Опыт по поддержке участников СВО и членов их семей Самарской области отмечен президентом РФ
Владимиром Путиным и тиражируется в других регионах
Для Самарской области, как и для всей страны, 2022 год имел решающее значение. События 2022 года выходят за рамки привычных представлений о переменах. Турбулентность проникла в политику, экономику, социальные практики, финансы и образ жизни. За три пандемийных года экономика и социальные институты региона прошли проверку, которая выявила и сильные, и слабые стороны нашей жизни, заставила общество, власть и бизнес консолидировать усилия в борьбе против COVID-19 и его последствий. Однако сегодня, в условиях санкций, требуется принципиальное обновление всей повестки. Как это происходит в системе здравоохранения Самарской области, «Первому» в эксклюзивном интервью рассказал министр здравоохранения Самарской области Армен Бенян.
Оксана ФЕДОРОВА. Фото: министерство здравоохранения Самарской области
— Сегодня все чаще можно услышать термин «мобилизационное здравоохранение». Произошли ли изменения в здравоохранении Самарской области?
— Разумеется. Мобилизация нашей системы началась три года назад, когда мы вошли в пандемию новой коронавирусной инфекции, и с той поры мы ни на минуту, ни на секунду не расслаблялись, не теряли бдительности, система работала в режиме максимального напряжения. То же самое и внутри учреждений системы здравоохранения. И когда началась специальная военная операция и последовавшие за ней санкции, мы были готовы. Мы понимали, что нас может ожидать. И, главное, надо было сохранить режим опережения, как и в борьбе с пандемией, когда главным оружием была профилактика, вакцинация. Мы начали ощущать воздействие санкций: появился риск либо непоставки, либо отсроченной поставки оборудования, лекарственных препаратов, которые традиционно закупались из-за рубежа. Но медицина всегда, во все времена не воюет, а спасает. И уже тогда у нас было несколько планов по встречным и альтернативным мерам. Зарубежные компании, взяв некую паузу, все-таки возобновили поставки. Это касается и лекарств, и высокотехнологичного тяжелого медицинского оборудования. К концу 2022 года мы реализовали все без исключения мероприятия нацпроекта «Здравоохранение», и количество закупленного оборудования было беспрецедентным – более 1850 единиц. За прошлый год доля отечественного продукта возросла на 15%. Сейчас в стране бум промышленного роста, локализация технологий, комплектующих, и многое начинает производиться в нашей стране.
— Получается, кризис – окно возможностей?
— Да! Мы рассматриваем ситуацию с санкционным давлением как точку развития для системы здравоохранения Самарской области, развития собственных компетенций. Мы в очередной раз (а в истории это уже было) поняли, сколько возможностей есть у нас самих. Конечно, для этого надо приложить усилия, но это будет работать на многие десятилетия и века вперед.
— Медицинское оборудование и препараты формально не подпали под антироссийские санкции, но их ввоз в страну усложнился. Время от времени возникает дефицит лекарств какой-то группы, медицинского оборудования… Как вы видите развитие ситуации?
— Я бы назвал сегодня эту ситуацию управляемой. Мы сейчас отчетливо понимаем, что, где, откуда нужно закупить и обеспечить наличие в системе здравоохранения региона. По мере появления отечественных продуктов на российском рынке, безусловно, пересматриваем планы работы. Производство по всем направлениям в стране увеличивается. Например, завод ОЗОН, который располагается в Жигулевске, за прошлый год нарастил свой ассортимент на 10-12%. Производственная площадка в Самарском государственном медицинском университете тоже увеличивает ассортимент выпускаемой продукции. В прошлом году они запустили собственные производственные мощности в Преображенке и начинают делать эндопротезы для операций на крупных и мелких суставах.
Продолжают развивать линейку реабилитационного оборудования, начали производить высокотехнологичные расходные материалы, доработали анатомические «столы Пирогова» и к ним создали мобильное приложение. Все это уже есть! Является частью импортозамещения и работает не только на территории нашего региона, но и распространяется на всю страну.
Мы продолжаем реализовывать национальный проект «Здравоохранение», по трем крупным проектам закупаем оборудование: это борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями, борьба с онкологическими заболеваниями и модернизация первичного звена. Ультразвуковые аппараты, рентгеновское оборудование закупаем у отечественных производителей.
Что касается высокотехнологичного оборудования, например, компьютерных томографов, то здесь российского производителя пока нет. Поэтому закупаем с лучшим соотношением «цена/качество» у зарубежных производителей. Но все поставщики у нас – российские! На сегодняшний день есть подтверждения от них, что намеченные нами планы будут реализованы.
Более того, президент поставил задачу опережающей реализации нацпроектов. В частности, мы оцениваем возможность выполнения исполнения мероприятий 2024 года уже в 2023 году. Это принципиальный подход, ранее никогда такого не было! То есть, несмотря на санкции, несмотря на все риски, мы готовы за счет выделенного финансирования реализовать данные мероприятия в этом году.
