Требование времени – противодействие преступлениям и правонарушениям, совершаемым путем информационно-телекоммуникационных технологий
Ежегодно в Самарской области выявляется множество финансовых преступлений, связанных с воровством денежных средств со счетов граждан путем манипуляций с банковскими картами. Кто, когда и на что потратил деньги с карты, не всегда удается отследить ни ее владельцу, ни банковским служащим, ни сотрудникам полиции. Некоторые даже не догадываются о том, что их обкрадывают. Меж тем мошенники в своих аферах используют широкий спектр средств – от простого похищения карт до суперсовременного оборудования. Как остановить воров, какими технологиями пользуются преступники, как оградить добросовестных держателей карт от исчезновения денег с их счетов – об этом рассказали «Первому» участники актуального круглого стола.
Оксана ФЕДОРОВА
Алексей Бородин, заместитель председателя Общественного совета при ГУ МВД России по Самарской области, вице-президент Палаты адвокатов Самарской области:
— Сегодня по всей России (и Самарский регион не исключение) выявляется множество финансовых преступлений, связанных с хищением денежных средств со счетов граждан путем манипуляций с банковскими картами. Так, за 2022 год на территории региона совершено 6704 имущественных преступления с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, причем правоохранители отмечают, что количественно мошенничество возросло на 6,5%. Поэтому на базе Общественного совета при ГУ МВД России по Самарской области была создана «Ассоциация цифровой безопасности». В декабре 2022 года на заседании Общественного совета был дан старт ее работе. Направления деятельности – выявление и содействие блокировке противоправного контента, подготовка персонала для проектов Ассоциации, осуществление «цифрового ликбеза» – работы среди различных возрастных и социальных групп с просветительскими целями, в том числе в области «цифровой гигиены», поиск и анализ имеющихся успешных практик, проектов, мероприятий, а также методических материалов по тематике работы Ассоциации и использование наработанного опыта для выстраивания комбинированной согласованной сетевой вертикально-ориентированной структуры работы по профилактике противоправных действий в сети Интернет. Кроме того, работа с ИТ-сообществом Самарской области, адаптация имеющихся образовательных программ и профилактических материалов по повышению киберграмотности для различных групп населения, взаимодействие с правительством Самарской области, губернской думой, с вузами, волонтерскими движениями, крупными федеральными проектами (Лига безопасного интернета, Урок Цифры, Уроки финансовой грамотности ЦБ РФ и др.).
Сергей Гольдштейн, руководитель пресс-службы ГУ МВД России по Самарской области:
— Если ранее большую часть потерпевших составляли лица пожилого возраста, то сейчас преступления совершаются в отношении всех возрастных групп населения. Чаще всего (74%) – это лица молодого или среднего возраста, пользующиеся социальными сетями, приобретающие товары и услуги на различных торговых площадках, имеющие счета в различных кредитных учреждениях.
Основных способов обмана несколько. Предлогом служили, например, звонки служб безопасности коммерческих банков, правоохранительных органов с целью «сохранения средств клиента банка от их хищения». Подобные преступления составляют 28,4% от всех заявленных IT-мошенничеств. Или звонки пожилым гражданам под предлогом попадания родственника в ДТП с целью освобождения от ответственности и компенсации ущерба пострадавшим. Далее – мошенничество под предлогом продажи товаров с использованием популярных сайтов (торговых интернет-площадок), при этом мошенник может выступать в роли как продавца, так и потенциального покупателя. Мошенничество с использованием сайтов по продаже билетов на различные развлекательные мероприятия, железнодорожных и авиабилетов, бронированию жилья. А также под предлогом оказания услуг брокеров, экстрасенсов и т.д. Основной проблемой, возникающей при расследовании и раскрытии совершенных с использованием информационно-коммуникационных технологий преступлений, является зачастую их межрегиональный характер: лица, на которых оформлены абонентские номера, IP-адреса, банковские карты, зарегистрированы на территории других субъектов РФ.
