Сотрудничество в пользу детей

31 марта 2023

Социальное партнерство как эффективный инструмент трудоустройства выпускников

На прошедшей в начале марта инклюзивной ярмарке вакансий, ежегодно организуемой Ассоциацией «Десница», была приведена существенная статистика: если средний показатель трудоустроенных инвалидов в стране составляет 5%, а в Самарской области – 2%, то в школе-интернате села Старый Буян Красноярского района он дорос до 90-95%. Колоссальный результат, который можно назвать прорывным в коррекционной педагогике, достигнут благодаря многолетнему системному труду, проводимому в школе-интернате директором, кандидатом педагогических наук, Почетным работником общего образования РФ Ольгой Галкиной. За годы работы в статусе инновационной площадки школа-интернат накопила значительный опыт по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Людмила МАРТОВА

В дружественном социуме

Создание условий для участия социальных партнеров в профессиональном образовании – ключевая часть программы учебного заведения. По мнению Ольги Галкиной, только в сотрудничестве с представителями учреждений СПО и работодателями можно решить социальную задачу, связанную с занятостью выпускников школы-интерната. Для реализации этой цели в школе была разработана уникальная модель «Куб навигаций», направленная на формирование у детей готовности к дальнейшему обучению в учреждениях СПО, трудоустройству, самозанятости в постшкольный период. Программа, состоящая из 16 кейсов, включает как раз взаимодействие с работодателями, социальное партнерство, методическое сопровождение педагогов, формы наставничества, выстраивание карьеры учащихся. Модель школы «Куб навигаций» соотносится с приоритетами национального проекта «Образование».

Инновация позволила создать систему подготовки и сопровождения воспитанников на региональном рынке труда в паутине соучастия «школа – колледж (СПО) – трудоустройство – адаптация в дружественном социуме».

Сегодня школа активно сотрудничает с социальными партнерами, в числе которых – «Ассоциация Десница» (председатель правления Евгений Печерских), Самарская региональная общественная организация детей-инвалидов, инвалидов с детства и их семей «Интеллект» (председатель Елена Головинская), Самарский губернский техникум (директор Алексей Козлов ). Большую поддержку школе-интернату оказывают учреждения СПО и предприятия Красноярского района. В практику совместной деятельности вошли посещения детьми этих организаций. По словам Ольги Галкиной, представители различных учреждений сознают значение трудоустройства детей с ОВЗ, участвуют в занятиях по их профессиональной ориентации и социализации.

Системная мотивация

Педагогический коллектив стремится к тому, чтобы работа по проф-ориентации сопровождалась практическими занятиями, помогающими воспитанникам сформировать представление о будущей профессии. Ученикам рассказывают о востребованности специалистов со средним профессиональным образованием, об экономической целесообразности получения СПО. Социально-трудовая адаптация охватывает весь период обучения с начальной школы. А уже с 6 класса в школьных мастерских ребята знакомятся с навыками рабочих специальностей, пробуют себя в швейном, кулинарном, столярном деле, учатся сборке и ремонту мебели, познают разные виды сельскохозяйственного труда. Предпрофильная подготовка реализуется по направлениям «Фермерское хозяйство» (сельскохозяйственный профиль), «Строительство от А до Я» (столярное дело), «Сам себе модельер» (швейный профиль). В сотрудничестве с социальными партнерами проводятся профессиональные пробы и подготовка младшего обслуживающего персонала по 20 рабочим профилям. Итоговая аттестация обучающихся 9-х классов проводится в форме публичного экзамена, с учетом требований демонстрационного экзамена в системе СПО и конкурса «Абилимпикс» и обязательно с участием внешних экспертов – преподавателей колледжей и техникумов, работодателей, общественных организаций людей с инвалидностью, родителей.

«Такое сотрудничество помогает успешной социализации выпускников, повышает престиж среднего профессионального образования в глазах учащихся и, как следствие, способствует их мотивации к получению профессии», – отмечает Ольга Владимировна.

Общественная открытость

Привлечению внимания социальных партнеров способствуют школьная политика «открытых дверей», ярмарки вакансий, круглые столы, конференции, где происходит информационный обмен между заинтересованными сторонами. Потенциальные работодатели становятся участниками мероприятий, нацеленных на решение задач инклюзивного образования. В сотрудничестве с Кошкинским губернским техникумом школа апробирует и внедряет инновационные элементы в систему сопровождения профессионального самоопределения обучающихся. Организовано проведение мастер-классов для педагогов СПО и школы-интерната по модернизации образовательной области «Технология» в соответствии с требованиями ФГОС.

Более пяти лет школа-интернат работает в статусе Регионального образовательного центра по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья. В 2018 году старобуянская школа заняла 1 место в региональном этапе Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа» (номинация «Лучший ресурсно-методический центр»). Обобщенный опыт школа-интернат активно транслирует в профессиональном сообществе. С 2019 года на базе школы даны консультации более чем 50 педагогическим работникам, проведены шесть открытых педагогических советов с участием 250 учителей, три научно-практических семинара для руководителей, заместителей руководителей и педагогов образовательных организаций по проблемам предпрофильной подготовки, формирующей осознанное отношение учеников к построению трудовой карьеры. Чтобы оценить адаптацию выпускников в постшкольный период, в течение трех лет проводятся мониторинговые исследования. По вопросам интернатного сопровождения воспитанников удачно налажено партнерство с Кошкинским губернским техникумом.

За качество жизни

Сложно сосчитать всех учеников, которым дала путевку в жизнь старобуянская школа-интернат. Сохраняя традиции и тепло открытого дома для ребят, школа ежегодно организует вечер встречи выпускников. Бывшие ученики делятся опытом обучения в профессиональных организациях и работы на предприятиях.

«Выпускники дают школе самую надежную обратную связь: их слова имеют для наших сегодняшних учеников совсем другой вес, нежели слова мамы или учителя. Ведь перед ними взрослые и часто состоявшиеся люди, вышедшие совсем на другую, большую орбиту, но когда-то стартовавшие с этой же планеты, сидевшие в тех же классах. Эти встречи влияют на формирование профессионального самоопределения наших воспитанников», – подчеркивает Ольга Владимировна.

В стремлении обеспечить учащимся «достойное существование» школа добилась высоких результатов. Более 25 лет отдано на реализацию инновационных программ, преобразование формы и содержания образования, налаживание конструктивного диалога с социальными партнерами – организациями Самарского региона. Детям Старобуянской школы-интерната повезло, что в свое время сюда пришла Ольга Галкина, которая, помимо научного интеллекта, обладает талантом менеджера, организатора, высоким уровнем эмпатии. И конечно, за цифрой «95% трудоустройства» стоит не только показатель эффективности руководителя и его команды, но и самое настоящее подвижничество, спасение каждого воспитанника от тяжкого существования в пользу полноценной жизни.

Ольга Галкина,
директор Школы-интерната села Старый Буян Красноярского района:

— Сегодня на рынке труда Самарской области создано единое инновационно-поисковое пространство в сфере профессионального самоопределения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Социальное партнерство обеспечивает нашим воспитанникам максимально возможную самостоятельность и успешную интеграцию в родное сообщество. Наша политика заключается в том, чтобы выпускники не оставались на иждивении государства, избежали поступления в психоневрологические интернаты, а, наоборот, обрели профессию, зарабатывали и платили налоги государству.

Обсуждение закрыто.