая является визитной карточкой нашего города, при ремонте учитывалось и мнение жителей. При этом во главу угла всегда ставится не только комфорт передвижения, но и безопасность», – подчеркнул Шамиль Халиуллов.
Ранее, на протяжении двух лет, пока на проспекте шли ремонтные работы, за их ходом следили в круглосуточном режиме. Например, отбирались пробы заводской асфальтобетонной смеси, осуществлялось кернение после укладки покрытия на объекте. Образцы соответствовали и условиям муниципального контракта, и требованиям к реализации дорожного нацпроекта. Также для приемки работ обязательными процедурами служат замеры параметров преобразившегося участка, которые производятся с помощью курвиметра и рулетки, и оценка ровности дорожного полотна с применением специальной рейки.
Учет и контроль
После ремонта все объекты контролируются не только заказчиками и подрядчиками, но и общественниками. Так, департамент городского хозяйства и экологии совместно с Общественной палатой Самары в конце дорожно-строительного сезона организовали проверку состояния обновленных элементов улично-дорожной сети, и в фокусе внимания оказался Волжский проспект.
«Движение по этой трассе интенсивное, особенно в летнее время, когда на набережной очень многолюдно. К тому же с учетом строительства метрополитена – станции «Театральная» – часть транспортного потока перенаправляется сюда. Поэтому Волжский проспект – объект важный и знаковый», – считает заместитель председателя Общественной палаты г.о. Самара Сергей Мирошниченко. – Мы даем визуальную оценку состояния проспекта, представляя интересы горожан».
Устранение любых недочетов находится на контроле до полной отработки.
Приведение в порядок дорог, ведущих к комплексно обновленным общественным пространствам, также в числе приоритетных задач. В Самаре более 30000 кв. м нового асфальтобетонного покрытия автодорог появилось в 2022 году в поселке Управленческий благодаря национальному проекту «Безопасные качественные дороги». Полотно от борта до борта отремонтировали на трех важных маршрутах: на улицах Сергея Лазо, 8 Марта и Солдатской. Общая протяженность участков составляет около 4 км. Все эти дороги ведут к одной из главных достопримечательностей Самары – преобразившейся Вертолетной площадке, которая входит в число любимых мест отдыха не только горожан, но и гостей региональной столицы. Также на этих улицах сосредоточены другие объекты социальной инфраструктуры. Например, по улице Сергея Лазо можно добраться до благоустроенного сквера возле ЗАГСа Красноглинского района. А на улице 8 Марта расположено здание одного из крупных промышленных предприятий «Кузнецов», ведется строительство новых корпусов. Ранее дирекция завода обратилась за помощью, и просьба отремонтировать дорогу для комфортного подъезда работников и производственной техники была выполнена. В приемке объектов в этом районе также участвовали общественники. Такие многоступенчатые контрольные мероприятия, ставшие в Самаре постоянной практикой в дорожной отрасли, продолжатся.
Для максимального качества
Любопытно, что одним из самых протяженных участков из всего перечня дорог, отремонтированных в прошлом году, считается улица Гагарина. Для устройства высокопрочного дорожного полотна использовали смесь ЩМА-16 на полимерно-битумном вяжущем. Общая площадь работ составила более 114 тыс. кв. м. После фрезерования люки инженерных коммуникаций – смотровых колодцев, дождеприемные решетки были подняты на проектную отметку (вровень с новым асфальтобетонным покрытием). Работали, как и на остальных объектах, круглосуточно, но только при благоприятных погодных условиях – для достижения максимального качества. При этом самые трудоемкие операции проводили в ночные смены, когда нет активного дорожного трафика. Здесь, как и на других участках, обошлись без ограничения движения автомобильного и общественного транспорта. Оно было организовано по свободным полосам. В результате на улице Гагарина новый облик обрели 4,6 км проезжей части от Московского шоссе до улицы Победы. Одновременно трудились несколько бригад. К работе подошли со всей ответственностью.
«Работа не только интересная и сложная, но и творческая! Дорога – это своего рода картина: проезжая часть – холст, асфальтобетонная смесь – краски, а кисти – это мы, сотрудники», – поделился мыслями мастер подрядной организации Алексей Данилов, который уже несколько лет занимается обновлением самарских транспортных артерий и с коллегами отремонтировал в Самаре не одну улицу – десятки километров автодорог. По мнению специалиста, самый ответственный процесс в ходе ремонта – это укладка нового покрытия проезжей части. «Тут важны и настройки для укладки, и контроль качества, и приемка. Как говорится, век живи – век учись, потому что постоянно вводятся новые параметры, меняются ГОСТы, появляются современные смеси, да и техника совершенствуется», – добавил мастер.
Эта подрядная организация выиграла один из контрактов на ремонт дорог и в 2023 году. К подбору и обучению кадров здесь относятся скрупулезно. На работу принимают дипломированных, любящих свое дело специалистов. На постоянной основе ежегодно проводят курсы повышения квалификации, отправляют сотрудников на форумы, выставки и конференции, которые проходят в разных городах России. И это также критерии успешной работы по нацпроекту.
