Когда школа – первый дом

11 мая 2023

В старейшем учебном заведении для слабовидящих детей – атмосфера добра и творчества

Самарская школа-интернат №17 – одно из старейших учебных заведений города, в котором учатся дети со всего региона. Диагнозы разные (нарушения зрения, задержка психического развития или сопутствующие заболевания), но объединяет их всех теплота, с которой дети относятся к наставникам-педагогам, и стремление познавать новое, открывать мир. Для многих из этих ребят школа стала первым, а не вторым, как обычно говорят, домом. Так называть ее у них есть все основания: здесь дети чувствуют себя счастливыми и раскрывают все свои таланты.

Алена ПАВИЧЕВА, Василиса СУРКОВА (фото)

В ногу с инновациями

Более 130 лет назад, 4 марта 1892 года, в Самаре было открыто третье в России учебное заведение для незрячих «Училище самарского отделения попечительства императрицы Марии Александровны о слепых». За его многолетнюю историю сотни ребят получили путевки в полноценную взрослую жизнь, выйдя из этих стен образованными, достойно воспитанными людьми и востребованными в разных отраслях работниками. Сегодняшние выпускники школы-интерната находят себя в медицине, кулинарии, искусстве, а подрастающие поколения мечтают стать, например, инженерами, программистами, экологами. Воплощать мечты ребят в реальность помогают воспитатели и учителя, безусловно, не менее одаренные, чем их подопечные.

«В нашем интернате обучаются 224 ребенка, почти 50 из которых – тотально слепые, – рассказывает директор учреждения Галина Коскова. – Это дети и из городов, и из районов Самарской области, 78 из них живут здесь почти всю неделю, с понедельника по пятницу, а учатся по 12 лет, поскольку наша программа образования рассчитана на более длительный, чем в стандартной школе, срок. Конечно, мы себя чувствуем одной большой семьей, в которой бережно относятся к каждому и помогают стать лучше, изо дня в день двигаться вперед, поэтому в школе ежедневно проходят события: викторины, конкурсы, мастер-классы. Дети – постоянные участники конкурсов и соревнований, причем осваивают они все новые и новые для себя направления».

Совсем недавно, в апреле, команда «Импульс» заняла первое место в номинации «Робототехника» областного «IT-Хакатона 1.1». Подготовил воспитанников выпускник нашего учебного заведения, учитель высшей категории, руководитель Ресурсного центра Павел Пономарев. Ребята впервые состязались с представителями самарских школ и Центров технического творчества, сразу продемонстрировав высочайший уровень знаний и навыков.

Разумеется, завоевывать вершины ребятам помогает опыт работы с новейшим образовательным оборудованием. В прошлом году школа №17 стала победителем IV Всероссийского конкурса «Доброшкола» среди коррекционных школ с лучшим опытом создания современных условий для обучения и воспитания учащихся с ОВЗ в номинации «Лучший развивающий класс». Благодаря выделенным восьми миллионам рублей сделали ремонт в семи кабинетах и оснастили их по последнему слову техники. Уже в сентябре школьники приступили к дополнительным занятиям робототехникой, радиожурналистикой, они также постигают азы массажа, тонкости работы младшего обслуживающего персонала. Дело в том, что треть выпускников поступает учиться в медицинские колледжи на массажистов, некоторые становятся санитарами или работниками кухни. Кстати, вскоре ученикам предстоит пройти отборочный тур Национального чемпионата «Абилимпикс» в компетенции «Массажист», до сих пор воспитанники интерната в ней не заявлялись.

Радиожурналистика – тоже направление, которое развить в полной мере здесь смогли лишь недавно. Прежде радиорубка работала на устаревшем оборудовании, теперь же действует полноценная студия звукозаписи, аналогов которой в регионе нет. Дети в кружке сами пишут сценарии и ведут репортажи, тоже успешно. Своеобразным брендом учебного заведения стал дуэт ведущих «Миша и Маша», признанных лучшими в своем жанре на областном патриотическом форуме.