Иван Андрианов, член Общественного совета при ГУ МВД России по Самарской области, руководитель «Ассоциации цифровой безопасности»:
— Как оградить добросовестных держателей карт от исчезновения денег с их счетов? Есть простые правила, которые нужно запомнить и следовать им: ни при каких обстоятельствах ключи доступа к платежным инструментам не предоставляются третьим лицам, кем бы эти третьи лица ни были, даже сотрудникам банка или правоохранительных органов. Также сотрудники этих структур не уполномочены проводить финансовые операции с вашими денежными средствами частным порядком. Лучший способ обезопасить себя и свои сбережения – прекратить общение с непонятными вам личностями и обратиться за разъяснением ситуации в отделение банка, посетив его лично или связавшись с персональным менеджером..
Гумар Батршин, член Общественного совета при Управлении МВД России по г. Самаре:
— Я считаю, что для решения проблемы нужен комплекс мер, причем на государственном уровне. Во-первых, самарская губернская дума может выступить с законодательной инициативой, суть которой – жесткий запрет коммерческим организациям использовать мобильные телефоны для рекламы во всех ее видах. Во-вторых, нужен назначенный государством регулятор, специальный комитет, который сможет проработать вопрос со всех сторон и выработать программу противодействия, которая бы объединила всех в противодействии киберпреступности – и государство, и бизнес, и граждан. Ну и, конечно, как вариант, страхование денег на карте.
Марина Мясникова, управляющий отделением по Самарской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации:
— Часто спрашивают: почему бы не застраховать деньги на карте, чтобы банк их вернул в случае, если мошенники получат к ним доступ? Действительно, страховой полис защитит, если человек потеряет карту или деньги с нее украдут преступники. Страховщик возместит клиенту убытки: похищенное вернут на счет, а утерянную карту бесплатно перевыпустят. Большинство полисов компенсируют кражи денег с карты, если она была утеряна или похищена, ее данные украли с помощью технических устройств, мошенники выманили данные карты с помощью фишинговых сайтов, преступники ограбили владельца карты после того, как он снял деньги в банкомате. В договоре страхования перечислены случаи с примерами. Важно изучить их перед оформлением полиса, чтобы понимать, в каких ситуациях можно рассчитывать на возмещение, а в каких нет. Как правило, в страховке есть дополнительные условия: важно вовремя сообщить о краже, срочно заблокировать карту, собрать полный пакет документов.
Но ни одна страховка не покрывает случаи, когда вы сами сообщаете мошенникам данные своей карты, пин-коды или храните пароль вместе с банковской картой.
Необходимо знать, что в некоторых случаях банк и без страховки обязан возвращать деньги, украденные мошенниками. Для этого должны быть выполнены два условия: владелец карты заявил банку о краже не позднее следующего дня с момента, как получил уведомление о подозрительной операции, и владелец карты соблюдал правила ее безопасного использования (не хранил пин-код вместе с картой, никому не давал ее фотографировать, не сообщал секретные данные посторонним людям).
Алексей Бородин:
— В настоящий момент во втором чтении рассматривается проект федерального закона «О внесении изменений в федеральный закон «О национальной платежной системе». Он разработан с целью совершенствования механизма противодействия хищению денежных средств («антифрода») в качестве превентивных мер. Также предлагаемые изменения позволят увеличить суммы возврата банками денежных средств, уже похищенных мошенниками, в качестве мер, защищающих интересы вкладчиков и кредиторов.
В целях улучшения действующих механизмов «антифрода» предлагается обязать не только банк плательщика (как это установлено сейчас), но и банк получателя средств проводить «антифрод», т.е. осуществлять проверку операций на признаки мошенничества, включая сверку с базой данных о случаях и попытках осуществления переводов денежных средств без согласия клиента, которую ведет Банк России. Результаты «антифрода» банк получателя средств должен направить в банк плательщика, если это предусмотрено правилами платежной системы, в рамках которой осуществляется перевод денежных средств, а банк плательщика должен использовать указанную информацию при принятии решения о выявлении признаков перевода денежных средств без согласия клиента.
Кроме того, предлагается предоставить банкам право не принимать к исполнению распоряжения по явно мошенническим операциям в течение двух дней (даже несмотря на согласие клиента) в случае, если оператор по переводу денежных средств получил от Банка России информацию, содержащуюся в базе данных о случаях и попытках осуществления переводов денежных средств без согласия клиента, указывающую на операцию без согласия клиента. Как правило, за два дня клиент осознает, что деньги перечисляются мошеннику. Также у банка получателя появляется право приостанавливать использование клиентом электронного средства платежа, который находится в базе данных о случаях и попытках осуществления переводов денежных средств без согласия клиента.