Практика на деле

12 июня 2023

В Сызранском медико-гуманитарном колледже активно развивается институт наставничества

Наставничество – универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей. Так считают педагоги Сызранского медико-гуманитарного колледжа. Кроме того, это и инструмент инновационного развития России, не случайно институту наставничества уделяется внимание на государственном уровне.

Алена ПАВИЧЕВА

В региональной системе профессионального образования не первый год действует модель развития наставничества, основные формы которой следующие: «преподаватель-преподаватель», «преподаватель-студент», «студент-студент», «работодатель-студент». Каждая из них предполагает решение определенного круга задач с использованием единой методологии наставничества.

В Сызранском медико-гуманитарном колледже успешно реализуется программа «Наставничество», цель которой – вовлекать молодых, с небольшим опытом, преподавателей во все сферы профессиональной деятельности, повышение педагогического мастерства. В этом учебном году, например, трое опытных специалистов работают по этому направлению с семью начинающими коллегами. Используются разные методы работы, среди которых индивидуальная, информационная, методическая и консультационная поддержка, обмен мнениями по вопросам организации, содержания и методов обу-чения, современных образовательных технологий, а также научно-исследовательская работа по определенной проблеме. Педагоги участвуют в конференциях, конкурсах, вебинарах разных уровней, посещают друг у друга открытые уроки.

В числе таких наставников – Ольга Нагулова, руководитель методического объединения преподавателей, реализующих образовательную программу «Лечебное дело». Имея опыт работы в практическом здравоохранении, она принимает активное участие в совершенствовании учебно-методической базы подготовки медицинских специалистов со средним профессиональным образованием. Активно внедряет в учебный процесс современные технологии обучения, формы и методы организации и проведения занятий, контроля знаний, которые направлены на формирование интереса к специальности, самореализацию обучающегося, развитие его творческих способностей. Ее подопечные на протяжении последних трех лет имеют высокие результаты учебно-исследовательской работы. Кроме того, Ольга Нагулова вносит свой вклад в инновационную работу колледжа: с 2021 года она является участником региональной площадки «Разработка и апробация организационных механизмов наставничества через систему профессионального волонтерства в форме «студент-студент».

Преподаватель русского языка и литературы Анна Захарова – автор нескольких учебно-программных, учебно-методических и контрольно-оценочных материалов по этим дисциплинам. В педагогической деятельности она использует личностно-ориентированные технологии, методы дифференцированного и развивающего обучения, а также технологии, основанные на коллективном способе обучения, активизации и интенсификации деятельности обучающихся. В этом учебном году Анна Захарова стала участником федеральной пилотной площадки по внедрению методик преподавания восьми общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего.

Положительная динамика наблюдается в учебных группах, где преподает Валентина Салмина. Сочетая творческий подход с педагогическими способностями, она проводит занятия на высоком методическом уровне, применяя современные образовательные технологии и приемы в обучении. С целью развития творческих способностей студентов, погружения их в профессию руководство ведет исследовательскую деятельность, по результатам которой студенты побеждают в межрегиональных конкурсах. Еще один опытный преподаватель – Нина Майорова, также участвующая в совершенствовании учебно-методической базы специалистов со средним профессиональным образованием гуманитарно-технологического профиля. Она выступала разработчиком образовательных программ по специальностям «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий», «Техническое регулирование и управление качеством с учетом требований профессиональных стандартов, программ профессионального обучения по профессиям Сборщик обуви и Портной».

Второй год колледж служит региональной инновационной площадкой в сфере образования по проекту «Разработка и апробация организационных механизмов наставничества через систему профессионального волонтерства в форме «студент-студент». Проект включает в себя проведение волонтерской работы с использованием технологии «равный-равному», то есть студенты-медики обучают наставляемых – представителей других профессиональных образовательных учреждений Сызрани и Октябрьска. Сейчас в нем задействованы 200 добровольцев из колледжа и 1100 их подопечных. Молодежь проводит периодические диагностические исследования по оценке уровня здоровья, информационно-обучающие мероприятия «Школа здоровья». Практика признана успешной – для молодых людей, как показывает статистика, мнение сверстника зачастую важнее мнения старших.

Руководит центром волонтеров колледжа Татьяна Брагина, возглавляющая Сызранское местное отделение Всероссийского общественного движения в сфере здравоохранения «Волонтеры-медики». Успешно реализует различные технологии: «равный-равному», «проведение больничной клоунады», игровые методы. С целью формирования у обучающихся мотивационно-ценностного отношения к способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья при непосредственном участии Татьяны Брагиной реализуется региональная инновационная площадка «Разработка и апробация организационных механизмов наставничества через систему профессионального волонтерства в форме «студент-студент». Именно она подготовила призеров региональных чемпионатов «Молодые профессионалы» Самарской области по компетенции «Медицинский и социальный уход», регионального этапа Всероссийской олимпиады профессионального мастерства по специальности СПО «Сестринское дело».

Также форма наставничества «студент-студент» реализуется в колледже через систему студенческого самоуправления. Другая форма – «работодатель – студент» предусматривает систему взаимодействия колледжа с медицинскими организациями, где студенты могут получить актуальные компетенции.

Лола Касымова, директор ГБПОУ «Сызранский медико-гуманитарный колледж»:

– В нашем колледже актуализирована роль наставника: он способен стать для подопечного человеком, оказывающим комплексную поддержку на пути социализации, взросления, в поиске индивидуальных жизненных целей и путей их достижения, в раскрытии потенциала и возможностей саморазвития. Главное – наши педагоги делятся с молодежью уникальностью практических навыков, которые необходимы им в будущей профессиональной деятельности.

Обсуждение закрыто.