«Благодаря вниманию к подготовке кадров и «рождаются» высококлассные специалисты. Например, Алексей Данилов сам опытным путем довел до совершенства технологические карты укладки нового асфальтобетона, указал, какие должны быть катки, сколько проходов они должны осуществить. По данной технологической карте выполнено устройство покрытия на многих улицах города, – отметил директор подрядной организации Марат Гумеров. – Готового специалиста сразу не найдешь. Сотрудников нужно учить, даже в профессиональном коллективе всегда есть необходимость повышения уровня компетенций, тем более что на нас возложена большая ответственность – реализация дорожного нацпроекта».
В новом сезоне
Подготовка к следующему дорожно-строительному сезону стартовала заблаговременно, сразу после завершения ремонтных работ 2022 года. Еще в сентябре в результате конкурсных процедур были определены все подрядчики, которые в 2023 году приступят к обновлению объектов улично-дорожной сети Самары. Работы начнутся весной, как только установятся постоянные среднесуточные положительные температуры наружного воздуха.
Перечень участков для ремонта в текущем году сформирован прежде всего с учетом обращений жителей (в том числе направленных через социальные сети) и предписаний ГИБДД. Также во взаимодействии с региональным штабом ОНФ в Самарской области и другими общественниками проводится мониторинг состояния объектов – автодорожного покрытия и других элементов улично-дорожной сети, включая прилегающую к проезжей части территорию. Принимается во внимание и трафик на тех или иных дорогах – интенсивность движения, наличие маршрутов общественного транспорта. Также повышенное внимание уделяется тем дорогам, которые ведут к социально значимым учреждениям, комплексно благоустроенным общественным пространствам и другим местам массового притяжения граждан.
«В следующем дорожно-строительном сезоне будет отремонтирован 41 участок автомобильных дорог Самары. Совокупная протяженность этих объектов составляет порядка 45 км. Важно отметить, что своевременное проведение конкурсных процедур и заключение муниципальных контрактов позволяет подрядным организациям за осень и зиму максимально тщательно подготовиться к началу ремонтных работ: закупить необходимые материалы, оборудование, сформировать бригады. А потом с установлением постоянной положительной температуры воздуха, как правило, уже с начала апреля, не теряя ни одного дня, приступить к работам», – также подчеркнул Сергей Панферов.
По настоянию мэрии еще осенью 2022 года специалисты вышли на участки ремонта-2023, чтобы заранее провести геодезические изыскания. Представители профильного городского департамента и его подведомственной организации (МБУ «Дорожное хозяйство») неоднократно побывали на объектах, где еще предстоит выполнить ремонт.
На проспекте Масленникова, где от улицы Ново-Садовой до улицы Мичурина на средства дорожного нацпроекта в 2021 году уже произведены комплексные работы, в 2023 году преобразится оставшийся участок – от дома №21 по проспекту Масленникова до дома №167 по проспекту Карла Маркса. На участке обнаружили колейность и другие дефекты покрытия, они будут устранены. А перекрестную улицу Мичурина, которую частично отремонтировали в 2020 году в границах улицы Чкалова и проспекта Масленникова, в 2023 году приведут в порядок на следующем участке – от проспекта Масленникова до улицы Ерошевского.
Продолжится и ремонт улицы Алма-Атинской. В предстоящем сезоне он будет выполнен от улицы Стара-Загора до дома №106 по улице Республиканской, где располагается РЭО ГИБДД УМВД России по г. Самаре, а значит, участок очень востребован автомобилистами.
Минувшим летом работы по устройству нового покрытия проезжей части и выставлению люков колодцев и дождеприемных решеток на проектные высотные отметки велись на участке улицы Алма-Атинской от Московского шоссе до улицы Стара-Загора. Кроме того, по заказу регионального министерства строительства от Московского шоссе до проспекта Карла Маркса были проведены работы по устройству ливневого коллектора. Затем специалисты восстановили благоустройство, установили новые бортовые камни.
В 2023 году, как и в предыдущие годы, ремонтом дорожного полотна будут охвачены все районы областного центра, включая отдаленные. По-прежнему предусмотрено применение современных материалов и технологий, что является одним из важнейших условий реализации дорожного нацпроекта. В частности, на дорогах местного значения, которые возьмут в ремонт по нацпроекту, впервые планируется установить антишумные и антивандальные люки колодцев. Они будут оснащены прорезиненным покрытием внутренней поверхности и обечайки.
«К такому решению пришли, исходя из жалоб жителей и ресурсоснабжающих организаций на то, что постоянно идет воровство крышек, к тому же со временем, после определенного срока эксплуатации, они начинают греметь, – констатировал Сергей Панферов. – Новые антивандальные люки плотно прижимаются. Также они имеют внутренний замок, закрываются на специальный ключ, поэтому обыватель не сможет все это легко вскрыть. Рассчитываем, что риск краж снизится. Также минимизируем жалобы автомобилистов на шум от этих люков».
