Театр как образ жизни

25 марта 2023

Заслуженная артистка РФ Любовь Сазонова:
«Главное для артиста – играть!»

Ее называют самой шикарной Лисой Алисой, но так можно сказать едва ли не о каждой роли заслуженной артистки РФ Любови Сазоновой. Актриса, обладающая высочайшей сценической культурой, широким исполнительским диапазоном, неизменно демонстрирует в спектаклях два ценных качества – искренность плюс мастерство. В 1987 году она впервые вышла на сцену Сызранского муниципального драматического театра им. А.Н.Толстого и в течение всей профессиональной жизни сохраняет верность любимому храму искусства. В ее биографии более 200 ролей, и все они яркие, харизматичные, запоминающиеся. В этом году Любовь Сазонова отмечает 35 лет творческой деятельности в театре и 20 мая – личный юбилей.

Людмила МАРТОВА

В 2018 году Любовь Сазонова награждена знаком «За заслуги перед городом» II степени, в 2015 году стала победительницей конкурса «Женщина года» в номинации «Культура и искусство». Отмечена многими наградами городских и областных властей.

— Культура формирует человека. Кто повлиял на ваш профессиональный выбор?

— Моя тетя – народная артистка СССР Нина Афанасьевна Сазонова, которая всю жизнь отдала театру Советской Армии. В детстве мы с мамой часто приезжали в Москву, смотрели спектакли с ее участием. В школе я посещала драмкружок, уже во втором классе играла Стрекозу из басни Крылова, разучивая сценку на немецком языке. Моими педагогами в Куйбышевском училище культуры и искусств были Виктор Алексеевич Тимофеев и Надежда Васильевна Дьячкова. Вспоминаю своих наставников с большой теплотой. Но надо понимать, что профессия актера – это постоянная учеба, и каждый режис-сер – твой учитель, и каждая роль – экзамен. В театральном творчестве актуальна пословица «Век живи, век учись».

— Вам удаются главные роли и небольшие эпизоды. Список героинь огромен, и они очень разные. Что нужно «вытащить из себя», чтобы создать образ на сцене?

— Ничего! Вытаскивать ничего не нужно – это профессия! В любой специальности подчеркивается, что человек хорошо владеет, например, инструментом, а вот актеру почему-то каждый раз надо что-то «выдавливать из себя». Отнюдь! В нашей профессии тоже есть инструменты, есть такие понятия, как мастерство и профессионализм. Безусловно, даже одну и ту же роль всегда обогащаешь новыми нюансами, оттачиваешь грани своего ощущения образа. Любая роль – это кладезь возможностей, чтобы творчески открыться, сделать разные характеры.

— Любовь Николаевна, есть такое выражение: «Театр начинается с вешалки»…

— Со Станиславским не поспоришь. Но для меня он начинается чуть раньше. Открыв дверь театра, забываю обо всем, что за этой дверью. Тебя ждет зритель, и ты отдаешь себя целиком этому священному месту. Мы, актеры, привыкли к этому, это наш образ жизни. Мы служим театру.

А.Цагарели, «Ханума» – Кабато

— Вы согласны с утверждением, что театр воспитывает зрителя?

— Театр – это кафедра, которая всегда несет добро. Артисты эмоционально другие, нежели обычные люди, мы болезненно чувствуем жестокость, зло, холодность. Наша задача – растопить этот лед. А сейчас тема любви и отношений между людьми особенно актуальна, человеку требуется душевность, сострадание. Не так давно в Безенчуке играли «Родню» Крестовского, это деревенская жизнь, быт, и как нас принимали жители, как слушали – просто удивительно. Буквально каким-то чутьем улавливали сигналы, которые шли со сцены. Театр – живое искусство, прямое обращение эмоционально воздействует на людей, на их культурную идентичность. Недавно театр завершил работу над спектаклем «Евгений Онегин», показали его в Тольятти, и опять восторг, бурные овации. О чем это говорит? О том, что классика востребована, что она соотносится с современной жизнью. Поэтому одно из достоинств сызранского театра – сохранение классического репертуара. И если нам аплодируют, кричат «браво», значит зрители неравнодушны и нам удалось растопить тот самый лед.

— Вы сыграли целый пантеон анималистических ролей – от Ученой Совы, Свиньи до Жирафы и Обезьянки, а Лиса Алиса – это ваш бренд. Говорят, что завоевать детскую аудиторию непросто…

— Можно сказать и так, потому что нужно держать внимание маленьких зрителей. Но это прекрасное поле для артиста, где можно импровизировать до бесконечности, и если актер искренен и органичен, то он стопроцентно завоюет детскую аудиторию. Театральную педагогику придумали не вчера. Сказки, где добро побеждает зло, где в доступной форме объясняется, что такое хорошо, а что плохо, – эти истины чрезвычайно важны для воспитания ребенка. Иногда я провожу экскурсию в театре для юных театралов, а в конце всегда говорю: любите своих родителей и своих учителей, ведь они вас очень крепко любят и хотят, чтобы в нашей стране выросло замечательное поколение. Этого хотим и мы, артисты, работая для детей. Такая у нас сверхзадача.

