Успех каждого ребенка

12 июня 2023

Педагоги Северного округа – носители высокой образованности, интеллигентности и настоящей культуры

Ровно 20 лет назад в министерстве образования и науки Самарской области были созданы новые структурные подразделения – округа. Одним из крупнейших стало Северное управление, объединив профильные учреждения сразу трех районов: Сергиевского, Челно-Вершинского и Шенталинского. Об их победах и последних достижениях рассказала руководитель Северного управления образования Наталья Куликова.

Алена ПАВИЧЕВА

— Сколько образовательных учреждений дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования включает в себя сегодня окружная система?

— В Северном округе работают 39 школ (7310 детей), 48 детских садов (2779 дошкольников), пять структурных подразделений школ, реализующих программы дополнительного образования, (9746 воспитанников) и одна профессиональная образовательная организация – Сергиевский губернский техникум (781 студент). Трудятся в системе образования 702 учителя и 50 преподавателей техникума, 300 воспитателей и 82 педагога дополнительного образования.

Прошедший год стал результативным особенно для системы дошкольного образования – все малыши были обеспечены местами в детских садах. Повысилось и качество образования, что подтвердили результаты мониторинга. Наши педагоги добились позитивной динамики по основным направлениям развития и подготовки детей к школе – интеллектуальной и мотивационной готовности. В целом ребята усвоили программу подготовительной группы и готовы к обучению в школе.

— Как округ способствует повышению качества и доступности образовательного процесса?

— В детских садах эффективно реализуются приоритетные направления образовательной политики государства. Особую актуальность в условиях современной системы приобретает проблема развития технического мышления: экономика страны нуждается в инженерах и высококвалифицированных рабочих кадрах. На уровне детских садов большое внимание уделяется развитию у воспитанников навыков исследовательской деятельности и технического творчества. Наши дошкольные учреждения служат опорными площадками федерального, регионального, окружного уровней по таким направлениям, как «Внедрение программ дошкольного образования «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров», «ТехноМир: развитие без границ», «Формирование основ инженерного мышления у детей дошкольного возраста в процессе использования образовательных конструкторов и роботехники».

Также в учреждениях внедряются такие проекты, как программно-методический комплекс «Мозаичный ПАРК», «Мастерская конструирования Фанкластик», «Основы алгоритмики и программирования «ПиктоМир» и «МИР ГОЛОВОЛОМОК». Копилка достижений округа пополнилась в этом учебном году победами и призовыми местами в региональных робототехнических соревнованиях «ИКаРенок», международном открытом фестивале научно-технического творчества «АВТОФЕСТ2+».

— Каковы итоги работы в звене общего образования?

— Повышение качества образования и здесь в приоритете. Действенный инструмент для нас – масштабная модернизация школьной инфраструктуры. Благодаря реализации НП по направлениям «Современная школа» и «Успех каждого ребенка» в этом году в округе начали работать семь центров естественнонаучной и технологической направленностей «Точка роста» на базе Воротненской, Елшанской, Калиновской, Черновской, Старо-Эштебенькинской, Денискинской школ и Шенталинской школы №2. Всего в округе с 2019 года действуют 14 таких центров. Мы открывали их одними из первых в регионе. Все эти ресурсы на сто процентов используются нашими учениками при освоении основных и дополнительных программ.

Развитие способностей и талантов детей – первоочередная задача и детских минитехнопарков. В текущем году один из них начал свою работу на базе Челно-Вершинской школы, действуют еще три. Их инфраструктура широко используется в учебное и во внеурочное время, в том числе для развития инженерного образования. Ребята имеют возможность подготовиться к участию в конкурсах и соревнованиях различного уровня, прежде всего, технической направленности. На счету наших школьников – победы в региональных первенствах, таких как олимпиада по техническому творчеству «Технари XXI века», творческий конкурс моделирования и конструирования «Мир фантазий и идей», «Фестиваль инноваций, изобретений, технологий», «РобоРадуга» и «КосмоВесна».

— Есть ли у вас стобалльники, каковы в целом результаты государственной итоговой аттестации?

