Мне нравится быть наставником

11 мая 2023

Быть мастером своего дела и обеспечивать будущее образовательной организации

Миссия Года педагога и наставника – признание особого статуса педагогических работников, прежде всего тех, кто делает учительство мастерством. Самарская школа-интернат №4 – старейшее коррекционное учреждение региона: осенью 2021 года ей исполнилось 100 лет. Одно из главных достоинств образовательной организации – стабильно работающий педагогический коллектив, где есть молодые кадры и опытные наставники. Об особенностях работы в условиях коррекционной школы, о том, как важно растить кадры, рассказывает учитель-дефектолог высшей квалификационной категории школы-интерната №4, почетный работник общего образования РФ Татьяна Чалдышкина.

Ирина КАЗАКОВА

— Как начинался ваш путь в профессии?

— По распределению после Куйбышевского педагогического училища я начала работать в школе-интернате №4 для глухих детей. Мне повезло, я попала в сильный, творческий, дружный коллектив. Начало было очень сложным. Передо мной одновременно возникло множество задач, связанных как со знакомством с коллективом и классом, так и с вступлением в должность учителя-сурдопедагога.

— У вас был наставник?

— Как молодой специалист я нуждалась в поддержке. С теплотой и уважением вспоминаю всех педагогов, которые помогали мне. Но все-таки своим наставником считаю Зинаиду Максимовну Куприянову, настоящего профессионала, педагога от Бога. Зинаида Максимовна сочетала в себе черты и психолога, и друга, и наставника с глубоким знанием своего дела. До сих пор многое из опыта Зинаиды Максимовны использую в своей педагогической практике. И то, что, пройдя большой учительский путь, с гордостью могу сказать: «Я – учитель-сурдопедагог! Я выбрала эту профессию и горжусь своим выбором! Я никогда не изменяла своей профессии!» – тоже заслуга моего наставника.

— В вашей трудовой книжке всего одна запись: год приема в школу. 45 лет профессиональной деятельности вы отдали единственному учреждению. На чем держится такая приверженность?

— Я люблю свою школу. Мне кажется, что ни одна другая школа не излучает столько доброты и тепла. Здесь работают опытные учителя, не раз доказавшие свою профессиональную компетентность и любовь к детям, педагоги, передающие часть души воспитанникам, вкладывающие в них любовь и понимание значимости каждого человека в жизни. В нашей школе многие педагоги имеют только одну запись в трудовой книжке.

— Пополняется ли школа-интернат молодыми кадрами?

— Несомненно! Одной из первостепенных задач, которую ставит перед собой наш руководитель Людмила Алексеевна Милькина, – не просто привлечение молодых специалистов, но и, что еще существеннее, удержание их на педагогическом поприще. Ведь именно от них зависит будущее школы. В последние годы педагогический коллектив претерпел большие изменения. Наряду с опытными педагогами, в школе трудятся талантливые молодые специалисты, которые ежегодно поступают к нам на работу. Это Алена Игоревна Королева, Алена Олеговна Кузнецова, Елизавета Алексеевна Одинцова, Дарья Николаевна Хамина. Их появление в коллективе – радость и для директора школы, и для педагогов.

— В какой помощи нуждается начинающий специалист?

— Первые дни самостоятельной работы – самые напряженные, волнительные, но при этом и самые радостные для педагога, ведь у него появляется шанс проявить себя. Специфические особенности учительского труда и профессиональные возможности каждого педагога, отсутствие опыта, разрыв между знаниями и умениями приводят к разнообразным трудностям в период адаптации. Это проблемы с дисциплиной в классе, трудности в организации и проведении учебных занятий, а именно неумение правильно распределить время урока, логично выстроить последовательность этапов занятия, затруднения при объяснении материала. Бывают и проблемы прогнозирования результатов усвоения учебного материала и трудностей учащихся при его усвоении. Даже если в классе всего восемь учащихся, индивидуализировать обучение чрезвычайно сложно. Ведь все дети разные, у каждого свой багаж знаний, свои привычки, интересы.

