Перспективные технологии

3 марта 2023

Наставничество – эффективный инструмент в решении задач коррекционной педагогики

В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль учителя, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, к его социальной и профессиональной позиции. Наставничество играет одну из ведущих ролей в осуществлении национального проекта «Образование» как технология, обеспечивающая профессиональный рост педагогов и преемственность образования. Самарская школа-интернат №113, реализуя систему передачи знаний и опыта, решает важнейшие вопросы коррекционной педагогики.

Людмила МАРТОВА

Помощь сверстникам

В школе-интернате активно работают две формы наставничества: «ученик – ученик» и «учитель – учитель». Первая форма формируется как между классами, так и между отдельными обучающимися. Ученики, находящиеся на более высокой ступени образования и обладающие организаторскими и лидерскими качествами, помогают тем, кто испытывает трудности в учебе и социализации, тем самым способствуя повышению саморазвития наставляемых. Юные наставники помогают сверстникам усвоить сложные темы, актуализировать знания после болезни, подготовить проекты.

Ученики-наставники привлекают наставляемых к активному участию в школьной жизни, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, подготовке праздничных мероприятий. В рамках работы школьного спортивного клуба учащиеся совместно создают ролики на тему профилактики здорового образа жизни, готовятся к соревнованиям по таким видам спорта, как дартс, гольф, бочча, плавание. Спортсмены, достигшие успехов в своем небольшом возрасте, курируют ребят, которые только начинают спортивный путь. Наставники оказывают большую помощь во время подготовки к конкурсам и фестивалям. В 2022 году творческий коллектив «Радуга» стал лауреатом XXIV ежегодного городского фестиваля творчества для детей с ограниченными возможностями здоровья «Мир, в котором я живу». В январе 2023 года творческий коллектив принял участие в театральном фестивале «Книжный звездопад» и вышел в финал.

Учитель – учитель

В этом году в школу-интернат принят на работу после окончания университета молодой специалист. «Начинающие педагоги слабо представляют себе повседневную педагогическую практику, – отмечает директор школы Светлана Культюшкина. – Молодому учителю необходима адресная профессиональная помощь в овладении педагогическим мастерством, в освоении функциональных обязанностей учителя, классного руководителя».

В первые недели работы молодого специалиста ознакомили с нормативно-правовой базой образовательного учреждения, включающей инструктаж ведения школьной документации, практикум по разработке рабочих программ. Совместно с наставником начинающий учитель готовился к первому родительскому собранию, знакомству с первыми учениками, определял индивидуальные особенности каждого ребенка. В течение всего учебного года молодой специалист посещает учебные и коррекционные занятия наставника и других опытных педагогов, учится грамотному построению уроков, организации работы с учетом особенностей учащихся. В декабре 2022 года наставляемый педагог участвовал в межрегиональном конкурсе методических пособий «Методическая копилка» и занял 3 место. В настоящее время учитель-наставник и молодой специалист готовятся к выступлению на методическом совете учителей школы.

Проведение бесед, круглых столов, систематическое консультирование молодого специалиста способствуют формированию профессионализма, педагогического опыта, мотивации к работе, совершенствованию теоретических знаний и практических умений.

Светлана Культюшкина, директор ГБОУ школа-интернат №113 г.о. Самара:

— Наставничество в коррекционной педагогике имеет особое значение, так как существует множество сложностей в процессе работы, которые необходимо решать совместными усилиями. В школе-интернате созданы условия для методического обеспечения деятельности наставнических пар, а также для индивидуального сопровождения наставляемых. Это помогает новому сотруднику адаптироваться на рабочем месте, способствует его непрерывному профессиональному росту и желанию добиться успеха в педагогической деятельности.

Обсуждение закрыто.