Место силы

25 марта 2023

Культура – ориентир, основа и пространство всей жизни. Служить ей – особая, благородная и ответственная миссия

Именно культура формирует самосознание целых поколений, является, по словам академика Дмитрия Лихачева, главным смыслом и глобальной ценностью человеческой жизни. Благодаря работникам культуры миллионы людей получают возможность слушать хорошую музыку, восхищаться драматическим искусством, любоваться уникальными произведениями живописи и скульптуры. Почему в стратегии развития Самарской области роль сферы культуры – ведущая и как культурная среда отвечает за созидательную активность, «Первому» рассказала министр культуры Самарской области Ирина Калягина.

Оксана ФЕДОРОВА. Екатерина ЖЕВАК (фото)

Миссия министерства

Еще недавно к министерству культуры многие относились как к организатору праздников. Но с приходом губернатора Дмитрия Азарова культура стала рассматриваться как драйвер социально-экономического развития, мощный ресурс модернизации региона. Это стало вызовом для отрасли, а пандемия и санкции со стороны Запада добавили новые. Какова сегодня роль министерства культуры Самарской области в этой связи?

— И для меня культура – это праздник. Прекрасно, что отрасль ассоциируется с хорошим настроением, позитивными моментами. Но если говорить о министерстве как об управленческой структуре –
у нас есть еще цели, кроме устройства праздников. Наша главная задача – создавать условия для развития учреждений, творческих личностей, общественных организаций, которые занимаются различными проектами в сфере культуры. Эта задача неразрывно связана с другой, стратегической – слушать людей, слышать их культурный запрос и на него реагировать. Мы должны видеть, что нужно нашим жителям, чтобы культура стала важной частью жизни каждого человека. Мне кажется, миссия министерства культуры как раз в этом.

Наш губернатор много внимания уделяет этой сфере деятельности, поскольку он рассматривает культуру как один из ресурсов создания условий качественной жизни в регионе. Культура действительно становится важнейшим фактором экономического развития в постиндустриальную эпоху. Вся туристическая индустрия завязана на сферу культуры, ведь турбизнес не создает новых товаров и услуг, а упаковывает и продает то, что создает культура. Инвестиционно привлекательный бренд города можно построить только на культурном ресурсе. Примерами могут служить, например, Мышкин или Великий Устюг, бренды которых построены не на индустриальных ценностях.

Помните, как версталась Стратегия развития Самарской области? Процесс начинался снизу, со стратегических сессий в малых городах. Мне запомнился один эпизод в Нефтегорске. Выступил молодой человек: говорит, у меня хорошая работа, финансово обеспечен, жилье есть, но оставаться здесь не хочу. Уеду! Потому что у меня молодая жена и маленький ребенок. И нам некуда здесь, в городе районного значения, пойти: ни парка, ни кинотеатра, ни милого кафе, где мы могли бы просто попить кофе, послушать музыку… Для меня тогда это было откровением. Оказывается, не только дороги и здравоохранение «делают» будущее конкретной территории. Условия для досуга и самореализации – вот что на самом деле важно!

Мы убедились, что фактором развития маленьких городов могут стать социокультурные проекты, которые приходят на смену угасающим градообразующим предприятиям. Могут – и становятся! Да, в городах нет добывающих приисков и залежей газа. Но есть исторический и культурный потенциал, который можно направить на экономическое развитие.

Конечно, сейчас мы находимся в не менее сложной ситуации, чем во время пандемии. Но задачу, которую ставит перед нами губернатор (развитие креативных кластеров, креативных индустрий, вовлечение молодежи, создание новых рабочих мест), выполняем. С одной стороны, кажется, что мы просто создаем условия для увлечений людей, а с другой – экономику: люди остаются в регионе, это экономически активные граждане, налогоплательщики. Регион развивается!

— Какие события последних пяти лет в регионе изменили отношение к культуре?

— Безусловно, это чемпионат мира по футболу в Самаре. Фестиваль «ВолгаФест» дал другой ракурс, другой обзор для всей сферы культуры. «ВолгаФест» – фестиваль федерального масштаба. А укрупнение масштаба – всегда взгляд на себя извне. Мы вдруг увидели, какие мы классные, крутые! Какой у нас красивый, комфортный город, какие мы самодостаточные и позитивные. А ведь я помню времена, когда собирались круглые столы и эксперты искали выход, как бы так сделать, чтобы самарцы перестали хаять родной город. Конечно, помогла программа благоустройства территорий – у нее особая роль. Я недавно приехала на открытие модельной библиотеки в Елховском районе, где давно не была. И увидела, как преобразился центр села — парк, дорожки, детские площадки, зоны молодежной активности – просто была поражена! Рядом большой отремонтированный клуб, яркая модельная библиотека. Создаются новые условия для качественной жизни человека!

