Работа ресурсного центра с педагогами позволяет повысить эффективность образовательного процесса
Двадцать лет государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Самарской области «Жигулевский ресурсный центр» служит площадкой для взаимодействия городских школ и центров дополнительного образования. Грамотная организация доступа коллективов и учителей к материально-техническим, информационным, учебным, методическим ресурсам, их интеграция обеспечивает высококачественное профессиональное образование педагогического сообщества.
Алена ПАВИЧЕВА
Неотъемлемый компонент образовательной и воспитательной деятельности, действенный инструмент профессионального роста педагогов – наставничество. Свой вклад в реализацию региональной программы многофункционального наставничества педагогических работников в общеобразовательных организациях вносят специалисты «Жигулевского ресурсного центра». Здесь на постоянной основе работает «Школа молодого педагога», в которую входят 320 учителей в возрасте до 35 лет. Для них проводятся окружные семинары и практикумы, которые помогают им лучше разобраться в особенностях профессии, педагогической, методической и управленческой деятельности. Развитие профессиональной компетенции педагогических работников ведется и в контексте распространения эффективных технологий проектного обучения. На тренингах новички получают готовые образовательные продукты: технологические карты уроков, разработки классных часов, методические рекомендации и инструкции.

Наставники и молодые учителя вовлечены в различные формы непрерывного повышения квалификации. Все наставники прошли обучение на курсах повышения квалификации «Академия наставничества «Педагог К-21 (Компетенция 21 века)», проводятся обучающие интенсивы «Наставничество (менторство) как метод обучения и развития педагогов», «Наставничество в дошкольной образовательной организации», «Наставничество как механизм непрерывного развития профессионального мастерства педагогов: управленческий аспект».
Ежегодно специалисты центра оказывают молодым педагогам методическое сопровождение и психологическую поддержку на очных встречах с наставниками на рабочих местах, видеоконференциях. Учителя получают консультации по работе с документацией, планированию учебного материала, составлению плана урока, знакомятся с эффективными методами организации учебной деятельности школьников, внеклассной работы. Полученные знания жигулевские педагоги применяют на практике, участвуя в конкурсах профессионального мастерства. Один из таких – «Учитель года Самарской области» для специалистов Центрального, Северо-Западного и Западного образовательных округов, зональный этап которого организовал ресурсный центр.
Для молодых педагогов облегчается процесс профессионального становления, развития способностей и качественного выполнения возложенных на них задач. Сокращается и период их адаптации к корпоративной культуре и правилам поведения в школе. Главное – у педагогов формируется умение самостоятельно учиться и переучиваться, используя все доступные ресурсы центра.
Дина Клаузова,
директор ГБУ ДПО СО «Жигулевский ресурсный центр»:
— Немаловажную роль в трансформации наставничества в инновационное русло играет и ситуация смены типа культурно-исторического наследования. Если раньше молодое поколение всегда училось у старшего, то сегодня ситуация не так однозначна. Сущность вызова в том, что с течением времени для молодежи неуклонно сокращается влияние исторического опыта предшествующих поколений и возрастает роль опыта более продвинутых коллег. Последние также могут выступать в роли учителей-наставников по отношению к педагогам старших возрастов в том, что касается овладения новыми информационно-коммуникационными технологиями. В силу этого и культурная граница между поколениями, обучающими и обучаемыми, становится очень подвижной.