И.Федорова, «Сестры милосердия» – Полли Брустер

— У каждого режиссера своя методика. Бывает, что ваши взгляды на роль не совпадают?

— С доверием отношусь к режиссерскому замыслу. У нас бывают дискуссии, когда мы выстраиваем рисунок роли. Но режиссер, безу-словно, вожак, ему надо через коллизии подвести актера к тому, ради чего ставится спектакль. Нашему театру повезло, у нас работали и работают талантливые незаурядные режиссеры Анатолий Болотов, Александр Ривман, Виктор Курочкин, Олег Шахов. У каждого из них свое видение постановок, своя методология. Очень ценно сотрудничество с приглашенными режиссерами. К примеру, Юнус Сулейманов поставил комедию А.Н.Островского «Женитьба Бальзаминова», где я играю Сваху. Этот спектакль стал значимым в репертуаре театра. С удовольствием поучаствовала в 2017 году в Лаборатории современной режиссуры Театра Наций, в эскизе Виктории Печерниковой по пьесе Мариуса фон Майенбурга «Камень». За три дня нужно было вжиться в тяжелый, драматический материал плюс выучить текст. Да, это высокое напряжение, но оно полезно для артистов как своеобразный мастер-класс.

— Сызранский театр — единственное место вашего служения. Никогда не хотели что-то поменять, город, например?

— Нет, меня все устраивает в нашем театре. Руководство помогает во всем. Коллеги всегда стараются поддержать, если кому-то плохо. Меня они буквально спасали, когда мой старший сын Валерий, десантник, в 2014 году во время событий на Украине получил ранение, несовместимое с жизнью. Если бы не коллектив, не знаю, как бы я перенесла эту боль. Время не лечит, но город не хотела поменять, ни секунды не пожалела, что живу именно здесь. Здесь выросли мои дети, мой второй сын Андрей с красным дипломом окончил самарский педагогический университет, работает в Сызрани учителем химии и биологии. Со мной живет моя мамочка, ей уже 90 лет, и, конечно, я до сих пор чувствую себя дочкой.

Дж.Патрик, «Дорогая Памела» – Памела Кронки

— Любовь Николаевна, как вы относитесь к юбилеям?

— Мне нравится цифра 35 лет, а личного юбилея я не заметила. Все время в тонусе, с утра завожу машину – и начинается: репетиция, занятия по хореографии, бассейн, опять репетиция, спектакль… Непрерывное движение, действие – у меня такой ритм. Кстати, в этом году Сызранскому драматическому театру 105 лет, а городу Сызрань – 340. Поэтому круглых дат у нас много.

— Какую роль вы еще не сыграли?

— «Театр» Сомерсета Моэма – это мечта. А реальность – вся моя жизнь в театре. Ежегодно мы традиционно отмечаем День Театра, и к профессиональному празднику я написала небольшое посвящение в рифме, там есть такие строчки: «Время стремительно мчит мимо нас, артистам оно не подвластно, живем чужою жизнью мы, живем то солнечно, а то и ненастно. Время такое, что было всегда, радостных лиц в толпе я не вижу, счастье – на сцене играешь когда и когда зритель вдруг становится ближе». Главное для артиста – играть!

Ольга Дидык,
руководитель управления культуры администрации г.о. Сызрань:

Во все времена театр живет благодаря энтузиазму его служителей – людей искренне увлеченных и стремящихся сохранить этот очаг культуры своей малой Родины. Пожалуй, нет ни одного театрала в Сызрани, который не был бы знаком с творчеством Любови Николаевны Сазоновой – удивительно талантливой и неподражаемой, человека неугасимого огня, очарования и красоты, неиссякаемого потока энергии и потенциала. Вот уже 35 лет Любовь Николаевна радует своих поклонников, играя в любимых спектаклях театра, от классики до современной пьесы.

Сергей Салмин,
директор МБУ ТКК «Драматический театр им. А.Н.Толстого»:

Яркая, великолепная и бесконечно талантливая! Для Любови Николаевны нет неподвластных образов, будь то комедийные, острохарактерные или трагические. Она получает удовольствие от работы в спектаклях любых жанров, и именно это удовольствие, вместе с огромной искренней любовью к театру, Любовь Николаевна несет в зал, заставляя зрителей горевать и радоваться вместе с ее героинями.

Обсуждение закрыто.