Наставники помогают молодым педагогам в их профессиональном становлении
В самарской школе-интернате №136 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья программа наставничества реализуется уже третий год. Работа с «особенными» детьми требует нестандартных подходов. Наиболее опытные педагоги берут под свое крыло тех, кто только пробует свои силы в новой сфере.
Дарья ТУЛЕЙКИНА
Опыт – молодым
В текущем учебном году Программа наставничества в школе реализуется по двум направлениям: «педагог-педагог» и «педагог-ученик». Наставники есть не только у молодых специалистов, не имеющих опыта работы, но и у тех, кто по разным причинам несколько лет не участвовал в образовательном процессе. А так как учреждение имеет статус интерната, то и работают здесь люди многих педагогических профессий. Это учителя, воспитатели, педагоги дополнительного образования, учителя-логопеды, педагоги-психологи и учителя-дефектологи.
1 сентября 2022 года в коллектив влились два педагога: учитель начальных классов Елена Мишустина и учитель физкультуры и воспитатель Ирина Туркина. Их наставниками стали учитель высшей квалификационной категории Гаяне Ягудина, учитель высшей квалификационной категории Людмила Пономарева и воспитатель первой квалификационной категории Валентина Ночевнова.
Наставники и наставляемые работают в тесном контакте. Опытные педагоги посещают уроки и занятия своих подопечных, приглашают их на свои уроки и внеклассные мероприятия. Наставники помогают в написании программ по предметам и курсам внеурочной деятельности, консультируют по работе с родителями особенных детей, в выборе курсов повышения квалификации, помогают в подготовке к участию в конкурсах профессионального мастерства.
Работа на результат
В каждом из десяти классов школы педагоги, выполняющие функции классного руководителя и воспитателя, становятся наставниками обучающихся. Они готовят ребят к предметным олимпиадам и творческим конкурсам, социально значимым проектам и другим мероприятиям. Благодаря такой поддержке и сопровождению многие воспитанники достигают высоких результатов, становятся победителями и призерами интеллектуальных и творческих состязаний.
Одним из направлений внеурочной деятельности и дополнительного образования является участие обучающихся с ОВЗ в театральной деятельности. Валентина Ночевнова руководит театральной студией «Петрушкин Балаган», где занимаются учащиеся 4 «А» и 4 «Б» классов.
Творческий детский коллектив студии неоднократно становился победителем различных конкурсов. Постановку «Курочка Ряба» отметили дипломом победителя третьей степени на городском фестивале школьных постановок «Весь мир – театр … и дети в нем актеры» в номинации «Драматический спектакль».
Дипломом за второе место ребят наградили за участие в творческом конкурсе, посвященном Году народного искусства и нематериального культурного наследия народов России «Наследники традиций».
Ученики 3 «Б» класса, классным руководителем и наставником которых является Елена Козлова, – постоянные участники олимпиадного движения на платформе «Учи.ру». Среди их достижений – грамоты за участие во всероссийской онлайн-олимпиаде по математике и победы в олимпи-адах по русскому языку и шахматам.
Ольга Мальцева,
директор школы-интерната №136 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Самара):
— Наставничество – это серьезная поддержка для молодого или вновь прибывшего специалиста. Наставник учит эффективно использовать свои ресурсы, помогает в самоопределении и развитии в профессии. В нашей школе есть своя специфика, опытные педагоги делятся с подопечными лучшими современными образовательными технологиями и методиками, применяемыми именно при работе с детьми с особыми образовательными потребностями.