Сила сельской школы – в формировании нравственных основ у подрастающего поколения
Научить детей грамотно владеть речью и правописанием, беречь чистоту языка и мышления – в этом видят свою задачу педагоги МО русского языка и литературы школы им. Н.Т.Кукушкина с. Савруха Похвистневского района. Быть методистом – значит, научить другого, и, несомненно, педагоги в этом преуспевают. Все словесники школы – учителя высшей категории, у каждого педагога свой подход к ученику, но объединяет их огромная любовь к предмету, к детям, к русскому языку как части национальной культуры.
Людмила МАРТОВА
Прочные знания выпускников Саврушской школы подтверждаются на ОГЭ и ЕГЭ, на которых большинство ребят набирают свыше 80 баллов, и практически каждый год есть стобалльники по русскому языку и литературе. Качество знаний учеников – показатель слаженной работы опытных педагогов.
«Нам удается выстроить учебный процесс на основе сотрудничества учителя и ученика, – поясняет руководитель методического объединения Мария Ятманкина. – Хорошие результаты достигаются атмосферой взаимопонимания и, конечно, тем, сколько времени и душевных сил мы вкладываем в каждого ребенка».
Свой опыт Мария Ятманкина транслирует на уровне округа и района, имеет публикации в российских сборниках. Мария Сергеевна отмечает, что коллеги постоянно повышают квалификацию, осваивают новации, следят за литературными тенденциями.
На высоком уровне в школе проходят праздники, посвященные бережному отношению к русскому языку, мероприятия на тему патриотизма, в том числе и по произведениям самарских авторов, публичные уроки литературы с участием родителей, выходит устный журнал на тему экологии русского языка. Школьники являются призерами окружных конкурсов «Патриотические чтения», «Интеллект, творчество, фантазия», районного фестиваля «Умы и таланты земли Похвистневской», окружного этапа всероссийской олимпиады школьников, всероссийского конкурса сочинений. В 2021 году две ученицы одержали абсолютную победу на Кирилло-Мефодиевских чтениях. Традиционно подготовку к конкурсам ведут учителя-словесники.
Назначение учителя гуманитарных дисциплин – это еще и духовные инвестиции, воспитание нравственных основ учеников, их гражданских качеств. Насыщенность и разнообразие методик урочной и внеурочной деятельности дают социальные эффекты, которые в наше время считаются труднодостижимыми.
В эпоху гаджетов, sms-сообщений, интернет-сленга от учителя зачастую требуется сверхмастерство, чтобы воспитать в учениках уважение к правильной письменной и устной речи. Педагог Валентина Белоскова отмечает, что на помощь приходит философия, осознание учениками мысли о том, что язык формирует действительность. Даже от того, насколько грамотно будет написано резюме, зависит их карьера, их пропуск в успешное общество.
«На старшей ступени ребята отчетливо сознают значение грамотности, – подчеркивает Валентина Васильевна. – Большую роль в этом играет патриотическое воспитание, понимание, что язык – это наши корни и история, без которой государство не может состояться».
Другой учитель, Валентина Савачаева, сумела привить ребятам любовь к чтению, на ее уроках работа даже со сложными текстами превращается в увлекательный дискуссионный процесс. Валентина Павловна добивается, чтобы дети размышляли, высказывали свою точку зрения.
«Грамотное владение языком – визитная карточка человека, поэтому мы знаем, что работаем на успех ребенка, – резюмирует Валентина Савачаева. – Нравственные критерии делают ученика содержательным, целеустремленным, ответственным, и они останутся с ним на всю жизнь. В этом смысле значение уроков литературы невозможно переоценить».
Главное в школе – учителя, умеющие преподнести глубокие мысли ясно и доступно, вдохновленные творческим подходом к работе, передающие детям свою творческую ноту, увлеченность знаниями, любовь к родному языку, веру в успех. К этому успеху саврушских ребят ведет уникальный коллектив учителей-словесников, являющийся примером скромности и трудолюбия, преданности делу, малой родине.
Валентина Карманова, директор ГБОУ СОШ с. Савруха:
— Наших учителей отличает стремление к самосовершенствованию, служение ученику, часто они ведут занятия сверхурочно, исключительно на энтузиазме. Все они являются наставниками, выполняя на высоком уровне подготовку одаренных детей на конкурсы и итоговую аттестацию. Педагоги гуманитарного блока формируют нравственные ценности подрастающего поколения, и здесь они тоже на высоте. Сегодня учителя русского языка и литературы – это стоики, ведь невероятно трудно увлечь ребят гуманитарным направлением, вдумчивым чтением, а им это удается.