— Что это означает?
— Это означает необходимость удвоить, утроить наши усилия. Но мы к этому уже готовы. Это касается возведения ФАПов, проведения ремонтных работ, закупок автомобилей, поставок оборудования. Обычно сроки сдвигаются на будущее, а в этом году – наоборот. Наверное, это лучшая демонстрация того, как мобилизована наша отрасль, наша страна. Как, несмотря на существующие и потенциальные риски, мы можем интенсифицировать усилия и опережающими темпами выполнять поставленные задачи. Наглядный пример: в ближайший месяц мы уже введем в эксплуатацию новый корпус детской инфекционной больницы в Самаре. Он должен был быть сдан к декабрю 2023 года, но губернатор Дмитрий Игоревич Азаров поставил задачу, чтобы это произошло в первой половине года. И мы справились. Тренд на то, чтобы в начале года завершать мероприятия, ранее запланированные на конец, – установка главы региона, чтобы эффективность работы почувствовать уже в текущем году! Раньше, к примеру, мы закупали те же рентгеновские аппараты, аппараты УЗИ, ставили их в ноябре-декабре, а эффективность этого мероприятия можно было оценить только потом, значительно позже. Сегодня перед нами стоит задача как можно раньше закупать, устанавливать, строить, вводить в эксплуатацию. Чтобы уже в этом году мы могли дать нашим гражданам почувствовать позитивный результат от нацпроектов, от нашей работы.
— Пандемия сдвинула сроки модернизации первичного звена. Только перестроились, перезагрузились, продолжили эту работу – спецоперация на Украине. Новая реальность, новые вызовы. Запрос на качественно новую ресурсность для всех систем государства. Как вы в целом оцениваете состояние региональной системы здравоохранения после трех форс-мажорных лет?
— Устойчивое и развивающееся.
— Лучшие технологии медицины и здравоохранения России, передовые отечественные разработки инновационной медицины, основанные на персонифицированной медицине, молекулярной генетике, молекулярной биологии, биоинформатике – что из этого успешно используется в системе здравоохранения Самарской области?
— Рассказывая об инновациях, я бы их сгруппировал по заболеваниям. Первая группа – имеющие самый большой вклад в показатели смертности онкологические и сердечно-сосудистые заболевания. Мы развиваем лучевую терапию, в онкоцентр и больницу №5 Тольятти поставлены новые линейные ускорители. В этом году в формате государственно-частного партнерства в больнице имени В.Д.Середавина будет установлен гамма-нож. Это тоже лучевая технология, которая позволяет лечить труднодоступные опухоли головного мозга. Мы ежегодно расширяем спектр химиотерапии и увеличиваем финансирование на химиотерапевтическое лечение. Более того, с этого года мы начинаем более активно лечить пациентов в центрах амбулаторной онкологической помощи. Сегодня у нас работают восемь таких центров. В этом году вводим в эксплуатацию еще два
ЦАОПа. Если в предыдущие годы их роль и задачи касались в основном дообследования на этапе диспансеризации и наблюдения уже после комбинированного лечения, то сейчас задача – расширить спектр химиотерапевтических препаратов до 40. Почти половину онкологических заболеваний в результате этой работы можно будет лечить в данных центрах амбулаторной онкологической помощи. Рядом, близко, удобно и с тем же качеством лечения, что и в Самарском областном онкодиспансере.
Что касается борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями, здесь два жизненно угрожающих заболевания –
инфаркт и инсульт. Мы завершаем организацию центра сердечно-сосудистой хирургии в Сызрани. Отремонтировали две операционные, установили ангиограф для проведения коронарографии, привлекли сердечно-сосудистых хирургов. А в этом году закупаем для центра компьютерный томограф. Так жителям Правобережья Волги уже не нужно будет ехать в Самару или Тольятти для проведения высокотехнологичных операций на сердце и сосудах.
В этом году мы продолжаем дооснащать кардиоцентр. За год мы обновили парк оборудования, закупили новые ангиограф, УЗИ-аппараты, аппараты искусственного кровообращения. В этом году будут продолжены и ремонтные работы в кардиодиспансере. Более того, в этом году мы внедрим новую технологию – ротационную атерэктомию.
— Это новая технология?
— Да, она позволяет восстанавливать просвет в коронарных артериях у тех пациентов, которым ранее невозможно было помочь ввиду практически полного закрытия просвета сосудов на большом протяжении. При атерэктомии бляшка измельчается до микроструктур, при этом восстанавливается просвет артериального сосуда, и в него устанавливается стент. Это абсолютно новая технология, которой до того не было в нашем регионе, и даже в нашей стране это пока единичный опыт!
Другая технология, которая уже работает, – тромбоэкстракция при ишемическом инсульте: тромбы перекрывают артерии, питающие головной мозг, новая технология позволяет эти тромбы удалять, растворять и восстанавливать кровоток. Если в 2021 году таких операций было пять, то в 2022-м – уже 40. Соответственно, на этот год мы ставим перед собой задачу в два или три раза увеличить это число. Эта дорогостоящая операция выполняется в течение «золотого часа».