Роль культуры в в этом процессе трудно переоценить. Недавно в одном интервью я читала, как корреспондент задавал аналогичный вопрос и услышал в ответ: «Культура важнее ракеты». Согласна. Если не будет культуры и образования – мы вряд ли в будущем сможем продолжать покорять космос. Да, очень важно, сколько в регионе музеев и театров. Но важно и то, насколько люди открыты, позитивны, восприимчивы к новому, дружелюбны. Считаю, этим можно измерять и качество культуры, и роль самой культурной политики в регионе.

— Культурные индикаторы развития – каковы они сегодня?

— У нас есть отраслевые показатели, которые мы постоянно мониторим, например, количество посещений наших заведений. Несмотря на пандемию, самарский зритель, слушатель очень активен: мы это видим по тому, как заполняются наши залы. И филармония, и театр оперы и балета, и самарский драматический – очень востребованные площадки и заполняются полностью. Среди индикаторов – уровень обеспеченности учреждениями культуры на количество жителей в регионе. Но это все такие внутренние «линейки»…

Показатели качества культуры, наверное, должны быть опосредованными: насколько люди чувствуют себя счастливыми, ощущают ли они себя реализованными. Насколько бережны с историей, любят ли свой город. Это сложно измерить, но это как раз то, о чем мы говорим. Сейчас модны мониторинги и социологические срезы, но я к их результатам отношусь настороженно: опросить всех невозможно, а выборка может оказаться случайной.

Недавно была на одной из концертных программ, посвященной юбилею Рахманинова, выступал оркестр Спивакова. Меня поразила тишина, царящая в зале. Люди на всем протяжении концерта сидели в позах сосредоточенного внимания к музыке. Мне кажется, сегодня люди соскучились по настоящему – в музыке, в театральном искусстве, живописи. Сегодня такое время, когда люди именно в культуре ищут душевные силы, ресурс для восстановления собственного равновесия. Поэтому наша миссия самая высокая – создать жизнелюбие, уверенность в себе и самой жизни.

В залах сегодня видно много молодежи!

— Мы должны поблагодарить за это президента, который инициировал проект «Пушкинская карта». Самарская область – один из 20 регионов-лидеров, в котором «Пушкинская карта» успешно развивается. Молодой человек имеет возможность по своему выбору посещать знаковые спектакли, интересные выставки, кино. Это все в совокупности может стать важным трамплином для его духовного, нравственного развития.

— Кто в этом году лидер «Пушкинской карты» из учреждений культуры Самарской области?

— На первом месте – Самарский театр оперы и балета, Самарский драматический театр. В пятерке лидеров – тольяттинский театр юного зрителя «Дилижанс». Этот театр не просто «дает спектакли», а разговаривает со зрителем. Маленький театр оказался в числе лидеров региона, выбранных молодежной аудиторией.

Моя задача

— Вы отдали отрасли 18 лет. Какие задачи вы ставите перед собой, став министром?

— Конечно, когда ты первый – уровень ответственности выше. И меняется отношение к задачам, стоящим перед министерством.

Чего хотелось бы? Мне кажется, моя задача как министра – довести идеи, заложенные предыдущими министрами, до результата. «СамАрт», к примеру, получил нового худрука. Начала эту историю Татьяна Павловна, а мы довели ее до логического завершения. Или Археоцентр музея им. Алабина (Фрунзе, 96) – здание, оснащенное специальным оборудованием, где будет храниться археологическая коллекция музея. Для меня как бывшего музейщика это очень важно, потому что здание бывшего Ленинского мемориала не было приспособлено для хранения таких коллекций. Появление новой институции очень важно. В новом году в рамках нацпроекта получаем новое выставочное оборудование. Археоцентр будет еще и просветительским центром, задача которого – популяризировать археологические коллекции. В планах – создание специализированных реставрационных мастерских. Надеемся, что уже в сентябре в стенах этого здания откроется первая археологическая выставка.

Самарская область сегодня максимально использует возможности разных федеральных программ. Это уникальные ресурсы, которые государство решило тратить на то, что нам нужно: ремонтировать дома культуры по всей стране, запускать модельные библиотеки, оснащать новыми инструментами школы, детские школы искусств. Самарская область – один из лидеров и по количеству учреждений, которые в этом участвуют, и по темпам освоения средств, которые выделяются по этим программам. Надеюсь, что нам удастся удержать этот темп, хотя он требует очень слаженной работы всех участников программы, от директоров домов культуры, глав районов до министерства. За четыре последних года мы создали хороший задел: отремонтировали 33 ДК, шесть детских школ искусств и строим новые. Новые инструменты, новые кадры и многое-многое другое.

Показателен 2024 год – вводится третья очередь театра «СамАрт». В театр пришел новый худрук из Санкт-Петербурга Денис Хуснияров, чтобы запустить театр не только как здание, но и как пространство, уже наполненное новыми проектами. В следующем году мы открываем новое здание для театра «Грань», и это здорово! Театр очень востребован, желающих попасть туда больше, чем попавших, поэтому новое большое помещение даст, считаю, мощный импульс культурного развития и Новокуйбышевску, и Самаре.