Помимо этого, специалисты сообщили, что в следующем году выбранные участки автодорог отремонтируют с применением современных асфальтобетонных смесей, таких, например, как А16ВН, ЩМА-16 на полимерно-битумном вяжущем. В частности, смесь А16ВН впервые использовалась в Самаре при ремонте дорог местного значения в 2021 году. Она обладает улучшенными физико-механическими свойствами. Кубовидная структура щебня в составе позволяет приобрести жесткий каркас после уплотнения смеси дорожными катками, и отремонтированное покрытие способно выдерживать большие нагрузки. Это очень актуально, особенно для улиц с насыщенным движением, где велико количество легкового, грузового и городского пассажирского транспорта.
Чтобы жители были довольны
Обеспечение безопасного и бесперебойного движения по улично-дорожной сети – одна из приоритетных задач городских властей и профильных служб, в зоне ответственности которых находится в том числе всесезонное содержание объектов. Контролю за состоянием участков, обновленных на средства национального проекта «Безопасные качественные дороги», уделяется особое внимание.
На отремонтированной Каховской улице, к содержанию которой с 1 января 2023 года приступила новая подрядная организация, в конце первого зимнего месяца побывал сопредседатель регионального штаба ОНФ в Самарской области Павел Покровский.
«Выполняя функцию общественного контроля, мы должны оценить работы, производимые на участках всеми подрядчиками, в то числе и новым, который взял на себя миссию приведения в порядок улично-дорожной сети Кировского района Самары. К работам по содержанию – пристальное внимание ОНФ. Стараемся отслеживать наличие техники, эффективность расчистки и обработки территорий противогололедными материалами. Главное при этом – чтобы жители были довольны. Районные активисты находятся с нами на связи и информируют о происходящем, – говорит Павел Покровский. – Зима-2023 еще не предоставила возможность новому подрядчику показать весь свой потенциал – первый месяц года не отличился большим количеством снежных осадков. Но снегопады, конечно, будут. А в малоснежные периоды нужно тщательно дочистить участки и максимально вывезти снежные накопления, удалить наледь, освобождая локации для работ, которые предстоит выполнить после изменения погодных условий. Кроме того, важно эффективно расходовать средства, выделенные в рамках дорожного нацпроекта. А значит, на тех улицах, где специалисты уложили новый асфальт, уборка должна быть организована полноценно и грамотно. Эффективность расчистки – одна из гарантий долговечной эксплуатации обновленных дорог. Мы продолжаем наблюдение за ходом сезонных работ во всех районах региональной столицы».
Отдельно стоит отметить, что в 2022 году Самарская область вновь удостоена высокой оценки за реализацию нацпроекта «Безопасные качественные дороги» – признана лидером. В декабре прошлого года первый заместитель руководителя администрации президента РФ Сергей Кириенко и заместитель председателя правительства РФ Марат Хуснуллин отметили регионы-лидеры наградами. За образцовое исполнение нацпроекта вице-премьер правительства вручил губернатору Дмитрию Азарову главную награду в сфере дорожного строительства и ремонта – статуэтку в виде дорожного катка. Оценка проходит по ряду критериев: достижение целевых показателей, организация информационного сопровождения, исполнительская дисциплина, темпы работ и др. Одним из ключевых достижений стало открытие на год раньше рабочего движения по важнейшей самарской транспортной развязке на пересечении улиц Ново-Садовой и Советской Армии. А достижения, в свою очередь, позволяют претендовать на дополнительное финансирование из федерального бюджета, чтобы дорожно-транспортная инфраструктура становилась еще более качественной, удобной и безопасной.
Елена Лапушкина, глава городского округа Самара:
— Состояние и ремонт дорожного полотна – один из вопросов, который сильнее всего волнует жителей и влияет на облик города. Благодаря нацпроекту «Безопасные качественные дороги» нам удалось за последние четыре года увеличить долю дорог, находящихся в нормативном состоянии, более чем на 20% – с 48,5% до 73%, снизить показатель аварийности почти на 36%. В 2022 году выполнены работы по ремонту 37 участков автомобильных дорог общей протяженностью более 57 км и комплексному ремонту Волжского проспекта, проведено 80 инженерных мероприятий, направленных на повышение безопасности дорожного движения. Обновление дорог в рамках нацпроекта продолжится. При выборе дорог, которые будут отремонтированы, играет роль множество факторов. В первую очередь это обращения самарцев и предписания органов ГИБДД, которые акцентируют внимание на наиболее нуждающихся в ремонте участках дорог. В 2023 году запланирован ремонт более 40 участков дорог, в том числе участков улиц Алма-Атинской, Революционной, Уральской.