«Мы оборудовали и собственную тифлотипографию, чтобы облегчить процесс обучения для педагогов и детей, – добавляет руководитель школы-интерната. – Теперь есть возможность переводить учебные и методические материалы с плоскопечатного шрифта на шрифт Брайля, увеличивать шрифт текстов».

Наука для педагогов

Новые образовательные технологии берут на вооружение и сами педагоги. Обучать детей они начинают, когда сами осваивают тот же шрифт Брайля, специальные знаки в математике. Для учителей это тоже наука, особенно для тех, кто только пришел со студенческой скамьи. В прошлом году на работу в школу приняли трех молодых специалистов, планируется, что и в этом году придут новички.

«Педагог и есть наставник, детей ли, или менее опытных коллег, – отмечает заместитель директора по воспитательной работе Елена Тюлюсова. – Отрадно видеть, когда молодежь хочет идти в педагогику. Мы прикладываем все усилия, чтобы создать условия для профессионального роста. Когда понимаешь, что перед тобой – твоя смена, хочется научить их большему, к тому же мы тоже у них учимся – информационным, компь-ютерным технологиям».

Елена Тюлюсова работает здесь уже 27 лет. Пришла сюда воспитателем, затем стала учителем начальных классов, старшим воспитателем. Ей хорошо известно, как важна поддержка старших коллег и даже их искреннее участие, поэтому с большой охотой делится опытом. По ее словам, без наставничества в школе-интернате не обходились никогда, тем более что в нем своя специфика работы. Однако ее осваивает каждое поколение педагогов, при помощи другого. В апреле наставнический дебют сотрудников образовательного учреждения доказал эффективность модели, заняв второе место в номинации «Наставнический дебют» областного конкурса «Мой наставник».

Численность педагогического коллектива насчитывает 39 человек, 29 из которых – учителя. На базе учебного заведения работают музыкальная школа №11, шахматный клуб, секции велоспорта-тандема для слепых, мини-гольфа, студии витражной росписи по стеклу, салфетной мозаики, макраме. Не секрет, что диагнозы, связанные с нарушениями зрения, часто компенсируются блестящим слухом, и талантливые выступления детей – лучшее тому подтверждение. Ребята занимаются вокалом, учатся в классах баяна и фортепиано, а в прошлом году школьников начали принимать в класс скрипки.

В марте этого года в рамках проведения отборочного этапа XIV Международного благотворительного фестиваля «Белая трость» школу посетила Диана Гурцкая – частая гостья у самарцев, для которых лично проводит прослушивания. Певица всегда находит теплые слова для каждого участника, умеет подбодрить, настроить, чтобы ребенок шел к своей цели, несмотря ни на что. Ну, а главные призы для лучших – участие в фестивале в Москве, а также путевки во всероссийский детский центр «Орленок».

И спорт здесь в почете. Ученики активно участвуют и побеждают в соревнованиях: поднялись на вершину пьедестала в чемпионате и первенстве Самарской области по спорту лиц с интеллектуальными нарушениями в дисциплине «баскетбол 3×3», заняли третье место в общекомандном зачете на областном первенстве по дартсу. Физическому развитию и здоровью ребят в школе уделяется самое пристальное внимание, в том числе в питании, которое, кстати, здесь шестиразовое. Свежие овощи и фрукты на столе у школьников круглый год, а за тем, чтобы рацион был во всем полноценным, следят не только специалисты, но и родительский комитет, который вносит, если есть, свои пожелания.

Галина Коскова, директор Школы-интерната №17 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья г.о. Самара:

— Наша главная задача – помочь детям адаптироваться в социуме, и мы поддерживаем их во всех начинаниях. Для наших ребят участие и победы в конкурсах – это возможность посмотреть мир, познакомиться с новыми интересными людьми, испытать невероятные и яркие эмоции. Мы хотим, чтобы у них было счастливое, наполненное впечатлениями детство и юность, успешное становление как личностей, а затем и самореализация. Для этого нужно пробудить желание учиться, работать над собой и общаться с теми, кто тебя окружает.

Обсуждение закрыто.