Хотелось бы начать реконструкцию или капитальный ремонт музея Алабина – основного его здания. Сейчас там работает энергичная молодая команда. Ребята подготовили новую амбициозную концепцию развития музея. В этом году нас ждет еще одно важное событие – открытие филиала Третьяковки в здании Фабрики-кухни.

Мы представили нового главного дирижера Самарской филармонии Дениса Власенко. Хотим вывести оркестр на федеральный уровень. И Дмитрий Игоревич такие задачи ставил – выводить наши коллективы с гастролями на лучшие площадки Москвы и Санкт-Петербурга с участием в фестивальном движении всероссийского масштаба. У нас очень профессиональный оркестр, и ему нужен был только свежий порыв, мощные здоровые амбиции. Теперь с приходом нового дирижера у оркестра филармонии это появится. Очень в это верю!

А что вам самой хочется изменить?

— Я человек, которому больше нравится командный стиль в работе. И мне, конечно, хочется, чтобы и коллеги, которые меня окружают, и творческие коллективы наших учреждений работали в режиме команды. Спорили, доказывали свои позиции. Я открыта к диалогу. Культура – и есть коммуникации! Понятно, что в итоге министр принимает решение и все его исполняют, но до того я готова услышать каждого.

Это просвещенная монархия или демократия?

— Наверное, все-таки просвещенная монархия (смеется).

— Расширяется межведомственное взаимодействие. Применительно к минкульту, вероятно, надо говорить о коллегах из министерства образования?

— Не только. Еще и туризм, и потенциальные инвесторы. Мы плотно работаем с минэкономразвития. Но министерство образования – наш базовый, я бы даже сказала, фундаментальный партнер. Совместный проект – «Лаборатория молодой режиссуры» – делает Молодежный театр «СамАрта». Эскизный театр – ребята ставят спектакли на острые социальные темы, это даже не спектакли, а театральные зарисовки, которые показывают не в зале, а в рекреации. Обязательно в аудитории – школьники, которые потом обсуждают увиденное. Хотелось бы, чтобы школьные педагоги, школьные театры сотрудничали с «СамАртом», который может выступить в роли методической площадки. Театров, правда, сейчас очень много, и они разные, мы видим это в конкурсе «Театральное Приволжье», инициированном полпредом президента в ПФО Игорем Комаровым.

Здесь огромный пласт серьезной работы. Главное – не навредить массовостью, аккуратно и заинтересованно поддерживать детские и школьные театры. Не насаждать искусственно и не подходить формально. Мне хотелось бы, чтобы наши «взрослые» театры в эту работу тоже включились.

— Инклюзия в культурном пространстве: можно считать, что у нас наметилась позитивная тенденция в этом направлении?

— Конечно! В рамках Культурного форума мы специально создали отдельную площадку «Инклюзивные практики – открытое пространство самореализации»: прошли панельная дискуссия и презентация инклюзивных творческих практик. Мы обсудили развитие инклюзивного творчества в Самарской области, доступность культурных объектов, адаптацию мероприятий для людей с ОВЗ. А открыло дискуссию выступление Дианы Гурцкой: кроме того, что она заслуженный артист РФ, она еще и член Общественной палаты РФ, член комиссии при президенте РФ по делам инвалидов, учредитель и президент попечительского совета благотворительного фонда помощи незрячим и слабовидящим детям «По зову сердца».

— Что лично для вас значит День работника культуры?

— Для меня День работника культуры – это возможность поблагодарить всех, кто работает в отрасли: в маленьком клубе, библиотеке, на небольшом конкретном участке… Потому что все эти люди – подвижники. Все, кто сегодня идет работать в культуру, – это или люди, поцелованные Богом, таланты, или подвижники, которые несут в мир добро, тепло, гармонию. И мне очень важно сказать им слова благодарности!

Откуда мы черпаем силы? У всех по-разному. Для меня место силы – это когда приезжаешь в район, поселок или маленький населенный пункт и видишь, как изменилась жизнь людей от того, что у них появились новый ДК или библиотека, как люди раскрываются и получают от этого удовлетворение. Однажды я приехала на открытие клуба, который долгое время находился в полуаварийном состоянии и люди привыкли сидеть там в верхней одежде – холодно же! А сейчас они приходят нарядными, в праздничной одежде, со второй обувью. Храм искусства в маленьком селе! Никакие награды не заменят отдачи, которую получаешь через благодарность людей. Это мощный заряд!

— Чего пожелаете коллегам?

— От всей души хочу поздравить с нашим праздником. Пожелать, чтобы у каждого было желание двигаться дальше, творить, созидать, радоваться этому! Хочу пожелать им больше позитива в жизни. Чтобы они чувствовали отдачу, аплодисменты, любовь зрителей, слушателей и поддержку всей нашей команды!

Обсуждение закрыто.