— А где ее делают?
— В Тольяттинской городской клинической больнице №5 и в областной больнице им. В.Д.Середавина. Иные технологии (например, бионические протезы) я уже упомянул. Они изготавливаются по индивидуальным заказам. Восстанавливаются любые суставы организма человека, эта технология продолжает развиваться, и я ожидаю, что она будет масштабироваться на всю страну.
Еще одно важное направление – реабилитация. Реабилитации мы традиционно уделяли большое внимание, но с началом пандемии эта отрасль медицины стала приоритетной. Реабилитационные программы могут дать сильное ускорение любому направлению лечения. С прошлого года в стране появился федеральный проект «Оптимальная для восстановления здоровья медицинская реабилитация». Мы вошли в этот проект, включающий закупку нового оборудования и создание отделений медицинской реабилитации. Два таких отделения были созданы в больнице им. Середавина в Самаре и в Тольяттинской больнице №5. Для этого мы на федеральные и региональные средства закупили оборудование, сделали ремонт, создали доступную среду. Также по решению губернатора в Самарской области будет создаваться площадка для восстановления наших бойцов.
Мы сделали необходимые обоснования, площадка будет открыта в областном госпитале для ветеранов войн, который был выбран как наиболее компетентная профильная организация. 120 млн рублей сегодня направлены на финансирование создания двух реабилитационных подразделений в госпитале. Там же 1 марта создан специальный Центр «Возвращение», который взял на себя координацию, сопровождение бойцов, демобилизованных с СВО. В его компетенции входит организация процессов лекарственного обеспечения, диспансеризации, реабилитации, а также решение вопросов межведомственного взаимодействия – оформление инвалидности и т.д.
— То есть это пульт управления для комплексности медицинского сопровождения, для последующей маршрутизации пациента?
— Да! Это такая управленческая команда медиков – 12 человек, – решения которой будут сопровождать наших бойцов, нуждающихся в лечении и реабилитации. У каждого будет свой функционал, работа в единой информационной системе, объединенной с другими ведомствами: министерством социально-демографической и семейной политики, министерством труда, с военкоматами. Кстати, по поручению президента этот опыт Самарского региона перенимают другие регионы. Уже более 40 пациентов прошли в Центре, созданном на базе госпиталя, диспансеризацию и около 12 – реабилитацию по показаниям.
— Региональная система здравоохранения и врачи участвуют в СВО?
— 47 сотрудников медучреждений, являясь военнослужащими, находятся в зоне СВО. Кто-то сам вызвался, кого-то мобилизовали. С мая 2022 года по поручению губернатора министерство здравоохранения Самарской области начало оказывать помощь городу Снежное в ДНР. Мы работали там весь прошлый год, и в этом году туда тоже отправлена бригада – хирурги, травматологи, неврологи. Работаем в больницах города Снежное, оказываем помощь в первичном звене, в стационаре. Делаем все необходимое. Кроме того, с конца октября 2022 года три педиатрические бригады всего в количестве 39 человек выезжали в ДНР на два с половиной месяца для проведения профилактических осмотров детей. В настоящее время очередная бригада врачей-педиатров также работает в ДНР.
— А за теми детьми, которых оттуда вывезли и устроили в нашем регионе, вы присматриваете?
— Разумеется. Все они закреплены за детскими лечебными учреждениями, поликлиниками. Проводим профосмотры и вакцинацию согласно национальному календарю прививок. Дальнейшее сопровождение – так же, как и со всеми детьми Самарской области.
— На что вы сейчас «заточены» в соответствии с установками губернатора?
— Первое: бороться за каждую жизнь. Основная задача – снижение смертности и увеличение продолжительности жизни всех категорий населения: детей, граждан трудоспособного возраста, пожилых. Она достигается всем комплексом мероприятий, которые министерство разработало и выполняет.
Непрерывно улучшаем качество и доступность врачебной помощи. Важно не просто заниматься лечением, но проявлять заботу – заботу друг о друге, заботу о здоровых. И, безусловно, уделять максимальное внимание тем, кто уже заболел. Собственно, в этом и есть суть нашей работы.
Второе: Дмитрий Игоревич акцентировал, что система здравоохранения, несмотря на то что это отрасль с четко очерченными границами, сегодня максимально пересекается с деятельностью других ведомств. Это тоже новая реальность. И на примере сопровождения бойцов, вернувшихся с СВО, мы начинаем плотнее работать с министерством социально-демографической и семейной политики. С министерством транспорта и автомобильных дорог – чтобы уменьшить смертность на дорогах. С министерством строительства – чтобы быстрее шло капитальное строительство учреждений здравоохранения. Задача, которую в этом году поставил перед правительством Самарской области губернатор, – более тесное межведомственное взаимодействие, проникновение в задачи и проблемы друг друга.