— Эти результаты у нас есть, и они служат показателем успешности инфраструктурных преобразований. Стобалльный результат по обществознанию показала выпускница Челно-Вершинской школы Евгения Михеева (учитель Татьяна Трофимова). Кроме того, выросла доля выпускников, набравших 81 и более баллов по биологии, химии, литературе, обществознанию, истории. В этом году нет выпускников, не преодолевших минимальную границу по русскому языку, английскому языку, информатике и ИКТ, истории, литературе.

Отмечу три школы округа, в которых 100% выпускников набрали более 70 баллов по всем сдаваемым предметам: Серноводская, Кармало-Аделяковская и Старо-Шенталинская. В шести школах округа выросло число ребят-высокобалльников, суммарно набравших баллы в диапазоне от 251 до 300 баллов (не менее 83 баллов за каждый предмет). Это Сергиевская и Шенталинская школы №1, Серноводская, Сургутская, Денискинская и Четырлинская школы.

После двухлетнего перерыва выпускники 9-х классов на ГИА сдавали четыре предмета, и округ достиг неплохих результатов. Вырос средний балл по математике на четыре балла, а число выпускников, не преодолевших минимальный порог с первого раза, уменьшилось. Сегодня мы наблюдаем увеличение числа детей, изучающих предмет «Информатика» на углубленном уровне. Доля участников ОГЭ по информатике и ИКТ велика и составляет 34,8%, которые обеспечили 17 школ. Во многих вузах сейчас для поступления необходимы высокие баллы по физике или информатике. В регионе разработана программа повышения квалификации учителей-предметников по преподаванию языков программирования, в округе будут работать шесть площадок, на базе которых учащихся 8-11-х классов из разных школ, планирующих сдавать информатику на ГИА в 9-х и 11-х классах, будут обучать языкам программирования.

— Какие еще новации внедряются?

— Апробация федеральной государственной информационной системы «Моя школа», подключение всех школ страны к единому порталу с доступом к качественному и проверенному образовательному контенту, обучающие семинары для педагогов – все это, несомненно, способствует и повышению качества работы школ по развитию детской одаренности. Растет число детей, участвующих в различных этапах всероссийской олимпиады школьников и, кстати, становятся призерами. Ребята ездят также на профильные смены центра «Вега», занимают призовые места в областном конкурсе исследовательских проектов школьников «Взлет», Межрегиональном форуме «Созвездие IQ» – Самарский НАНОГРАД», всероссийском конкурсе творческих, проектных и исследовательских работ учащихся «#ВместеЯрче». В числе наград также – успехи во Всероссийском конкурсе сочинений «Без срока давности», Российской психолого-педагогической олимпиаде школьников им. К.Д.Ушинского,
«АгроНТИ-2021».

С 2022 года Самарская область (и в том числе мы) присоединилась к всероссийской программе развития социальной активности младших школьников «Орлята России», запущен цикл внеурочных занятий «Разговоры о важном». Академия Минпро-свещения России на площадке Российского общества «Знание» организовала подготовку классных руководителей и кураторов групп профессиональных образовательных организаций к проведению классных часов. Наши педагоги, конечно, активно присоединились к этим инициативам.

— Одно из главных условий высокого качества образования – высококвалифицированные педагогические кадры. Как вы их привлекаете?

— Ежегодно ряды педагогов пополняются молодыми специалистами, которых мы принимаем на основе ученических договоров. В прошлом году пришло семь таких педагогов. Всего же в систему образования округа с нового учебного года влились 10 молодых учителей.

Руководители школ начинают подготовку будущего педагога со школьной скамьи. В округе получила широкое распространение практика заключения договоров о целевом обучении по педагогическим специальностям с выпускниками школ с условием последующего трудоустройства. Шенталинская школа №2 и СГТ участвуют в реализации регионального проекта годичной педагогической практики, когда студенты выпускных курсов СГСПУ приходят на работу к ним или проходят педагогическую практику. Кроме того, Сергиевская школа №1, Суходольская школа №2, Челно-Вершинская и Сургутская школы являются участниками всероссийского проекта «Педагогический класс».

Высокий статус педагога и наставника в нашем обществе, обозначенный на государственном уровне, популяризирует нашу профессию, мотивирует школьников получать ее.

Обсуждение закрыто.