Молодому педагогу очень непросто выстроить взаимоотношения с родителями учеников. Некоторые родители скептически относятся к молодым специалистам, рассуждая: «Чему может научить моего ребенка человек без опыта педагогической деятельности?» Вот далеко не полный перечень проблем новичка, но уже понятно, что в этот момент очень важно не оставить молодого специалиста один на один с возможными трудностями. Надо просто быть рядом и проявить внимание к его эмоциональному состоянию, интересоваться его настроением и даже самыми маленькими успехами и достижениями. Очень важно оказать молодому специалисту помощь, сделать так, чтобы период поступления на работу и первые дни стали для него не серьезным испытанием, а радостным событием. В связи с этим в школе организована работа наставников.

— Какой принцип наставничества, на ваш взгляд, служит базовым?

— Думаю, что именно совместная деятельность наставника и молодого учителя ускоряет процесс вхождения начинающего специалиста в педагогическую среду. Он чувствует себя увереннее, закрепляется его убеждение в верном выборе профессии. Как наставник молодых кадров целью своей работы считаю помощь в профессиональном росте, сопровождение в адаптационный период для успешного вхождения в профессиональную среду. Мой наставнический долг – содействовать раскрытию потенциала начинающего специалиста, привлечь его к участию в общественной жизни коллектива, сформировать у него общественно значимые интересы, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора, его творческих способностей и профессионального мастерства.

— Что для вас наставничество?

— Мне нравится быть наставником. Для меня наставничество – стимул к профессиональному росту, постоянному поиску инновационных форм и методов работы с новыми кадрами. Молодые педагоги – как новая волна, их идеи – как свежий ветер, работать с ними – настоящее удовольствие! Я не только помогаю начинающим специалистам, но и многому у них учусь. У нас замечательная молодежь: неравнодушная, веселая, творческая, всегда участвующая в различных школьных мероприятиях. Часто именно они становятся инициаторами интересных дел в школе. Молодым педагогам доверена ответственная общественная работа. Алена Игоревна Королева осуществляет сопровождение деятельности школьного психолого-педагогического консилиума. Алена Олеговна Кузнецова отвечает за своевременное наполнение школьного сайта. Елизавета Алексеевна Одинцова и Дарья Николаевна Хамина охотно делятся методикой обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и знакомят педагогов с потенциалом дистанционного обучения.

Важной наградой для меня как учителя служит то, что все мои выпускники – успешные люди: это и Юрий Таранов, и Андрей Галлибабин, и Елена Шафигуллина, и Снежана Бусарова, и Наталья Когтева, и Рустам Мухамеджанов, и Александр Дяголев, и Юрий Леднев. Все они нашли свое призвание в жизни, работают, создали семьи, у многих есть дети. Главное – что все мои выпускники стали порядочными людьми и достойными гражданами общества.

— Что считаете своим достижением?

— Мое достижение – видеть, как талантливый молодой специалист шаг за шагом покоряет новые вершины в профессиональном и личностном росте. Радуюсь, что вчерашний молодой специалист Любовь Андреевна Курилкина сегодня возглавляет Консультационный пункт инклюзивного образования на базе нашего учреждения и руководит методическим объединением учителей русского языка и литературы. Татьяна Александровна Платонова координирует работу Российского движения детей и молодежи «Движение первых». Успешно работают молодые педагоги Евгения Олеговна Наумова, Миляуша Дамировна Дадашова, Анастасия Евгеньевна Попова, Алиса Владимировна Буйлова. С уверенностью могу сказать, что будущее нашей школы в надежных руках.

Людмила Милькина, директор ГБОУ школы-интерната №4 г.о. Самара:

— Особая гордость нашего учреждения – стабильно работающий творческий коллектив. Можно сказать, что в нашем учреждении работают люди по призванию. Не секрет, что не все могут и хотели бы работать с контингентом детей, имеющих особые потребности в обучении и воспитании. У многих же наших педагогов имеется только одна запись в трудовой книжке – год приема на работу в нашу школу.

Обсуждение закрыто.